27 апреля
2024 года
поделиться

Совершение умры

Лексическое значение слова «аль-умра» – это посещение, а в Шариате оно используется для комплекса следующих четырёх действий:

1) вхождение в состояние ихрама;

2) совершение тавафа вокруг Каабы;

3) совершение ас-саю между холмами ас-Сафа и аль-Марва;

4) бритьё или укорачивание волос. Предписанными (фарз) являются два из них – вхождение в состояние ихрама и совершение тавафа, а обязательными (ваджиб) – два других, то есть совершение ас-саю и бритьё или укорачивание волос.

 

Если человек хочет совершить умру, он входит в состояние ихрама в микате, совершает полное или частичное омовение, два ракаата суннат-намаза, а затем, намереваясь совершить умру, говорит: «О Аллах ﷻ, я хочу совершить умру, так облегчи же её и прими её от меня».

 

Затем он произносит слова тальбии подобно тому, как он это делал во время вступления в обряды хаджа. И как только произнёс тальбию, он считается вошедшим в состояние ихрама. Войдя в Мекку, он совершает таваф-умру (семикратный обход Каабы), затем совершает ас-саю между ас-Сафа и аль-Марва (семикратное хождение между этими холмами, начиная с асСафа и заканчивая аль-Марва).

 

По завершении ас-саю паломник сбривает или укорачивает волосы, и после этого его умра считается завершённой и он выходит из состояния ихрама. Запреты в состоянии ихрама для совершения умры подобны запретам в ихраме для совершения хаджа.

 

Границы микатов для совершения умры Для того, кто живёт за границами микатов, – это те же самые микаты, что и для совершения хаджа. Что же касается тех, кто живёт внутри границ микатов, но за пределами территории аль-Харама, то они вступают в обряды для совершения умры на этой самой территории. Тем же, кто находится на территории аль-Харама, для совершения умры следует выйти за пределы территории альХарама.

 

Умра в Исламе – это сунна муаккада (усиленная сунна) один раз в жизни для того, кто в состоянии достичь священной Мекки, и она обладает большими достоинствами. Как передал Абу Хурайра رضي الله عنه, Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Совершение каждой следующей умры (после предыдущей) служит искуплением грехов, совершённых между ними.

 

Что же касается безупречного (принятого Всевышним) хаджа, то не будет за него иного воздаяния, кроме Рая» (аль-Бухари, Муслим). Произнесение ат-тальбии при вхождении в состояние ихрама является обязательным условием, и предпочтительно произносить её как можно больше; так же как и при совершении хаджа, произнесение тальбии следует прекратить с началом первого круга тавафа.

 

Сопровождение намерения во время тальбии не является условием, это сунна, условием является то, что оно должно сопровождаться любым поминанием Аллаха ﷻ. Поэтому тальбию необходимо произнести языком, а если произнести лишь сердцем, то это не будет принято. («Радд уль-Мухтар») Умру человек может совершить в любое время года, когда пожелает, однако строго порицаемо (макрух тахрими) совершать умру с девятого числа Зуль-Хиджи до завершения дней ат-ташрика.

 

Умра в Рамадан обладает ещё большими достоинствами, так как в этот месяц она по своей значимости подобна хаджу. Как передал Ибн Аббас رضي الله عنه, Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Умра в Рамадан приравнивается к хаджу» (Муслим). В версии, переданной альБухари, говорится: «Поистине, умра в Рамадан – это хадж или нечто подобное», а в версии Муслима сказано: «Умра в Рамадан восполняет хадж», или «... хадж, совершённый вместе со мной».


(«Ихтияр ли талили Мухтар», «Радд уль-Мухтар»)

 

МУХАММАД-ФАРУК АЗИМОВ