Кривое зеркало эгоизма
Есть замечательная пословица: «Каждый хочет иметь друга, но не каждый хочет им быть». Сейчас всё чаще мы хотим «иметь». «Хочу ребёнка» – вместо «хочу быть матерью», «хочу иметь мужа» – вместо «хочу быть женой» и т. п.
За этими тонкостями языка стоит отношение человека к жизни, его девиз: или я – для кого-то, или кто-то – для меня... В своём желании иметь мы ломаем жизни, разбиваем сердца – и страдаем от одиночества... Однажды я заметил за собой следующее. Каждый раз, когда я натыкался на цитату, проповедь или поучительный видеоролик, где восхваляются положительные качества человека как мужчины, мусульманина, брата, друга, я бессознательно и невольно начинал искать отражение этих качеств в себе.
Начинал вспоминать те случаи из моей жизни, где я проявил это (восхваляемое) качество мужчины, мусульманина, друга и т. д. А когда же я натыкался на цитаты и назидания, в которых критиковались плохие и слабые стороны человека как мужчины, мусульманина, мужа и т. д., я почему-то не всегда пытался найти отражение этого в себе. Тогда я начинал вспоминать своих знакомых, друзей и врагов.
Вспоминал, как они поступали так по отношению ко мне и к другим. И мне стало ясно, что это не только проявление эгоизма с моей стороны, а некая установка в мышлении, искажающая моё восприятие себя и других. Это некая попытка заменить ясное и правильное восприятие на удобное и иллюзорное, недействительное. Стоило мне поменять местами себя и других, тут же произошли изменения. Я начал мыслить более нестандартно и объективно.
Сейчас, когда передо мною оказывается человек, который в своих конфликтах обвиняет других, я не спешу присоединяться к обвинениям, проявляя понимание к нему. Ведь теперь я понимаю, что, окажись я перед его оппонентом, то слушал бы уже его обвинения в адрес первого. Почему? Да потому что каждый из них ходит с девизом «кто-то – для меня» вместо «я – для кого-то».
Пророк ﷺ сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе» (альБухари и Муслим). Поэтому нам нужно учитывать не только наши интересы, но также и интересы братьев по вере. Когда человек начнёт рассуждать таким образом, пытаясь найти хорошее не только в себе, но и в своём окружении, и начнёт замечать порицаемое в себе, то у него заметно уменьшатся конфликтные ситуации.
Он будет понимать, что все люди порой оступаются и идут не по правильному пути, и он не исключение. Поэтому не стоит спешить осуждать, сначала надо попытаться понять и оправдать. И подобно тому, как он находит оправдание себе, он будет искать его и другим. Он понимает, что тем чиновником, учителем, врачом, которого он сегодня готов осуждать с пеной у рта, мог бы быть и он сам, и нет никакой гарантии, что он был бы лучше.
Он понимает, что тогда это осуждение с его стороны заменилось бы самооправданием. Ведь он взглянет на это по-другому. Для него проясняется то, что когда он просит Всевышнего защитить его от плохих людей, то подобно тому, как Аллах ﷻ защищает его, Он защищает и других, уже от него, отвечая на их мольбы.
Он осознаёт, что он главный персонаж только той книги, которую ему вручат в День суда, а в этом мире ему, как и всем остальным, полагается быть путником. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Находись в этом мире (таким), будто ты чужеземец или путник».
Имам ан-Навави говорил: «Учёные, толкуя этот хадис, говорили, что его смысл состоит в следующем: не полагайся на мир этот, не считай его своей родиной, не говори себе, что ты останешься в нём надолго и
что надо о нём заботиться, привязывайся к нему не больше, чем привязывается к (чужой земле) чужестранец, и не занимайся в нём тем, чем не занимается (на чужбине) чужестранец, желающий вернуться к себе домой.
Поэтому, проживая эту жизнь, нам нужно идти к образу чужеземца, а не главного персонажа. В первую очередь ты ответственен за тот путь, который проходишь сам со своей семьей. Поэтому будет разумней думать о тех вещах, которые можешь сделать именно ты – для себя, своих близких и чужих. Какие из предписаний религии и советов Пророка ﷺ можешь использовать ты сам, вместо того чтобы ждать это от других.
Нам следует стараться прожить эту жизнь человечней и мужественней. Один из праведников сказал: «Человечность, по нашему мнению, – оказывать благодеяние тем, кто лишил нас; прощать тех, кто притеснил нас; сохранять добрые отношения с теми, кто прервал их с нами; делать добро тем, кто причинил нам зло» («Благонравие праведников»).
Если подумать, то довольно глупо менять возможность быть лучшей версией себя из-за того, что кто-то этого якобы «не достоин» («я больше не уступлю ему место, потому что он неблагодарный», «я не извинюсь перед ним, потому что он тоже виноват и обидел меня»). У каждого из нас своя могила, и отвечать нам только за себя, невзирая на то, какими были другие.
АСИЛЬДАР АСИЛЬДАРОВ