Кривое зеркало эгоизма

«Человеку обладающему всегда будет мало того, что есть. Мало денег, мало власти, мало одной жены, мало друзей, мало веселья, мало самого себя. Потребитель, не имея собственной сути, состоит из того, чем он обладает». Эрих Фромм, немецкий философ, социальный психолог

статья опубликована в номере: 19 (584) / от 01 октября 2019 (Сафар 1441 г.)
125

Есть замечательная пословица: «Каждый хочет иметь друга, но не каждый хочет им быть». Сейчас всё чаще мы хотим «иметь». «Хочу ребёнка» – вместо «хочу быть матерью», «хочу иметь мужа» – вместо «хочу быть женой» и т. п. 


За этими тонкостями языка стоит отношение человека к жизни, его девиз: или я – для кого-то, или кто-то – для меня... В своём желании иметь мы ломаем жизни, разбиваем сердца – и страдаем от одиночества... Однажды я заметил за собой следующее. Каждый раз, когда я натыкался на цитату, проповедь или поучительный видеоролик, где восхваляются положительные качества человека как мужчины, мусульманина, брата, друга, я бессознательно и невольно начинал искать отражение этих качеств в себе.

 

Начинал вспоминать те случаи из моей жизни, где я проявил это (восхваляемое) качество мужчины, мусульманина, друга и т. д. А когда же я натыкался на цитаты и назидания, в которых критиковались плохие и слабые стороны человека как мужчины, мусульманина, мужа и т. д., я почему-то не всегда пытался найти отражение этого в себе. Тогда я начинал вспоминать своих знакомых, друзей и врагов.

 

Вспоминал, как они поступали так по отношению ко мне и к другим. И мне стало ясно, что это не только проявление эгоизма с моей стороны, а некая установка в мышлении, искажающая моё восприятие себя и других. Это некая попытка заменить ясное и правильное восприятие на удобное и иллюзорное, недействительное. Стоило мне поменять местами себя и других, тут же произошли изменения. Я начал мыслить более нестандартно и объективно.

 

Сейчас, когда передо мною оказывается человек, который в своих конфликтах обвиняет других, я не спешу присоединяться к обвинениям, проявляя понимание к нему. Ведь теперь я понимаю, что, окажись я перед его оппонентом, то слушал бы уже его обвинения в адрес первого. Почему? Да потому что каждый из них ходит с девизом «кто-то – для меня» вместо «я – для кого-то».

 

Пророк ﷺ сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе» (альБухари и Муслим). Поэтому нам нужно учитывать не только наши интересы, но также и интересы братьев по вере. Когда человек начнёт рассуждать таким образом, пытаясь найти хорошее не только в себе, но и в своём окружении, и начнёт замечать порицаемое в себе, то у него заметно уменьшатся конфликтные ситуации.

 

Он будет понимать, что все люди порой оступаются и идут не по правильному пути, и он не исключение. Поэтому не стоит спешить осуждать, сначала надо попытаться понять и оправдать. И подобно тому, как он находит оправдание себе, он будет искать его и другим. Он понимает, что тем чиновником, учителем, врачом, которого он сегодня готов осуждать с пеной у рта, мог бы быть и он сам, и нет никакой гарантии, что он был бы лучше.

 

Он понимает, что тогда это осуждение с его стороны заменилось бы самооправданием. Ведь он взглянет на это по-другому. Для него проясняется то, что когда он просит Всевышнего защитить его от плохих людей, то подобно тому, как Аллах ﷻ защищает его, Он защищает и других, уже от него, отвечая на их мольбы.

 

Он осознаёт, что он главный персонаж только той книги, которую ему вручат в День суда, а в этом мире ему, как и всем остальным, полагается быть путником. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Находись в этом мире (таким), будто ты чужеземец или путник».

 

Имам ан-Навави говорил: «Учёные, толкуя этот хадис, говорили, что его смысл состоит в следующем: не полагайся на мир этот, не считай его своей родиной, не говори себе, что ты останешься в нём надолго и 
что надо о нём заботиться, привязывайся к нему не больше, чем привязывается к (чужой земле) чужестранец, и не занимайся в нём тем, чем не занимается (на чужбине) чужестранец, желающий вернуться к себе домой.

 

Поэтому, проживая эту жизнь, нам нужно идти к образу чужеземца, а не главного персонажа. В первую очередь ты ответственен за тот путь, который проходишь сам со своей семьей. Поэтому будет разумней думать о тех вещах, которые можешь сделать именно ты – для себя, своих близких и чужих. Какие из предписаний религии и советов Пророка ﷺ можешь использовать ты сам, вместо того чтобы ждать это от других.

 

Нам следует стараться прожить эту жизнь человечней и мужественней. Один из праведников сказал: «Человечность, по нашему мнению, – оказывать благодеяние тем, кто лишил нас; прощать тех, кто притеснил нас; сохранять добрые отношения с теми, кто прервал их с нами; делать добро тем, кто причинил нам зло» («Благонравие праведников»).

 

Если подумать, то довольно глупо менять возможность быть лучшей версией себя из-за того, что кто-то этого якобы «не достоин» («я больше не уступлю ему место, потому что он неблагодарный», «я не извинюсь перед ним, потому что он тоже виноват и обидел меня»). У каждого из нас своя могила, и отвечать нам только за себя, невзирая на то, какими были другие.

 

АСИЛЬДАР АСИЛЬДАРОВ
 

Также в рубрике

Кризис или воля Всевышнего?

Мы живём в непростое время, когда всё население планеты находится в кризисе.

Наденьте корону имана

Весь мир на карантине. Почему же так произошло? Наверное, каждый сейчас задаёт этот вопрос. Разумный и

Напоминание о загробном

Стремление к вечности заложено в самой природе человеческой. И многие не хотят даже думать о смерти. Но она

Дочери – «жемчужинки» дома

Имам аль-Газали пишет: «Ты знай, что ребёнок дан родителям на хранение. Его чистое сердце является