26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

«Не учите меня жить!»

Каждый живёт своей жизнью. Не всегда у него всё складывается – как умеет, так и живёт… И вдруг – замечание! Нежданно-негаданно, по поводу и без…

Родственники, друзья, соседи, коллеги, подписчики, прохожие… Их много – тех, кто самовольно, без нашей просьбы даёт нам совет или указывает на ошибку. Такое поведение сейчас называют «критикой без запроса».

 

Она видится неправильной («нарушение личных границ») и, следовательно, ненужной. Рекомендуется оставлять её без внимания и продолжать жить как будто ничего и не было. Интересно, есть ли место этому понятию в жизни мусульманина? Особенно того, который знает про колючку, что никогда не уколет без причины...

 

Какие люди!

Одно из непростых испытаний земной жизни – наши взаимоотношения с окружающими. Стоит ли удивляться, что Аллах ﷻ испытывает нас очень разными людьми? В том числе критиками. Это непохожие друг на друга, а порой и случайные в нашей жизни люди.

 

Почему они берутся нас учить? Возможно, от зависти, недовольства жизнью, просто по неадекватности. Если, критикуя других, они решают свои внутренние проблемы, то нас, действительно, это не касается... Однако на этом спокойно закрыть вопрос не получится.

 

Ибо среди тех, кто делает нам замечания, много людей, с которыми мы считаемся: родители, друзья, начальники, супруги. А в каких-то обстоятельствах – и наши подчинённые, взрослые дети, ученики, соседи, лечащие врачи, приятели. От взаимодействия с ними зависит наша личная или деловая жизнь, здоровье или самооценка.

 

Чтобы отношения продолжались и имели отдачу, людям бывает нужно высказать друг другу пожелания или 
критику. Всё это может происходить без запросов и просьб, неожиданно для какой-то из сторон… Что и раздражает.

 

На каждый роток не накинешь платок

Нафс (эго) – большой любитель «зоны комфорта». Той самой, где не нужно волноваться, принимать решения и напрягаться для их выполнения. Но в жизни нафса периодически происходят встряски, нарушающие его самодовольную лень. Среди них – замечания. Они неприятны и беспокойны. Поэтому мы реагируем на них эмоционально: от резкого ответа до обиженного молчания...

 

Ведь: «Кто он такой, чтобы меня учить? Я сам знаю, как надо!» Однако, как бы ни хотелось, мы не вольны избавиться от «критики без запроса», а также не можем контролировать, в какой форме и когда она нам высказывается.

 

Отвечу всем!

Совет не обращать внимания на замечания обычно объясняется их бесполезностью. Мы не просили ничьих оценок, значит, они нам не нужны. Однако большинство из нас понимает разницу между тем, что мы хотим и просим, и тем, что нам нужно и полезно на самом деле.

 

И если о своих желаниях мы что-то знаем, то о наших подлинных потребностях ведает исключительно Аллах ﷻ. О них Всевышний даёт знать нашей душе различными способами. В том числе через поступки и слова людей. 
Поэтому замечания отражают не только текущую ситуацию, но и более широкую проблему.

 

Так, недовольство матери разбросанными вещами может быть для сына сигналом о невнимании к её домашнему труду. А выговор от шефа по поводу опоздания – свидетельством несерьёзного отношения сотрудника к работе, и т. д.

 

Очевидно, что оставлять всё без изменений после полученных сигналов – неразумно. Кроме проявления неуважения к тем, от кого исходили замечания, мы рискуем получить от Аллаха ﷻ более сильный или неудобный «стимул поменяться». Как видим, во многих смыслах полезнее отреагировать сразу. 

 

Правила ответа

Услышав замечание желательно:

•  Сразу попросить защиты и помощи у Аллаха ﷻ. Ведь это Он даёт нам испытания и помогает их пройти.

• Извиниться. Виноваты мы или нет, но мы почувствуем себя сильнее. Говорят же, что прощение зачастую просит не тот, кто виноват, а тот, кто больше дорожит отношениями.

• Также полезно задать уточняющие вопросы по сути замечания.

 

Это несколько утихомирит наши с критиком эмоции, сделает возможным диалог, и мы окажемся с ним в общем пространстве, которое может превратить нас из оппонентов в партнёры. Это поможет найти решения – каждому в отдельности и обоим вместе.

 

Можно надеяться, что после подобных шагов Аллах ﷻ завершит нашу ситуацию положительным результатом. Хорошо, скажете вы, это речь о тех, с кем мы контактируем постоянно или часто. Но иногда замечания нам делают незнакомые люди – на улице, в магазине, в мечети...

 

С этим как быть? Мы не знаем, что заставляет посторонних обращать на нас внимание. Но нам и не надо разбираться в их внутренних мотивах. Потому что критик отвечает за себя, а мы – за себя. Именно поэтому от нас требуется только правильная реакция на услышанные слова.

 

Такой реакцией может быть... благодарность. Да, простое «спасибо» обезоружит критика, предупредит наше внутреннее закипание, позволит мозгу осознать суть прозвучавшего и сохранит наше душевное равновесие. Неожиданность критики зачастую провоцирует нас на эмоциональный отклик.

 

А где бушуют эмоции, там не найти рационального зерна. Но оно, наверняка, есть. Чтобы обнаружить пользу в услышанных замечаниях, задумаемся, к каким изменениям они могут призывать – в мыслях, словах, поступках? Ведь мы не знаем, в чём заложен баракат (истинное благо). Не исключено, что и в неудобной критике... 

 

ГУЗЕЛЬ ИБРАГИМОВА