27 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 01.11.2019 (по Шафии)

1. Можно ли женщине без ма’храма одной или с группой женщин выезжать на зияраты? 2. Можно ли купить у банка машину, оставленную под залог и конфискованную у хозяина за непогашение кредита? 3. Можно ли, будучи поверенным в торговой сделке (продаже квартиры), продать товар дороже цены, назначенной владельцем, а разницу оставить себе? 4. Дозволяет ли Ислам зарабатывать на бинарных опционах? 5. Можно ли пройти перед молящимся, который установил преграду (сутра), загородив прохожую часть? 6. Обязан ли муж давать жене что-то после развода?

1. Можно ли женщине без ма’храма одной или с группой женщин выезжать на зияраты?

Если дорога безопасна, женщине одной или с группой других женщин разрешено выезжать за пределы населённого пункта для выполнения обязательных действий, например для совершения обязательного хаджа и т. п. Что касается желательных действий, например желательного хаджа или ‘умры (малый хадж), посещения могил и т. д., то женщине запрещено (харам) выезжать без махрама даже с разрешения мужа.

 

Аргументация:

«Женщина имеет право одна выехать для совершения обязательного хаджа (а также для других обязательных действий), если она уверена, что это путешествие безопасно». «Что касается желательных действий, то женщине запрещено (харам) выезжать для этого, будучи в группе женщин (без ма’храма), как бы много их ни было».

 

«Также запрещено женщине выезжать за пределы населённого пункта (без махрама) с целью посетить могилы покойных (родственников и т. д.) даже с разрешения мужа». («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани) 
 

 

2. Можно ли купить у банка машину, оставленную под залог и конфискованную у хозяина за непогашение кредита?

Ясно, что отдавать и брать под проценты однозначно запрещено. Это один из тягчайших грехов. Однако банк в общем имеет право требовать обратно изначальную сумму кредита без процентов и пеней. Поэтому нет однозначного запрета на то, чтобы купить залоговое имущество у банка при соблюдении следующих условий:

 

1. Если залоговое имущество продаётся после наступления времени возмещения долга.

2. Если залоговое имущество продаётся по цене, соответствующей данному случаю, согласно общепринятым правилам.

3. Если залоговое имущество покрывает лишь изначальный долг, а не проценты и пени. Но даже при стопроцентном соблюдении всех этих условий покупать залоговое имущество у банка нежелательно, так как средства банка сомнительны в силу того, что значительная часть его капитала, если не большая, запретна.

 

Аргументация:

«Залоговое имущество стоит продать при возникновении в этом нужды, то есть когда время выплаты долга наступило, а заёмщик не погашает долг. А также когда время выплаты долга не наступило, а залоговое имущество подвергается порче».

 

«И не будет продавать залоговое имущество тот, кто имеет на это право, будь это доверенное лицо или сам залогодержатель, кроме как по цене, соответствующей данному случаю, согласно общепринятым правилам, или за меньшую, но с учётом той разницы, относительно которой проявляют снисхождение (скидку)». «В вопросе снисхождения рассматривают в каждой местности установившийся там порядок, в рамках которого, в общем, и осуществляется снисхождение». («Тухфат аль-Мухтадж»)
 

 

3. Можно ли, будучи поверенным в торговой сделке (продаже квартиры), продать товар дороже цены, назначенной владельцем, а разницу оставить себе?

Человек, являясь уполномоченным и доверенным лицом, при заключении торговых сделок обязан отдать предпочтение тому, кто предложит сумму, превышающую номинальную (стартовую). Все полученные при сделке деньги принадлежат хозяину товара. Следовательно, без его разрешения вы не имеете права оставить разницу себе.


Аргументация:

«Если хозяин скажет, к примеру: «Продай за сто рублей», то уполномоченный не имеет права продавать ниже установленной цены. Но если появится покупатель, готовый отдать больше назначенной цены, то продавец обязан продать за большую цену, так как обычно установление определённой цены означает, что нельзя продавать за меньшее». («Тухфат альМухтадж»)
 

 

4. Дозволяет ли Ислам зарабатывать на бинарных опционах?

Бинарный опцион, также цифровой опцион, опцион «всё или ничего», опцион с фиксированной прибылью – экзотический опцион, который в зависимости от выполнения оговорённого условия в оговорённое время либо обеспечивает фиксированный размер дохода (премию), либо не приносит ничего.

 

Бинарный опцион запретен. Приобретающий его, если предугадает правильно, выиграет фиксированную сумму, а если не предугадает, потеряет часть вложенных денег или все деньги, поэтому это является кимаром (азартной игрой), который запрещён Кораном и Сунной.


Аргументация:

Всевышний Аллах в Коране сказал: (смысл) «О уверовавшие! Воистину, опьяняющие напитки, аль-майсир (азартные игры), идолы и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же этой скверны, и, быть может, вы преуспеете. Воистину, дьявол при помощи опьяняющих напитков и аль-майсира хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха ﷻ и намаза. Неужели вы не прекратите?» (сура «Аль-Маида», аяты 90—91)

 

Аль-майсир – это кимар (азартная игра) в любой его форме. Причина запрета этого явления – неправомерное поедание чужого имущества, которые запрещено Всевышним Аллахом, сказавшим следующее (смысл): «Пусть одни из вас не посягают на имущество других, не имея на это права». (Коран, сура «Аль-Бакара», аят 188) Также кимар подпадает под хадис Пророка : «Воистину, некоторые люди погрязнут в чужом имуществе несправедливо, и для них уготован Ад». (Ибн Хаджар, «Аз-Заваджир»)

 

«Кимар – это то, что колеблется между прибылью и убытком. Он является маленьким грехом для того, кто откажется от выигрыша, в ином случае это большой грех». («Хашия аль-Буджайрими ‘аля шарх альМанхадж»)
 

 

5. Можно ли пройти перед молящимся, который установил преграду (сутра), загородив прохожую часть?

Проходить перед молящимся, который установил сутра (барьер, преграда), запрещено, если он не нарушил порядка движения в общественном месте, т. е. там, где ходят люди. Если же он встал поперёк прохода или дороги, то проходить перед молящимся дозволено, поскольку он нарушил права граждан на свободное передвижение в общественном месте. 

 

Аргументация:

«Если молящийся не установил сутра (барьера) или же слишком отдалился от барьера, то он не может препятствовать проходящему, поскольку он нарушил правило, а значит, не запрещено проходить перед ним». «Запрет на прохождение перед молящимся, установившим сутра, обусловлен отсутствием небрежности со его стороны при совершении намаза в конкретном месте.

 

Однако если он проявил небрежность, встав посреди дороги, то не запрещено прохожему пройти перед молящимся. В этом случае нет даже нежелательности проходить перед ним, согласно мнению автора “АльКифая”, который ссылается на слова учёных шафиитского мазхаба». (Имам аль-Махали, «Канз ар-Рагибин»)

 

Имам Сулейман аль-Буджайрими комментирует это следующим образом: «Со слов автора “обусловлен отсутствием небрежности со стороны молящегося” понимается, что если человек не нашёл места, где он мог бы встать для совершения намаза, кроме дверей мечети, из-за большого скопления молящихся, как это бывает в пятничный день, то запрещено проходить перед ним, а ему желательно препятствовать проходить перед ним.

 

Также можно допустить, что не запрещено проходить перед ним, поскольку это привилегия проходящего в общественных местах, и можно назвать такую ситуацию халатностью со стороны молящегося, поскольку он не пришёл в мечеть вовремя, чтобы занять другое место, где бы он не мешал хождению. И это мнение считается более правильным». «Под словами “посреди дороги” имеется в виду и улица, и узкий проход, к примеру двери мечети, даже если это место в самой мечети, подобно местам совершения тавафа (обхода Каабы)». («Хашия аль-Буджайрими»)
 

 

6. Обязан ли муж давать жене что-то после развода?

«Мут’а – это имущество, которое мужчина обязан дать женщине, с которой он развёлся до половой близости. Это в том случае, если ей не полагается половина махра (который положен женщине, разведённой до вступления с ней в половую близость)».

 

«Также мут’а полагается женщине, с которой у мужа была половая близость и которой он дал троекратный развод, даже если не прошёл срок ‘идда. Если муж давал не окончательный (один или два) развод, то он даёт мут’а после завершения срока ‘идда. То же самое решение принято относительно расторжения брака по вине мужа (например, если он стал вероотступником и их никях расторгли)».

 

«Размер мут’а определяется бывшими супругами обоюдно. Минимум достаточного – это то, что имеет цену, но желательно, чтобы это было не меньше 30 дирхамов (100,8 грамма серебра или его стоимость) и не превышало половины общепринятого махра». «Если между ними возникнет спор относительно размера мут’а, то его размер определяет имам в зависимости от материального состояния мужчины, от знатности рода женщины и т. д.».

 

(«Тухфат альМухтадж»)