06 Мая
2024 года
поделиться

Ответы на вопросы от 15.09.2019 (по Ханафи)

1. Как правильно совершать рукопожатие при встрече: одной рукой или двумя? 2. Может ли мусульманин оставить завещание неверующему или, наоборот, неверующий завещать мусульманину? Может ли ребёнок завещать что-либо? 3. Если неизвестно местонахождение человека и неизвестно, жив он или мёртв, то кто должен следить за его имуществом и содержать его семью? 4. Человек дал клятву не разговаривать с одним молодым человеком, однако заговорил с ним – тогда, когда тот повзрослел. Считается ли это нарушением клятвы? 5. Для кого намаз становится обязательным? 6. Если человеку угрожают убийством или избиением, требуя нанести вред имуществу другого человека, дозволяется ли ему это сделать? 7. Каково шариатское решение, если тот, кого уполномочили выплатить закят, отдал его своему взрослому сыну или жене, которые подпадают под категорию нуждающихся? 8. Как и когда наступает время для намазов и в какое время желательно совершать намаз? 9. Дозволено ли совершение фард- и ваджиб-намазов на верховом животном (транспорте)?

1. Как правильно совершать рукопожатие при встрече: одной рукой или двумя? 

Известный ханафитский учёный Алауддин альХаскафи в своей книге «Ад-Дурр уль-Мухтар» пишет: «Сунной при рукопожатии является использование обеих рук». Так же об этом сказал Ибн Абидин в книге «Радд уль-Мухтар». Это совершается следующим образом: каждый из двух обменивающихся рукопожатием правой рукой пожимает правую руку другого, а ладонь левой руки кладёт на внешнюю сторону правой кисти другого. («Хашияту ибн Абидин», «Мавсуат аль-Фикхийя») 

 

2. Может ли мусульманин оставить завещание неверующему или, наоборот, неверующий завещать мусульманину? Может ли ребёнок завещать что-либо?

Мусульманин вправе оставить завещание неверующему, и неверующий также может завещать мусульманину. Ребёнок не может завещать что-либо. («Тасхил уль-Зарури ли Масаили Кудури») Следует отметить, что завещание и наследнство это разные вещи и решение по каждому из них отличается.

 

3. Если неизвестно местонахождение человека и неизвестно, жив он или мёртв, то кто должен следить за его имуществом и содержать его семью?

Имам назначает лицо, которое будет следить за имуществом без вести пропавшего и содержать его семью. («Тасхил уль-Зарури ли Масаили Кудури»)
 

 

4. Человек дал клятву не разговаривать с одним молодым человеком, однако заговорил с ним – тогда, когда тот повзрослел. Считается ли это нарушением клятвы?

Да, в подобном случае клятва считается нарушенной. («Тасхил уль-Зарури ли Масаили Кудури»)
 

 

5. Для кого намаз становится обязательным?

Намаз становится фарзом (обязательным) для человека при условии, что он:

1) мусульманин;

2) совершеннолетний;

3) имеет здравый рассудок. Детям с достижения ими семи лет необходимо говорить, чтобы совершали намаз, и с десятилетнего возраста следует наказывать за пропуск и оставление (несовершение) намаза. («Марак аль-Фалях»)
 

 

6. Если человеку угрожают убийством или избиением, требуя нанести вред имуществу другого человека, дозволяется ли ему это сделать?

Да, дозволяется. Потерпевший впоследствии вправе потребовать от притеснителя возместить имущественный ущерб. («Тасхил уль-Зарури ли Масаили Кудури»)
 

 

7. Каково шариатское  решение, если тот, кого уполномочили выплатить закят, отдал его своему взрослому сыну или жене, которые подпадают под категорию нуждающихся? 

В книге «Базазия» сказано, что выплата закята в этом случае считается действительной, но себе оставить чтолибо он не имеет права.
 


 
8. Как и когда наступает время для намазов и в какое время желательно совершать намаз?

В сутках есть пять времён для намаза.

1. Предрассветное (фаджр) время – для утреннего намаза. С началом правдивого рассвета до начала восхода солнца. Правдивый рассвет называется так, потому что есть и ложный, который не считается началом утренней молитвы. Незадолго до начала утреннего намаза на горизонте появляется свет, подобный утренней заре, только свет распространяется не вдоль горизонта, а прямо наверх, но потом исчезает. Данное явление можно наблюдать в пустыне и на открытых равнинных местностях.

2. Обеденное (зухр) – для обеденного намаза. С началом перехода солнца от зенита к западу наступает время обеденного намаза и продолжается до того момента, как тень любого предмета не станет в два раза длиннее самого предмета. Это по мнению самого имама Абу Ханифы. По мнению двух его учеников Мухаммада и Абу Юсуфа, время обеденной молитвы продолжается до того, как тень вещей не будет равной по длине самим же предметам, не считая тени во время зенита солнца. Это мнение учёных признано более верным.

3. Предвечернее (‘аср). Начинается с момента окончания времени обеденного намаза и продолжается до полного заката солнца.

4. Вечернее (магриб). Начало времени этой молитвы наступает со временем полного заката солнца и продолжается до исчезновения вечерней зари.

5. Ночное (‘иша’). С завершением времени вечернего намаза наступает время ночной молитвы и продолжается до наступления времени утреннего намаза. 


Желательное время для совершения обязательного намаза:

1. Утренний намаз: для мужчин – совершать в более позднее время, когда уже чуть посветлело, а для женщин – в начале наступления времени, то есть когда ещё темно.

2. Обеденный намаз для мужчин и женщин желательно совершать летом в более позднее время, а зимой – в начале наступления время.

3. С выполнением предвечернего намаза желательно чуть подождать после наступления его времени и не откладывать до покраснения солнца, кроме дня, когда небо окутано густыми облаками, – в такой день желательно совершить этот намаз в начале положенного для него периода суток, то есть с наступлением его времени.

4. Вечерний намаз желательно совершать в начале его времени, за исключением дня, когда небо окутано густыми облаками, – тогда лучше чуть повременить.

5. Ночной намаз желательно совершать после того, как пройдёт первая треть ночи, если небо не окутано густыми облаками, а в облачную погоду рекомендуется его совершение в начале ночи. 6. Витр-намаз желательно совершать в конце ночи – это касается тех, кто знает, что он сможет встать среди ночи. А тому, кто боится проспать, лучше совершить этот намаз перед сном, и если проснётся в конце ночи, то он может совершить тахаджуд-намаз. («Марак аль-Фалях») 

 

9. Дозволено ли совершение фард- и ваджиб-намазов на верховом животном (транспорте)?


Недействительны фард- и ваджиб-намазы на верховом животном, в том числе витр-намаз, намаз-обет или джаназа-намаз (заупокойный намаз) и т.д. Всё это будет считаться недействительным, кроме как при необходимости (уважительной причине), такой как страх перед воровством (за себя), или за своё верховое животное (транспорт), а также за своё имущество.

 

К уважительным причинам ещё относятся страх перед хищником, перед заболоченной местностью, а также отсутствие того, кто поднимет престарелого всадника в седло. Решение по поводу намаза в паланкине, установленном на животном, такое же, как и насчёт намаза без паланкина. При этом неважно, находилось ли животное в движении или нет, подставлена ли под паланкин дощечка. («Марак аль-Фалях»)
 

 

ПОДГОТОВИЛ МУХАММАД-ФАРУК АЗИМОВ