26 апреля
2024 года
поделиться

Ответы на вопросы от 15.10.2019 (по Ханафи)

1. – Можно ли совершать дополнительные намазы, сидя в машине? 2. – Можно ли совершать намаз в Каабе? 3. – В чём заключается обучение охотничьих хищных животных? 4. – Можно ли совершать джаназа-намаз на кладбище? 5. – Если я отправился в сафар (путь) по работе, то как мне нужно читать намаз? 6. – Что делать, если, войдя в состояние ихрама в хадже, не успел совершить его по определённым причинам? 7. – Если человек дал обет раздать всё своё имущество нуждающимся, то что ему делать? 8. – Если человек хочет искупить нарушение клятвы, накормив бедных, то каким образом это осуществить? 9. – Если имам из-за болезни совершает обязательный намаз сидя, могут ли те, кто совершает намаз стоя, следовать за ним? 10. – Можно ли отдать закят родной сестре или родителям, живущим отдельно? 11. – Как правильно совершать молитвы в сафаре на корабле? 12. – Сдача крови на анализ нарушает омовение?

1. – Можно ли совершать дополнительные намазы, сидя в машине? 

– Допускается, но при условии, что вы находитесь за пределами населённого пункта. И при этом нет разницы, являетесь вы пассажиром или отправились в путь сами. Для поясного и земного поклонов нужно будет делать наклоны головой в ту сторону, куда направлен транспорт. В эту же сторону следует обращаться при совершении вступительного такбира и в течение всего намаза. В земном поклоне склонять голову нужно ниже, чем в поясном. («Мараки аль-Фалях»)
 


 
2. – Можно ли совершать намаз в Каабе?

– Действительны фард- и сунна-намазы внутри Каабы и даже на её крыше, пусть и без преграды перед молящимся, но макрух совершать намаз на крыше Каабы, так как это злоупотребление приличием. Тот, кто в намазе внутри неё или на крыше повернулся в иную сторону, нежели имам, то его намаз всё равно действителен, так как при нахождении внутри неё или на крыше – везде направление на неё, кроме случая, если встать перед имамом.

 

Потому как молящийся считается тем, кто следует за имамом, а нельзя следовать за имамом, будучи впереди него. Дозволено следовать за имамом в намазе, будучи вне Каабы, притом что имам внутри, но так, чтобы её двери были открыты, так как тот, кто следует за имамом, может не услышать слов, которые он произносит, и сбиться в намазе.

 

Но если слышит даже за закрытыми дверями (как если бы внутри Каабы были установлены микрофоны), то можно и так. Действителен намаз для всех, кто находится вокруг Каабы, притом что имам – вне неё, кроме как для тех, кто встал ближе к ней, чем имам. («Нур уль-Идах»)
 

 

3. – В чём заключается обучение охотничьих хищных животных?

 – Нужно обучить животное ловить и убивать дичь, но не есть её. Если охотничье животное три раза подряд поймает дичь и не съест её, то оно считается обученным. Обучение сокола – это научить его возвращаться к охотнику, когда он позовёт его. Если собака объест пойманную дичь, то её есть уже нельзя, но если сокол поест, то – можно. («Ат-Тасхил аз-зарури ли масаиль аль-Кудури»)
 

 

4. – Можно ли совершать джаназа-намаз на кладбище? 

– Делать его там разрешается, но нельзя, если покойник находится на животном или же его держат на руках. («Мараки аль-Фалях»)

 

5. – Если я отправился в сафар (путь) по работе, то как мне нужно читать намаз? 

– Если вы точно знаете, что будете в этом месте 15 или больше дней, то вы не имеете права сокращать намаз по прибытии туда. Сокращаете намаз, только находясь в дороге. Если же вы будете там меньше 15 дней, то можете сокращать намаз и в дороге, и находясь там. («Мараки аль-Фалях»)
 

 

6. – Что делать, если, войдя в состояние ихрама в хадже, не успел совершить его по определённым причинам?

– Если человек вошёл в состояние ихрама для совершения хаджа, но не смог присутствовать на Арафате (на главном обряде хаджа), и началась заря дня жертвоприношения, то он должен совершить таваф, ас-саи между холмами ас-Сафа и аль-Марва и сбрить или укоротить волосы, то есть выйти из состояния ихрама – после совершения умры. Паломник обязан восполнить этот хадж в следующем году. И он не обязан принести искупительную жертву. Паломник не может оставить совершение умры, так как для неё нет определённого времени и она действительна в любое время года. («Мараки аль-Фалях»)

 

7. – Если человек дал обет раздать всё своё имущество нуждающимся, то что ему делать?

– Часть имущества, необходимую для содержания себя и семьи, оставить, а остальную – раздать. Затем, когда он заработает ещё денег, – раздать и оставшуюся часть, которую он оставлял на содержание себя и семьи. («Ат-Тасхил аз-зарури ли масаиль аль-Кудури»)

 

8. – Если человек хочет искупить нарушение клятвы, накормив бедных, то каким образом это осуществить?

– Нужно накормить десять бедняков обедом и ужином досыта или каждому из бедняков дать половину саа (1 саа – около 4-х кг) пшеницы или один саа ячменя или фиников. Можно также раздать деньгами эквивалентно их стоимости. («Ат-Тасхил аз-зарури ли масаиль аль-Кудури»)

 

9. – Если имам из-за болезни совершает обязательный намаз сидя, могут ли те, кто совершает намаз стоя, следовать за ним?

– Молящийся стоя может следовать за молящимся сидя. Передаётся, что последний намаз Пророк Мухаммад ﷺ совершил сидя, а люди совершили за ним намаз стоя. («Аль-Ихтияр»)

 

10. – Можно ли отдать закят родной сестре или родителям, живущим отдельно? 

 – Родителям, дедушкам и бабушкам и выше закят не даётся, так как взрослые дети и без того должны помогать родителям. И родители не дают закят своим детям, внукам и ниже. А сестре, брату, дяде и другим родственникам – можно. Даже желательно, так как таким образом вы не только материально помогаете, но ещё и поддерживаете родственные связи. («Хашия ибн Абидин»)
 

 

11. – Как правильно совершать молитвы в сафаре на корабле?

– Фард- и ваджиб-намазы на корабле дозволено совершать стоя и сидя, даже если нет причины (узр), по мнению Абу Ханифы, и не дозволено сидя – если нет причины, по мнению Абу Юсуфа и Мухаммада. Мнение имамов Абу Юсуфа и Мухаммада считается более предпочтительным, и уважительной причиной считается, к примеру, головокружение или невозможность выйти, а также если корабль стоит на якоре посреди штормового моря и его шатает на волнах сильный ветер.

 

Кроме того, нельзя совершать намаз жестами наподобие кивания головой, моргания глазами, незначительными движениями конечностей и туловища вообще. Если же корабль стоит у причала на берегу, то, по единодушному мнению учёных, не дозволено совершать намаз сидя.

 

Если корабль встал на мель у причала, то можно совершить намаз на нём стоя, а если не встал на мель, то нельзя совершать, потому как считается, что надо покинуть корабль и совершить намаз на берегу, кроме случая, когда невозможно покинуть корабль, и тогда молящийся поворачивается в направлении киблы в начале намаза и каждый раз, когда отклонится от киблы, поворачивается к ней, пока не завершит намаз. («Нур уль-Идах»)
 

 

12. – Сдача крови на анализ нарушает омовение? 

 – Да, это делает омовение недействительным, так как при этом кровь вытекает наружу и за пределы раны. («Мараки аль-Фалях»)