29 марта
2024 года
поделиться

Коллективный намаз

Имам – руководитель в намазе

Для того чтобы имам мог руководить намазом, необходимо наличие следующих условий:

1. Ислам (чтобы был мусульманином).

2. Совершеннолетие.

3. Здравый рассудок.

4. Мужчина.

5. Способность читать достаточное количество аятов из Корана.

6. Отсутствие болезней, влияющих на намаз, таких как кровотечение из носа, недержание мочи, газов или заикание.

 

Важно учесть и следующие условия:

1. Тем, кто желает совершить коллективный намаз, нужно сделать намерение следовать за имамом.

2. Сам имам должен иметь намерение быть имамом и для мужчин, и для женщин, если есть вероятность, что за ним могут молиться и женщины. Женщина не может следовать за имамом, если у того не было намерения быть имамом и для женщин.

3. Стоять хотя бы на одну пятку позади имама. Но если молящийся встал позади имама и всё равно его ступня дальше ступни имама из-за длины, то это не вредит.

4. Чтобы имам не совершал нафилянамаз в то время, когда за ним совершают фард-намаз.

5. Чтобы имам не был болен такими заболеваниями, как недержание мочи и т.п., в то время как за ним совершают намаз те, кто не имеет подобных болезней.

6. Чтобы имам не совершал фард-намаз, отличающийся от намаза тех, кто молится за ним.

7. Желательно, чтобы в четырёх ракаатных намазах имамом встал тот, кто не является путником. А если оба совершают возмещающий намаз, то лучше, чтобы путник был имамом, если это касается намаза из четырёх ракатов. В остальных намазах они имеют свободный выбор.

8. Отсутствие ряда женщин между имамом и следующими за ним мужчинами. Впереди должны стоять обязательно мужчины, потом женщины, и расстояние между последним рядом мужчин и первым рядом женщин должно быть в один ряд. 9. Чтобы между имамом и теми, кто молится за ним, не было реки достаточно широкой и глубокой, чтобы по ней могла проплыть небольшая лодка.

10. Чтобы между имамом и молящимися не было дороги, по которой может пройти повозка с быком.

11. Чтобы не было стены, за которой не видно движения в намазе имама. Потому что если имам находится за толстой и высокой стеной, то люди плохо слышат его и не знают точно, в каком положении намаза он пребывает.

12. Чтобы имам не был верхом (не пешим), а тот, кто следует за ним, пешим.

13. Если имам находится на транспортном животном, то тот, кто следует за ним, должен быть на том же транспортном животном вместе с ним.

14. Если имам на корабле, то тот, кто следует за ним, должен находиться на том же корабле, кроме тех случаев, когда корабли сцеплены друг за другом.

15. Следующий за имамом не должен иметь преобладающее предположение (мнение), что намаз за данным имамом недействителен. К примеру, если имам совершает намаз по мазхабу имама ашШафии, а следующий за ним – по Ханафи-мазхабу, и последний увидел, как у имама пошла кровь и он после этого, не возобновив омовения, сразу приступил к намазу.

 

Расположение рядов за имамом Если за имамом стоит один человек, то он становится справа от него, а если более одного, то позади имама сначала располагаются мужчины, затем дети, после них следуют гермафродиты (люди, обладающие половыми признаками обоих полов), и лишь в конце женщины.

 

Дозволено следовать за имамом тому, кто:

1) совершил омовение за тем, кто совершил таяммум;

2) совершил гусль (купание) за тем, кто ограничивается протиранием поверх бинта, гипса и т. д.;

3) стоит за сидящим или за горбатым;

4) совершает дополнительный намаз за тем, кто совершает фард-намаз.

Если испортился намаз имама, портится намаз и тех, кто следовал за ним. В этом случае имам обязан, насколько это возможно, объявить людям о том, что намаз испортился, и необходимо его совершить заново.

 

Кто достойнее, чтобы быть имамом

Если исключить присутствие халифа (правитель государства) и его наместников, то самый достойный быть имамом человек – тот, кто в большей мере, чем остальные: – знающий о намазе и желательных его действиях; – осведомлённый о решениях Корана; – богобоязненный; – взрослый; – обладающий красивым нравом; – красивый лицом; – почтенный родословием; – обладающий красивым голосом; – облачённый в чистую одежду. Если в нескольких людях одинаково присутствуют все эти качества, то среди них бросают жребий.

 

Нежелательно (макрух), чтобы имамом был:

1. Раб, за исключением богобоязненного учёного.

2. Слепой, за исключением случая, если нет более знающего, чем он. 3. Невежда в религиозном плане.

4. Незаконнорождённый, за исключением случая, если он обладает знаниями и богобоязненностью.

5. Грешник.

6. Новатор (принёсший в религию дурное новшество). «Нур уль-Изах»

 

МУХАММАД-ФАРУК АЗИМОВ