Доброта – это слабость?

Доброта в наше время не ценится, нередко её принимают за слабость, поэтому на зло надо отвечать злом… – считают некоторые. Так ли это на самом деле, попробуем разобраться.

статья опубликована в номере: 23 (588) / от 01 декабря 2019 (Раби уль-Ахир 1441 г.)
282

Нет сомнений в том, что Ислам – религия справедливости. Поэтому, если кто-то повредил твой указательный палец на правой руке, то тебе даётся право так же поступить с указательным пальцем на правой руке того, кто это совершил. Таков Шариат. Но посмотрим на то, как поступал наш Пророк Мухаммад ﷺ, как он распространял религию Ислам и чем при этом руководствовался. 

 

Всевышний Аллах сказал (смысл): «Не сравнится благодеяние и зло. Отклоняй же зло добром (гнев – терпением, невежество – мягкостью, вред – прощением) – и тогда в скором времени тот, с кем ты враждуешь, станет твоим близким другом и сторонником. Это большое достоинство – отклонение зла добром – даровано только тем, кто терпелив и наделён великим уделом добродетелей и совершенством души» (сура «Фуссилят», аяты 34–35).

 

Однажды пророк Иса (Иисус) عليه السلام проходил мимо группы людей, и те, заметив его, стали поносить его и выказывать недовольство. Пророк Иса عليه السلام же ответил им добрыми словами. Те, кто был рядом, спросили у него: «Они оскорбляют тебя, а ты отвечаешь добром?» На что пророк Всевышнего ответил: «Кто чем богат, тем и делится».

 

Превращение врагов в друзей

Представьте, что у вас появилась цель всей вашей жизни и вы хотите побыстрее приступить к её претворению. Вы делитесь этим с вашими близкими, родственниками, друзьями и соседями. Самая малая часть из них поддержала вас, остальные же не только остались холодны, но и стали этому всячески препятствовать, мешая вам идти к ней.

 

Ваши друзья превратились во врагов, родственники и соседи – в завистливых обидчиков и озлобленных ненавистников. Через какое-то время они все изгнали вас, предварительно подвергнув большим тяготам, а затем объявили вам войну. Каково будет ваше состояние? Жизнь Посланника Аллаха ﷺ прошла примерно по такому сценарию.

 

Пророк ﷺ добился своей цели, превратив своих врагов и ненавистников в близких братьев и приближённых последователей. Не секрет, что этого всего он добился благодаря прекрасным качествам, которыми Всевышний одарил его.

 

Одним из них было то, что он отвечал добром на зло. Видя такое отношение, люди, питавшие в своих сердцах гнев, начинали понимать, что они имеют дело с настоящим Божьим посланником, и тогда их гнев сменялся любовью к нему.

 

Суть кротости (хильм)

Кротость человек проявляет в двух случаях: если он, обуреваемый яростью и гневом, способен сдержаться и когда на зло отвечает добром. Сложные времена и очерствение сердец – так некоторые люди оправдывают уже свою грубость.

 

На самом деле для нас, как для рабов Всевышнего, не должно иметь значения, как воспримут нашу доброту другие люди. Хотя бы потому, что это уже будет рассматриваться как попытка поиска довольства людей, а не довольства Всевышнего.

 

Выходит, что мы не совершаем благодеяние только потому, что оно не ценится людьми, не обращая внимания на то, имеет ли оно цену перед Всевышним. А ведь в этом суть благодеяний. Если же посмотреть на это уже под другим углом, то не в том ли суть проявления кротости в Исламе, что чем грубее к тебе отнеслись, тем мягче следует отвечать? Ведь тем ценнее это качество, когда твоя доброта опережает зло.

 

Принятие веры Зайдом ибн Сунатом

Зайд ибн Сунат был иудеем, почитавшим Тору (Таврат). Читая её, он нашёл полное соответствие качеств Посланника Аллаха ﷺ качествам, которые были присущи последнему пророку, описанному в Торе. За исключением двух качеств, которые Зайду ещё не довелось увидеть в нём. Первое качество – доброта Пророка  всегда опережала его гнев. Второе – чем грубее к нему относились, тем мягче он отвечал.

 

Тогда он решил сам проверить. Както Пророк ﷺ купил у него финики с условием расплатиться за них позже в назначенный срок. Когда Зайд пошёл требовать плату, до наступления назначенного дня оставалось трое суток. Он подошёл к Пророку ﷺ, схватил его за одежду и закричал: «О вы, сыновья Абдул-Муталиба, вы люди, которые вовремя не выплачиваете долг!» Увидев это, Умар رضي الله عنه рассвирепел: «О враг Аллаха ﷻ! Неужели ты говоришь и делаешь то, что я сейчас наблюдаю?!

 

Если бы не долг Посланника ﷺ тебе, то твоя голова слетела бы с плеч!» Посланник Аллаха ﷺ же, улыбнувшись, сказал: «О Умар رضي الله عنه, не нуждались мы в твоей грубости. Вместо этого ты должен был напомнить мне, чтобы я вовремя выплатил долг, а ему посоветовать просить свои деньги мягче, с уважением.

 

А теперь отправляйся, о Умар رضي الله عنه, вместе с этим человеком и возмести ему долг, а сверх этого дай 20 сахов (1 сах – около 3 кг) фиников – за то, что ты его напугал». И запомните: только свет может озарить мрачную комнату, тьма на это не способна.

 

АСИЛЬДАР АСИЛЬДАРОВ
 

Также в рубрике

Почему нет бараката?

Баракат в переводе с арабского языка означает «благодать». Баракат – это прибавление и дополнение. Баракат

Меняя себя ради других

Как-то мой друг сказал: «Воспитание себя и своих ближних – священная обязанность каждого». Бесспорно, что от

Одинокий пастух и свирель сатаны

Абу Саид аль-Худри رضي الله عنه передаёт, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Вскоре наступят времена, когда

Не искушай людей!

Мы разные. Весёлые и скучные, умные и не очень... Как нам вообще удаётся жить бок о бок в семьях или работать