26 апреля
2024 года
поделиться

Куда расходуют закят

Всевышний Аллах уже разъяснил это в Своей Книге (смысл): «Закят предназначен для бедных и нищих, для тех, кто занимается его сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят привлечь к принятию Ислама, для выкупа рабов, для должников, для расходования на пути Аллаха ﷻ и для путников» (сура «Ат-Тавба», аят 60).

Вот эти восемь категорий:

1) нищие (мискины) – те, у кого ничего нет из имущества;

2) бедные (факиры) – те, кто имеет самый минимум из имущества, и оно не достигает размера, с которого выплачивается закят;

3) те, кто занимается сбором и распределением закята – это те, кому муфтий или имам предоставляет полномочия собирать закят, возложенный Аллахом ﷻ на мусульман. Они собирают закят и посвящают этому своё время, за что им выделяется имущество из собранного закята в соответствии с выполненной ими работой;

4) для выкупа рабов – это значит расходовать имущество закята на то, чтобы оказывать помощь рабам, заключившим с хозяином договор аль-мукатаба. Аль-мукатаба – договор между рабом и хозяином, в результате которого раб получает возможность выкупить собственную свободу в обмен на оговорённое договором имущество или сумму денег. Раба, заключившего такой договор, называют мукатаб;

5) должники – те, на ком имеется долг, и они не имеют имущества, чтобы его выплатить;

6) для расходования на пути Аллаха ﷻ – тем воинам, кто посвятил себя борьбе на пути Аллаха ﷻ, кто отбился от войска и нуждается в снаряжении;

7) путники – те, у кого нет имущества, чтобы продолжить свой путь, даже если такой человек богат и у него есть имущество на родине; 8) те, чьи сердца хотят склонить к принятию Ислама – это те, кому Пророк ﷺ выделял часть из имущества закята, стараясь склонить их к принятию истинной веры – Ислам.

 

Это были вожди некоторых племён, и в принятии ими Ислама была надежда на принятие веры всем их племенем. Но когда Всевышний Аллах возвеличил Ислам и избавил от нужды в них, шариатская норма выплаты закята таким людям перестала действовать.

 

После эпохи Пророка ﷺ закят на эту категорию больше не расходуется. Автор книги «Аль-Хида́йа» сказал: «Из категорий закята выпали “те, чьи сердца хотят привлечь к Исламу”, так как Всевышний Аллах возвеличил Ислам и избавил от нужды в этих людях...». Ибн аль-Хумам в «Фатх уль-Кадир» сказал: «Они делились на три группы: неверные, кому Пророк ﷺ давал из закята, чтобы привлечь их к Исламу; группа, которым он давал, чтобы уберечься от их зла; и группа – это принявшие Ислам, но слабые в своей вере, и он давал им, чтобы укрепить их сердца...».

 

Осталось семь категорий, которым разрешено выплачивать закят. И выплачивающему закят разрешается ограничиться одной категорией, одним человеком или более, также он может дать средства двум категориям и более. Не разрешено отдавать закят тому, кто не является мусульманином, вне зависимости от того, находится он под покровительством мусульман или нет.

 

Не разрешено выделять средства закята на саван для умершего, на строительство мечети, медресе, моста или дороги для общего пользования. Если закят был потрачен на подобные цели, то его следует выплатить заново. Основой в этом решении является то, что закят непременно должен быть передан в собственность тому, кто имеет на него право, а саван умершего, строительство мечети и чтолибо другое из вышеперечисленного не является передачей в собственность.

 

Если закят был передан управляющему медресе и он расходует его на нищих и бедных студентов, то это разрешается, но при условии, что управляющий отдаст им этот закят в собственность. Таким образом, закят не будет считаться уплаченным, если студентам просто разрешат есть пищу, приобретённую на средства закята, а также в случае, если закят был израсходован на строительство и оборудование медресе.

 

Закят не будет считаться выплаченным, если на средства закята были куплены и освобождены рабы. Если выплачивающий закят выплачивает его своим бедным родственникам, то необходимо учитывать, что родственники делятся на две категории.

 

Первая категория – те, между которыми и выплатившим закят есть связь по восходящей линии – родители, дедушки и бабушки, или по нисходящей – дети и внуки.

 

И другая категория – это родственники, такие как братья и сёстры, дяди и тёти по отцу и по матери, а также их дети. Первой категории закят давать не разрешается, и если человек отдаст свой закят своему ребёнку или внуку мужского или женского пола, и так далее по нисходящей линии, или отцу или матери, или бабушкам или дедушкам, то через это действие закят не будет считаться выплаченным.

 

Что же касается второй категории, то им разрешено отдавать закят, и за расходование закята на них ожидается двойная награда: награда за выплату закята и награда за укрепление родственных уз. Нет никакой нужды говорить родственникам, что это имущество закята, и если выплачивающий сделал намерение выплатить закят со своего имущества, а им сказал, что это подарок, это будет считаться закятом.

 

Но при условии, что они имеют право на получение закята в соответствии с тем, что упоминалось ранее. Также не получают закят те, чьё происхождение восходит к роду бану Хашим (род Пророка Мухаммада ﷺ). Нельзя выплачивать закят членам рода бану Хашим, даже если они бедные и нуждающиеся.

 

Если они нуждаются, то разрешается оказывать им благотворительную милостыню, но не из имущества закята и не из обязательных видов милостыни. По мнению Абу Хани́фы, если человек отдал закят своей жене или если жена отдала закят своему мужу, закят не будет считаться выплаченным, а двое его учеников сказали: «Если женщина отдаст закят со своего имущества мужу, то это будет действительным».

 

Автор книги «Аль-Бахр арРа́ик», поясняя слова автора «Канзу-д-Дака́ик» «...и богатому, который обладает имуществом в размере, с которого выплачивается закят...», сказал: «Он сказал это обобщённо, и это включает в себя:

– Прирастающее, не обременённое долгом и выходящее за рамки насущных потребностей имущество, равное количеству имущества, с которого выплачивается закят, и в отношении этого имущества действуют все имущественные обязательства.

– Неприрастающее и не обременённое долгом имущество, равное количеству, с которого выплачивается закят, в отношении которого действуют три вида обязательств: садакат аль-фитр, жертвоприношение и содержание близких. Каждому из этих двоих запрещено брать закят...».

 

Из этого разъяснения стало ясно, что богатство бывает двух видов:

– Богатство, обязывающее владельца выплачивать закят, и ему запрещено брать закят; это прирастающее, пусть даже условно, имущество и то, что предназначено для ведения торговли, если оно достигает сто
имости того количества золота или серебра, с которого выплачивается закят.

– Богатство, запрещающее давать его владельцу закят, а ему – получать его; это имущество, не обременённое насущными потребностями своего владельца, например домашняя утварь или книги, не используемые владельцем, или это дом, в проживании в котором владелец не нуждается.

 

Это богатство считается материальным достатком, с которым связаны обязанности выплачивать садакат аль-фитр и закалывать жертвенное животное, и обладателю этого достатка не дозволено брать закят, а выплачивающим закят не разрешено отдавать свой закят ему. Люди думают, что каждому, кто не обязан выплачивать закят, дозволено получать его.

 

Однако это необязательно так, потому что такой человек может являться как обладателем имущества в размере, с которого выплачивается закят, так и обладателем достатка, которому запрещено брать закят. Постарайтесь понять это, поистине люди пребывают относительно этого в неведении.

 

Не разрешается выплачивать закят ребёнку богатого, если он маленький и не достиг совершеннолетия, но разрешено отдавать закят взрослому сыну богатого, если он беден и не владеет имуществом в размере, с которого выплачивается закят (если он попадает в категорию бедных).

 

Если человек отдал закят со своего имущества кому-то, думая, что этот человек имеет право получать закят, а потом оказалось, что тот богатый или не мусульманин, то его закят будет считаться выплаченным, и он не обязан выплачивать его снова; так посчитали Абу Хани́фа и Мухаммад, а Абу Юсуф сказал: «Он должен выплатить закят повторно во всех этих случаях».

 

Если человек отдал свой закят кому-то, думая, что тот имеет право на его получение, но потом узнал, что это его раб или мукатаб, то, по мнению всех троих имамов, это не будет считаться закятом. Если человек здоров и в состоянии зарабатывать, но при этом не владеет имуществом в размере, с которого выплачивается закят, то ему можно отдать закят (если он попадает в категорию бедных).

 

Если человек, обязанный выплатить закят, передал средства своего закята в другую страну и не раздал его там, где он сам живёт, то основой в этом решении является то, что закят каждого народа распределяется среди них самих, и не следует отправлять свой закят в другую страну.

 

Если он сделал это, то это порицаемо, за исключением случая, если он передал его своим родственникам или народу, который нуждается больше жителей его страны. («Радду-ль-Мухта́р», «Аль-Бахр арРа́ик», «Любаб фи шархи Китаб»)

 

МУХАММАД-ФАРУК АЗИМОВ