26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.09.2019 (по Шафии)

1. Является ли выплата махра (брачного подарка) при женитьбе обязательной и каким должен быть махр? 2. Можно ли совершать полное омовение без причины как желательное (в надежде получить награду)? 3. Если муж не обеспечивал жену несколько лет, имеет ли она право требовать от него компенсации долга? 4. Как быть, если уже в процессе совершения намаза узнал, что имам читает суру «Аль-Фатиха» с ошибками? 5. Дозволено ли в Исламе ношение золотых или серебряных часов? 6. Нужно ли читать при омовении молитвы? Я читаю, но слышала, что читать их необязательно. 7. Дозволено ли во время погребения человека читать суру «Аль-Кадр» на горсть могильной земли, а также писать ду’а (молитву) на бумаге и класть её в саван умершего?

1. Является ли выплата махра (брачного подарка) при женитьбе обязательной и каким должен быть махр?

Выплата махра становится обязательной после заключения брака, в котором он был определён. Никях, заключённый без определения махра, действителен, невеста же при этом имеет право на махр, какой выплачивают женщине её статуса в той местности, где заключён никях. Махр выплачивается жене, и она имеет право определить махр (вид, сумма).

 

Не является махром то, что было отдано до никяха. В качестве махра может быть то, что имеет материальную ценность. Можно подарить всё, что можно использовать или продать: имущество, наличные деньги, дом, земельный участок и т. п. Также махром может быть любая услуга и работа, которые считаются оплачиваемыми: строительство дома, обучение Корану и т. п.

 

Желательно, чтобы махр составлял не более пятисот дирхамов (1680 граммов чистого серебра) и не менее десяти дирхамов (33,6 грамма чистого серебра).

 

Аргументация:

«Садак, махр (брачный подарок) – это то, что становится обязательным вследствие заключения брака. Иными словами, махр или то, что муж обязался выплатить жене, — имущество или оплачиваемые услуга, работа.

 

Также махр становится обязательным после половой близости, при сомнительном сношении или при предоставлении невестой жениху права самому выбрать что-либо в качестве брачного подарка, не обговаривая его при заключении брака». «Желательно огласить махр при заключении брака и поднести в качестве махра серебро, следуя в этом примеру Пророка ﷺ.

 

Всё, что может служить платёжным средством, может быть и махром, каким бы незначительным он ни был. Также желательно, чтобы махр составлял не более пятисот дирхамов (1680 граммов чистого серебра, приблизительно 66000 рублей) и не менее десяти дирхамов (33,6 грамма чистого серебра, около 1300 рублей)». («И’анат ат-Талибин»)

 

«Если опекун выдаст замуж совершеннолетнюю, умственно полноценную подопечную, девственницу, без её разрешения за махр ниже того, что установлен обычаем, или если она укажет размер махра, а он выдаст её за меньший, или она даст разрешение на замужество, не указав размер махра, и опекун заключит брак за махр ниже установленного по местному обычаю для женщины её статуса, то во всех этих случаях брак будет действительным, а ей будет положен традиционный (установленный обычаем) махр, согласно аргументированному мнению». («Фатх аль-Му'ин»)

 

«В качестве махра может быть работа, такие услуги, как шитьё, строительство, обучение Корану и т. д., всё то, в чём договор найма является действительным». («Аль-Мажму'»)
 

 

2. Можно ли совершать полное омовение без причины как желательное (в надежде получить награду)?

Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат альМухтадж», перечисляя случаи желательного купания, сказал: «Желательно (сунна) искупаться при изменении запаха тела, а также перед участием в любом благом собрании».

 

Что касается обновления обязательного купания (гусль), то Ибн Хаджар далее пишет следующее: «Нет желательности обновлять обязательное купание, поскольку подобное не приводится в преданиях, и к тому же это несколько затруднительно». 


Заключение:

Таким образом, желательно (сунна) купаться, если есть причины, такие как изменение запаха тела, участие в дозволенном собрании и т. д. Совершать полное омовение без причины сунной не является.
 

 

3. Если муж не обеспечивал жену несколько лет, имеет ли она право требовать от него компенсации долга?

Если муж был обязан обеспечивать жену (т. е. она не проявляла ослушания) и не обеспечивал её, то это обязательство остаётся на нём как долг, даже если он или она умрёт. Следовательно, она имеет право требовать выплаты долга.

 

Под обеспечением имеются в виду пропитание, посуда для еды, одежда, постель, необходимые средства для гигиены. Если муж не обеспечивал жену жильём, то это не остаётся в качестве долга на супруге, хоть это и входит в его обязанность. Вышеупомянутый долг муж имеет право отдать в виде одежды или заменить его чем-то другим, например деньгами и т. д. («Тухфат аль-Мухтадж», «Хаиши ашШабрамалляси», «И’анат ат-Талибин»)
 

 

4. Как быть, если уже в процессе совершения намаза узнал, что имам читает суру «Аль-Фатиха» с ошибками?

Ахмад ибн Абдуль Азиз аль-Малибари в своей книге «Фатх аль-Муин» сказал: «Не считается действительным следование человека, правильно читающего (суру «АльФатиха»), за тем, кто читает её неправильно, даже часть этой суры, даже одну букву, даже если он (имам) не смог научиться правильно читать эту суру, хоть и пытался это сделать».

 

Считается действительным следование (в намазе) за имамом, вызывающим сомнение у ма’мума (того, кто следует за имамом в намазе) относительно правильности чтения суры «Аль-Фатиха» вследствие его негромкого чтения там, где желательно читать громко. Но если ма’мум уверен или почти уверен, что имам читает суру неправильно, то он не должен следовать на ним, и намаз его недействителен.

 

Если ма’мум пребывал в состоянии неведения (ввиду негромкого чтения имама) и следовал за ним до саляма (приветствия), то он должен совершить молитву заново, если только не уверится, будучи в намазе или после его совершения, что имам читал суру правильно. Абу Бакр ад-Димъяти в своём субкомментарии «Ианат ат-Талибин» сказал: «Если во время намаза выяснится, что имам неправильно читает суру «Аль-Фатиха», то ма’мум должен заново совершить этот намаз».

 

Заключение:

Правильное чтение суры «Аль-Фатиха» является составной частью намаза. Под выражением «правильное чтение» подразумевается верное произношение арабских букв «махрадж», соблюдение удвоенных звуков «шадда» и долготы «мадда». Каждый мусульманин и мусульманка обязаны безотлагательно научиться правильному чтению этой суры непосредственно (из уст в уста) у имамов и муалимов (учителей Корана).
 

 

5. Дозволено ли в Исламе ношение золотых или серебряных часов?

«Запрещено мужчинам и женщинам владеть предметами быта из золота и серебра и использовать их, будь это посуда для еды и питья или другие предметы, такие как флакон для духов, прибор для окуривания, часы (наручные или настенные), сосуд для сурьмы, ложки, расчёски, зубочистки, иголки и т. д.». («Танвир аль-Кулюб»)

 

6. Нужно ли читать при омовении молитвы? Я читаю, но слышала, что читать их необязательно.

Известный учёный мазхаба имама аш-Шафии Баишан в своей книге «Бушра аль-Карим» сказал: «Нет никакого вреда в том, что читают молитвы при омовении частей тела, если даже это пришло в некоторых преданиях, по очень слабой цепочке.

 

Тот факт, что эта информация пришла в хадисах, не основание считать её сунной. В то же время само по себе чтение ду’а (мольбы) – это сунна, даже если её прочитать словами, которые не были переданы от Пророка ﷺ». «Но в книге «Аль-Асна» сказано и аш-Шихаб арРамли считает, что следование этим хадисам – из благих деяний, и учёные посчитали это сунной.

 

Также они склонились к желательности чтения молитв при купании и таяммуме, и об этом упоминается в больших книгах». Аш-Ширвани, комментируя слова Ибн Хаджара в книге «Тухфат аль-Мухтадж», сказал: «…В этом (чтении дуа при омовении), по мнению ибн Хаджара, ничего плохого нет, и это действительно хорошие ду’а, и следует их читать. Однако не должно быть убеждения в том, что это сунна». («Хаваши аль-Ширвани»)

 

Заключение:

По мнению Ибн Хаджара аль-Хайтами, чтение ду’а при омовении частей тела не является установленной сунной, однако приветствуется и рекомендуется. По мнению же ар-Рамли и других авторитетных учёных мазхаба имама аш-Шафии, чтение этой мольбы является сунной.
 

 

7. Дозволено ли во время погребения человека читать суру «Аль-Кадр» на горсть могильной земли, а также писать ду’а (молитву) на бумаге и класть её в саван умершего?

«Имам ан-Нашири привёл довод с непрерывной цепочкой, что если кто-то возьмёт горстку земли из выкопанной могилы в момент захоронения покойного и прочтёт суру «Аль-Кадр» семь раз, а затем положит эту землю в саван усопшего, то покойный не испытает могильных мук». («Хашия аль-Бужайрами») «В книге «Шарх аль-Убаб»

 

Ибн Хаджар аль-Хайтами упоминает, что если кто-то напишет дуа “аль-амн” (определённая мольба для защиты от могильных мук), завернёт эту бумагу в тростник или свинец для сохранности от нечистот и положит её на грудь покойного под саваном, то усопший будет защищён от могильных искушений и не ощутит страх при виде высокочтимых ангелов».

 

Заключение:

Учёные шафи’итского мазхаба пишут, что если над горстью земли прочесть семь раз суру «Аль-Кадр» и положить эту землю в саван усопшего, то он убережётся от могильных мук, по воле Аллаха ﷻ. Листок, где написаны определённые молитвы, упомянуты имена Аллаха ﷻ и его Пророка ﷺ, запрещено класть в саван усопшего, если есть вероятность, что гной и другие нечистоты коснутся написанного. Если же есть уверенность, что написанного не коснутся нечистоты (письмена помещены в герметичный сосуд или упаковку), то это дозволено.