27 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Наука, исцеляющая сердца

Всевышний Аллах в Коране сказал (смысл): «В тот день, когда ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому, кроме тех, кто предстанет перед Аллахом ﷻ с непорочным сердцем...» (сура «Аш-Шуара», аяты 88–89).

Имам аль-Куртуби в комментариях к этому аяту говорит: «Всевышний обособил сердце, так как именно от него зависит благополучие или гибель всех остальных органов» («Аль-Джамиу ли ахкам аль-Курани»). Имам аш-Ширбини в книге «Аль-Икнаи фи хилли аль-фази Аби Шуджа» пишет:

 

«Омовение подразделяется на обязательное и желательное. Обязательное выполняется, если омовение нарушено, желательное – это обновление омовения, желательные (суннат) купания. Обязательное омовение делится на очищение тела (его мытьё) и сердца (очищение его от зависти, самодовольства, высокомерия, желания действовать напоказ).

 

Имам аль-Газали говорит, что знать в совершенстве границы этих болезней, причины возникновения, лечение и исцеление от них является обязанностью каждого человека». Имам ан-Навави, рассказывая в книге «Аль-Маджму шарх аль-Мухаззаб» о необходимости изучения различных шариатских наук, говорит о «науке сердца» и приводит вышеупомянутые слова великого учёного аль-Газали.

 

Далее приводит слова другого учёного: «Если человек наделён непорочным от этих болезней сердцем, то нет ему необходимости изучать, устанавливать причины и лечение от них. А если в его сердце есть эти болезни, тогда он вправе рассмотреть: если получается самостоятельно избавиться от них, без тщательного изучения, то ему необходимо это сделать, подобно тому, как обязан уберечь себя от греха прелюбодеяния и т. п., не углубляясь в причины и средства защиты от этого греха.  Однако если человек не может самостоятельно избавить своё сердце от этих болезней, тогда он обязан изучить эту науку. Аллах знает лучше».

 

 
Известный учёный маликитского мазхаба Мухаммад бин Ахмад в книге «Дурр аль-Самин» пишет: «Поистине, изучение науки ат-тасаввуф является индивидуальной обязанностью каждого здравомыслящего, совершеннолетнего мусульманина, так как большинство людей подвержены таким болезням, как желание действовать напоказ, завистливость, и необходимо знать исцеление от них».

 

Величайший учёный Закария альАнсари, которого называли шейхом аль-Ислам, говорил: «Поистине, ат-тасаввуф – это наука, благодаря которой человек может узнать пути очищения своего нафса (эго), улучшения своего нрава, явного и скрытого стремления к достижению счастья в обоих мирах» («Ахкаму ддаляляти аля тахрири ррисаля»).

 

Другой учёный, Ахмад Зарук, в своей книге «Каваиди ттасаввуфи» пишет: «Наука ат-тасаввуф направлена на избавление сердца от душевных пороков, уединение со Всевышним Аллахом. А наука аль-фикх направлена на улучшение деяний, сохранение их упорядоченности, а также выявление мудрости приведением ясных доводов».

 

 Говоря о важности тасаввуфа, мы должны помнить об истинных учёных этой науки – духовных наставниках, тарикатских шейхах. О них и об их учении читайте в следующем номере.

 

АДИЛЬ ИБРАГИМОВ