26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.11.2019 (по Шафии)

1. – Какие действия желательно выполнить после рождения ребёнка и каков их порядок? 2. – Считается ли действительной клятва, произнесённая не на арабском языке? 3. – Дозволено ли женщине работать консультантом в сфере продаж и услуг, если это предполагает взаимные взгляды и общение с представителями противоположного пола? 4. – Можно ли работать бухгалтером в организации, которая занимается продажей алкогольной продукции? 5. – Можно ли женщине выходить из дома, нарядившись и надев украшения? 6. – Можно ли по телефону заключить торговую сделку?

1. – Какие действия желательно выполнить после рождения ребёнка и каков их порядок?

– Сразу же после родов желательно (суннат):

– чтение азана (призыва на молитву) в правое ухо новорождённого;

– чтение икамата (призыв на молитву непосредственно перед совершением намаза) в левое ухо;

– чтение в правое ухо конца 36-го аята суры «Аль-Имран»;

– чтение в правое ухо суры «Аль-Ихляс»;

– протереть нёбо новорождённого фиником, предварительно разжевав его. Если нет финика, то желательно для этого использовать какой-либо сладкий продукт, которого не коснулся огонь (к примеру, изюм).

На седьмой день после родов желательно:

– дать ребёнку имя (но если родители не намерены на седьмой день резать акика, то желательно наречь ребёнка в день его рождения);

– зарезать акика (жертвенное животное);

– побрить ребёнку всю голову;

– после бритья помазать его голову халуком (благовоние) и шафраном;

– отдать милостыню в виде золота или серебра, равную весу сбритых волос. Если ребёнок умер до истечения семи дней, то желательно наречь его именем, не дожидаясь семидневного возраста.

 

Также желательно наречь именем выкидыш, срок которого 120 дней и более. Если пол выкидыша при этом невозможно определить, то нарекают общим для мужского и женского полов именем, например, Хинд, Талхат. Если ребёнок родился днём, то отсчёт семи дней для вышеупомянутых действий начинается со дня рождения. Если ночью, то со следующего дня.

 

На седьмой день (не считая дня рождения) после родов желательно совершить процедуру обрезания. И нежелательно (карахат) раньше этого срока. Если обрезание не получилось сделать на седьмой день, то желательно на сороковой, а если и на сороковой день не удастся совершить, то желательно после исполнения ребёнку семи лет.

 

Если ребёнок из-за слабого здоровья не в силе перенести обрезание, то необходимо его отложить, пока он не окрепнет. («Тухфат аль-Мухтадж») В книге «Хашия аш-Ширвани» говорится о том, чтобы нарекание имени состоялось до акика.

 

2. – Считается ли действительной клятва, произнесённая не на арабском языке?

– Клятва действительна на любом языке, если соблюдены определённые условия, такие как специфика и грамматика языка, на котором совершается клятва, и т. п.

 

Аргументация:

«Лиан (проклятие) и казф (обвинение в отсутствии целомудрия) на аджаме (то есть на любом языке, помимо арабского) будут действительными, даже если человек знает арабский, подобно тому, как будут действительны клятва и свидетельство, произнесённые не на арабском» (Ибн Хаджар. «Тухфат аль-Мухтадж»).

 

«Соблюдение специфики языка означает: например, кто-то даёт клятву на персидском языке, что не войдёт в дом. И он не нарушит клятвы, пока не войдёт в сооружённый дом, поскольку слово «дом» на персидском употребляется только в значении «построенное сооружение», то есть шатёр, палатку и т. п. на персидском языке домом не называют, в отличие от арабского языка» («Хашия аль-Джамал»).

 

3. – Дозволено ли женщине работать консультантом в сфере продаж и услуг, если это предполагает взаимные взгляды и общение с представителями противоположного пола? 

– Женщине дозволено работать консультантом в сфере продаж и услуг, где она может информировать мужчин о качестве товара и услугах торговли. «Дозволяется мужчине смотреть на лицо женщины во взаимоотношениях, связанных с куплей-продажей, чтобы при необходимости обратиться к ней, например, потребовать оплату обратно».

 

«Голос женщины не является авратом (то, что женщина обязана скрывать от посторонних мужчин), следовательно, разрешено слушать её голос, будучи уверенным, что не возникнет влечения к ней» («Нихаят аль-Мухтадж»). «На что мужчине при необходимости дозволено смотреть у женщины, разрешается и женщине смотреть у мужчины, если в этом возникает необходимость. К примеру, когда она покупает что-либо у мужчины или продаёт ему, или при найме его на работу» («Ужалат аль-Мухтадж»).

 

4. – Можно ли работать бухгалтером в организации, которая занимается продажей алкогольной продукции?

– Работать в организации, которая занимается продажей алкоголя, запретно, как и заниматься любой другой деятельностью в подобных заведениях. Аргументация: Один из видов запретных сделок – это продажа фиников и винограда тем, кто изготавливает из них спиртное.

 

Доводом этому является хадис Пророка ﷺ, где он проклял десять категорий людей, связанных с алкоголем, в числе которых были и те, кто изготавливал спиртное для других и личного употребления. Этот хадис указывает на запрет всего, в чём есть пособничество и содействие греху. Аналогично этому приравнивается каждое деяние, способствующее греху» (Ибн Хаджар. «Тухфат аль-Мухтадж»).

 

«Поистине, Всевышний Аллах проклял алкоголь и того, кто пьёт, наливает, продаёт, покупает, производит для других, изготавливает для себя, перевозит, принимает его и зарабатывает за счёт алкоголя» (ас-Суюти. «Джами ас-Сагир»).

 

Комментарии к хадису: «Всевышний Аллах проклял того, кто питается за счёт алкоголя, то есть того, кто зарабатывает за счёт алкоголя, в какой бы форме это ни было. Этот хадис указывает на запрет продавать любые виды спиртных напитков.

 

Шейх аль-Ислям Закария аль-Ансари сказал: «Смысл хадиса подразумевает запрет всего, что содействует греховному». А продажа спиртных напитков – из этой категории. Также шейх видит в хадисе запрет продавать гашиш (а также любые другие наркотические средства). А тех, кто продаёт его и употребляет, необходимо наказывать» (альМанави. «Файз аль-Кадир»).

 

5. – Можно ли женщине выходить из дома, нарядившись и надев украшения?

– Женщине запрещено выходить в одежде, которая привлекает внимание и притягивает взор посторонних мужчин. К таковой можно отнести одежду, полностью не прикрывающую аврат женщины (запретные для посторонних мужчин части тела), или через которую он виден, а также одежду из тонкой ткани, облегающую тело и выделяющую формы и очертания.

 

Запрещено носить украшения поверх одежды – демонстрируя их, привлекая к себе таким образом внимание. Аргументация: Передаётся, что Айша رضي الله عنها сказала: «Моя сестра Асма رضي الله عنها вошла к Посланнику Аллаха ﷺ, облачённая в тонкое одеяние.

 

Пророк ﷺ отвернулся от неё и сказал: “О Асма, девушке при достижении возраста совершеннолетия (первого менструального цикла) запрещено выставлять напоказ что-либо, кроме этого”, – и он указал на лицо и кисти рук» (Абу Давуд. «Сунан»). «К большим грехам относится ношение женщиной напоказ тонкой прозрачной одежды, которая не скрывает цвета кожи и выказывает её привлекательность».

 

Имам аз-Захаби говорит: «К деяниям, за которые женщина заслуживает проклятия Всевышнего, относятся: демонстрация из-под одежды украшений из золота и драгоценных камней вне дома, умащение благовониями, подобными миску.

 

Также запретно использование нарядной одежды, блестящих изделий из золота и серебра, штанов из шёлка, ношение одежды с широкими длинными рукавами. Женщины, наряжающиеся подобным образом напоказ, навлекают на себя гнев Всевышнего Аллаха как на этом свете, так и в мире вечном (Ахирате)» (Ибн Хаджар аль-Хайтами. «Аз-Заваджир»).

 

6. – Можно ли по телефону заключить торговую сделку?

– «Заключать торговые сделки по телефону или по другим средствам беспроводной связи аналогично заключению сделки напрямую, даже если стороны не видят друг друга, поскольку непосредственное созерцание не является условием для действительности сделки.

 

Имам ан-Навави сказал: ‘‘Если двое, находясь вдали, обратятся друг к другу для заключения торговой сделки, то их сделка действительна, и в этом учёные единогласны’’» (Таки Усмани. «Фикх аль-Бую аля-мазахиби альАрбаа»).

 

«Сделка, заключённая посредством метафор или письменно, является действительной. Письмо идентично метафоре, следовательно, сделка, заключённая письменно, будет действительной только при наличии намерения».

 

«Информация, принятая по телеграфу, изобретённому в наше время, аналогична письму. Следовательно, заключение договора по телеграфу будет идентично метафорическому выражению (то есть нуждается в намерении)». («Хашия аш-Ширвани»)