26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Актуально

Желание быть умным и богатым

Религия Единого Господа призывает к тому, чтобы человек стремился к просвещению, разуму. Неспроста первые аяты Божественного писания начинаются с призыва к чтению и просвещению (смысл): «Читай, во имя твоего Господа, Который сотворил всё сущее» (сура «Аль-Алак», аяты 1–2).

Посланник Аллаха ﷺ также придавал огромное значение приобретению знаний. В одном из хадисов сказано: «Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина и каждой мусульманки» (ат-Табрани, аль-Байхаки).

 

Быть образованным необходимо не только в духовном плане, но и в мирских науках, к которым относятся экономика, управление финансами и т. д. Будучи праведным халифом, Умар ибн альХаттаб رضي الله عنه не разрешал заниматься торговлей тем, кто не обладал знаниями в этом деле.

 

Тем самым он побуждал к грамотному подходу в сфере финансовых взаимоотношений, дабы приумножать своё богатство дозволенным путём, не впадая в грех ростовщичества. Многие люди ошибочно считают, что быть богатым – это порок, но, как известно из истории, многие праведники были достаточно богатыми людьми, но щедрыми по отношению к окружающим.

 

И праведные предшественники являются для нас величайшими примерами в этом. Известно, что Абдурахман ибн Ауф رضي الله عنه, Усман ибн Аффан رضي الله عنه, Абу Ханифа, Лайс ибн Саади и другие были богатыми, но одновременно богобоязненными и щедрыми людьми. Более того, это не мешало им продолжать вести аскетичный образ жизни.

 

Рассказывают, что Усман ибн Аффан رضي الله عنه, будучи богатым, кормил своих гостей лучшей едой, а сам довольствовался несколькими сухими кусочками хлеба. Большинство людей хотят жить в постоянном достатке и не иметь денежных проблем. Некоторые мечтают, что, если они вдруг заимеют очень много денег, их проблемы решатся.

 

При этом ссылаются на то, что у них низкая зарплата. Но, к сожалению, иногда и при её повышении они всё равно остаются в финансовой яме. Увы, люди ошибочно полагают, что единственный путь к счастью – это работа. Причём, чтобы получать больше денег, работать надо всё больше и больше.

 

Итак, как же правильно распоряжаться своими финансами, чтобы они работали на вас, а не вы на них? Ибо в сегодняшнем потребительском мире, когда всё упирается в финансы, незнание основ управления деньгами может дорого обойтись. Что же к ним относится?

 

Существует пять простых и в то же время волшебных правил, выполнение которых приведёт вас к финансовой независимости:

1. Тратьте всегда меньше, чем зарабатываете.

 

2. Старайтесь покупать то, что дорожает. Например, недвижимость в строящемся доме, цена которой после завершения строительства увеличится, и т. п. (будьте внимательны – выбирайте проверенных и надёжных застройщиков).

 

3. Старайтесь не покупать то, что дешевеет. Например, стоимость купленной в салоне машины сразу после выезда с его территории падает как минимум на 20 тысяч.

 

4. В первую очередь удовлетворяйте базовые потребности. Например, приобретение жилья – крыши над головой – приоритетнее покупки машины, которая необходима для комфорта и удобства.

 

5. Учитывайте не только стоимость вещей, но и расходы на их содержание. Например, если не хватает средств на дорогую хорошую машину, то подумайте, и во сколько вам будет обходиться её содержание за год.

 

Некоторые богатые говорят, что если ты не можешь купить вещь дважды, то ты не можешь её себе позволить. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Наилучшей милостыней является та, после (пожертвования) которой (у владельца) остаётся достаток. Высшая рука (дающая) лучше руки низшей (берущей), и начинай расходовать с тех, кого ты (обязан) содержать» (аль-Бухари).

 

Поэтому, обучаясь получать как активный, так и пассивный доход, улучшая своё финансовое благополучие, человек становится более значимым для благосостояния общества в целом, появляется возможность исполнить ещё одну предписанную нам обязанность и средство приближения ко Всевышнему – выплату закята (обязательной милостыни).

 

Для приобретения необходимых знаний и выработки нужных качеств сегодня есть много возможностей. От нас лишь требуется в первую очередь правильное намерение, упование на милость Всевышнего и, наконец, старание и усердие.

 

РАШИДХАН ХАЙБУЛАЕВ