Наука, исцеляющая сердца
Имам аль-Куртуби в комментариях к этому аяту говорит: «Всевышний обособил сердце, так как именно от него зависит благополучие или гибель всех остальных органов» («Аль-Джамиу ли ахкам аль-Курани»). Имам аш-Ширбини в книге «Аль-Икнаи фи хилли аль-фази Аби Шуджа» пишет:
«Омовение подразделяется на обязательное и желательное. Обязательное выполняется, если омовение нарушено, желательное – это обновление омовения, желательные (суннат) купания. Обязательное омовение делится на очищение тела (его мытьё) и сердца (очищение его от зависти, самодовольства, высокомерия, желания действовать напоказ).
Имам аль-Газали говорит, что знать в совершенстве границы этих болезней, причины возникновения, лечение и исцеление от них является обязанностью каждого человека». Имам ан-Навави, рассказывая в книге «Аль-Маджму шарх аль-Мухаззаб» о необходимости изучения различных шариатских наук, говорит о «науке сердца» и приводит вышеупомянутые слова великого учёного аль-Газали.
Далее приводит слова другого учёного: «Если человек наделён непорочным от этих болезней сердцем, то нет ему необходимости изучать, устанавливать причины и лечение от них. А если в его сердце есть эти болезни, тогда он вправе рассмотреть: если получается самостоятельно избавиться от них, без тщательного изучения, то ему необходимо это сделать, подобно тому, как обязан уберечь себя от греха прелюбодеяния и т. п., не углубляясь в причины и средства защиты от этого греха. Однако если человек не может самостоятельно избавить своё сердце от этих болезней, тогда он обязан изучить эту науку. Аллах ﷻ знает лучше».
Известный учёный маликитского мазхаба Мухаммад бин Ахмад в книге «Дурр аль-Самин» пишет: «Поистине, изучение науки ат-тасаввуф является индивидуальной обязанностью каждого здравомыслящего, совершеннолетнего мусульманина, так как большинство людей подвержены таким болезням, как желание действовать напоказ, завистливость, и необходимо знать исцеление от них».
Величайший учёный Закария альАнсари, которого называли шейхом аль-Ислам, говорил: «Поистине, ат-тасаввуф – это наука, благодаря которой человек может узнать пути очищения своего нафса (эго), улучшения своего нрава, явного и скрытого стремления к достижению счастья в обоих мирах» («Ахкаму ддаляляти аля тахрири ррисаля»).
Другой учёный, Ахмад Зарук, в своей книге «Каваиди ттасаввуфи» пишет: «Наука ат-тасаввуф направлена на избавление сердца от душевных пороков, уединение со Всевышним Аллахом. А наука аль-фикх направлена на улучшение деяний, сохранение их упорядоченности, а также выявление мудрости приведением ясных доводов».
Говоря о важности тасаввуфа, мы должны помнить об истинных учёных этой науки – духовных наставниках, тарикатских шейхах. О них и об их учении читайте в следующем номере.
АДИЛЬ ИБРАГИМОВ