02 Мая
2024 года
поделиться

Ответы на вопросы от 01.09.2019 (по Ханафи)

1. Расскажите, пожалуйста, про намазы сунна-муаккада (усиленная сунна) и суннамандуб (желательная). 2. Какие действия являются нежелательными (макрух) в намазе? 3. Как правильно совершать дополнительные намазы сидя? 4. Расскажите подробнее про саджда сахви (земной поклон забывчивости) в намазе.

1. Расскажите, пожалуйста, про намазы сунна-муаккада (усиленная сунна) и суннамандуб (желательная).

Сунна-муаккада:

1) два ракаата перед фаджр (утренним) намазом;

2) четыре ракаата перед зухр (обеденным) намазом и два после него;

3) два ракаата после магриб (вечернего) намаза;

4) два ракаата после иша’ (ночного) намаза;

5) четыре ракаата перед пятничным намазом и четыре после него.

 

В сунне-муаккада, состоящей из четырёх ракаатов, после первых двух читают ташаххуд и встают на третий без ду’а (мольбы) «истифтах», в отличие от сунна-мандуб. Если же молящийся совершил дополнительный намаз более двух ракаатов и не было ташаххуда, кроме как в конце последнего ракаата, то намаз считается действительным, так как фардом является чтение последнего ташаххуда.

 

Макрух (нежелательно) совершить непрерывный дополнительный намаз более чем в четыре ракаата днём и восьми ракаатов – ночью. Лучше всего делать по четыре ракаата в обоих этих намазах, согласно мнению Абу Ханифы. Согласно мнению Абу Юсуфа и Мухаммада, ночью лучше совершать суннат-намазы по два ракаата, то есть отдельно, читая после каждого из двух ракаатов «таслим». Совершение суннат-намазов ночью имеет превосходство над намазами, совершаемыми днём, и продолжительность времени стояния в намазе лучше, чем количество земных поклонов.

Мандубом являются:

1) четыре ракаата перед ‘аср (предзакатным) намазом;

2) четыре ракаата перед иша’ (ночным) намазом;

3) шесть ракаатов после магриб (вечернего) намаза. Является сунной приветствие мечети двумя ракаатами перед тем, как сесть в ней, однако исполнение фарз-намаза замещает его, как и любой намаз, совершённый по приходу в мечеть без намерения приветствия.

 

Является мандубом (желательным действием) совершить два ракаата после вузу’ (омовения) до того, как влага воды высохнет на частях тела. Также желательным (мандуб) являются четыре ракаата зуха-намаза (срок для него наступает после восхода солнца и продолжается до времени незадолго до подхода солнца к зениту).

 

Мандуб совершать ночью намаз-истихара (намаз нужды). Также мандуб проводить в намазе последние десять ночей в месяце Рамадан, ночи двух праздничных дней, в последние десять ночей месяца Зуль-Хиджа, и ночи Бараат (половины месяца Шаабан). («Дурар уль-Мухтар»)
 

 

2. Какие действия являются нежелательными (макрух) в намазе?

Являются макрухом в намазе следующие действия:

1) оставить (не выполнять) ваджиб или сунну в намазе;

2) хрустеть пальцами;

3) переплетать пальцы между собой;

4) держать руки на боку;

5) вертеть головой по сторонам;

6) класть локти на землю и открывать руки (не прикрыв одеждой) выше локтя;

7) открывать части тела (а открывать часть тела между пупком и коленями уже не макрух, а харам – запрещено);

8) сидеть, без причины скрестив ноги;

9) заплетать волосы для мужчин;

10) обматывать голову материалом, оставив её середину открытой;

11) поправлять одежду;

12) мужчине накинуть покрывало себе на голову и плечи;

13) читать Коран в ином положении, кроме стояния;

14) затягивать первый ракаат в намазе-сунне;

15) делать чтение во втором ракаате длиннее, чем в первом (во всех намазах);

16) повторять одну и ту же суру в любом фарз-намазе;

17) читать суру или аяты не по порядку изложения в Коране;

18) принюхиваться к запаху духов намеренно или развеивать его запах;

19) уводить в стороны от киблы (направление Каабы) пальцы рук или ног во время саджда и в других положениях;

20) не прикладывать кисти рук к коленкам при руку’ (поясном поклоне);

21) зевать;
22) закрывать глаза, кроме как если это приводит к смиренности перед Всевышним;

23) поднимать глаза к небу;

24) стоять горделиво;

25) покрывать рот и нос материей;

26) совершать саджда (земной поклон) на чалму;

27) совершать саджда на место, где имеются изображения;

28) совершать намаз на дороге, в бане, на кладбище, или на земле, где её хозяин не согласен на проведение там намаза, или рядом с наджасой (нечистотой);

29) если чувствуете позывы к испражнению или испусканию газов;

30) совершать намаз в рабочей одежде;

31) совершать намаз с непокрытой головой, кроме как если этим проявляется смирение и покорность Аллаху ﷻ;

32) перед накрытым столом, если испытываете сильный голод;

33) встать позади ряда молящихся, если в этом ряду есть свободное место;

34) совершать намаз в одежде, на которой есть изображения;

35) совершать намаз среди спящих людей;

36) протирать лоб от пыли, которая не доставляет беспокойства в намазе;

37) читать намеренно только определённую суру, кроме случаев, если это делать из-за облегчения;

38) не ставить преграду (сатра) перед собой в намазе, если есть сильное предположение, что перед молящимся будут проходить люди.

 

3. Как правильно совершать дополнительные намазы сидя? 

Допускается совершение дополнительного намаза (нафиль) сидя, вместе с тем что есть возможность совершить его стоя. Однако молящийся получит половину награды совершающего намаз стоя, если он совершил намаз сидя без уважительной причины.

 

Вместо стояния он будет сидеть так, как сидит в ташаххуде, согласно избранному мнению. Несмотря на то, что ему позволяется отказаться от стояния при совершении дополнительных намазов, он обязан совершать поясной и земной поклоны полноценно и ему не позволяется делать кивание головой для поясного и земного поклонов.

 

Ибн Абидин пишет следующее: «И когда молящийся будет совершать намаз сидя, то при совершении поясного поклона ему следует наклониться так, чтобы лоб был напротив передней части колен, вместе с тем что спина должна быть наклонена, чтобы таким образом получился поясной поклон». Из этого следует, что молящемуся достаточно наклониться сидя, не вставая для поясного поклона. («Нур уль-Изах», «Хашияту ибн Абидин») 


 
4. Расскажите подробнее про саджда сахви (земной поклон забывчивости) в намазе.

Совершаются два саджда после чтения ташаххуда (ат-тахият) и таслима (приветствие), когда в намазе произошло что-либо из категории «ваджиб», даже если нарушений было несколько. Если же саджда забывчивости было оставлено намеренно, то человек в таком случае совершает грех и ему ваджиб (необходимо) совершить намаз заново из-за упущения большой значимости.

 

Сунной является совершение саджда забывчивости не торопясь. Достаточно совершить перед этим саджда один таслим вправо, и является макрухомтанзих (нежелательность) совершить саджда забывчивости без него (приветствия вправо).

 

Обязанность совершить саджда забывчивости спадает: – в самом начале восхода солнца, во время фаджра (рассвета); – при крайнем покраснении солнца во время ‘асра (предзакатного намаза); – если человек, следовавший за имамом, совершил ошибку, то он не совершает саджда, а продолжает следовать за имамом.

 

И, наоборот, совершает саджда вместе с имамом, если имам совершит саджда, даже если следовавший за ним такой ошибки не сделал; – если даже молящийся вступил в намаз опоздавшим в положении саджда, то за имамом этот саджда совершается, после чего человек восполняет остальное количество ракаатов в одиночку.

 

Более того, если уже будучи один он допускает ошибки, то необходимо совершить саджда забывчивости ещё раз; – имам не совершает саджда забывчивости в день джума (пятничный), а также в праздничных намазах. Это во избежание непонимания со стороны людей ввиду их большого количества, так как некоторые могут посчитать, что намаз завершён, и выйти из него; – тот, кто был имамом или совершал фарз-намаз или витр в одиночку и забыл первое сидение в ташаххуде после первых двух ракатов и начал вставать, но садится, не успев выпрямиться.

 

Если он был близок к сидению, то он не совершает саджда сахви, а если был ближе к стоянию, то в конце совершает саджда сахви. А тот, кто следует за имамом (равно как и совершающий нафиля (суннат-намаз)), возвращается к сидению, если встал по забывчивости, даже если полностью выпрямился, так как он считается тем, кто следует за имамом. («Хашияту Тахтави») 
 

МУХАММАД-ФАРУК АЗИМОВ