19 марта
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Мусульманское летоисчисление (хиджра)

Хиджра (переселение Пророка ﷻ и его сподвижников из Мекки в Медину) произошла в 622 году по григорианскому летоисчислению. С этого времени и начинается мусульманское летоисчисление, которое ввёл в 639 году (уже после ухода из жизни Пророка ﷻ) второй праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб ﷺ в связи с необходимостью датирования событий и документов.

Начало года

Имам Абу Нуайм пишет, что в 17-м году со дня хиджры Умар رضي الله عنه приказал собрать людей и предложил установить начало летоисчисления в Исламе. Некоторые считали, что будет правильным установить отсчёт календаря со дня ниспослания пророчества Мухаммаду ﷺ, другие же советовали начать со дня переселения в Медину (хиджра).

 

Выслушав всех, Умар رضي الله عنه решил: «Именно переселение отделило истину ото лжи, начните с этого времени» (книга «Ат-Тарих»). Первый день месяца Мухаррам с единогласного согласия всех сподвижников был принят началом летоисчисления мусульманской эры.

 

Мусульманский календарь – лунный. Год в нём составляет 12 месяцев, что означает 12 оборотов луны вокруг земли. Месяц начинается с рождения новой луны и длится 29–30 дней. Поэтому по мусульманскому календарю год короче на 10–11 дней и составляет 354–355 дней.

 

Месяц Мухаррам

Поистине, Мухаррам является благодатным месяцем. Это первый месяц года, один из запретных месяцев, о котором сказано в Коране (смысл): «Воистину, Аллах ﷻ в тот день, когда сотворил небеса и землю, определил число месяцев – двенадцать, согласно Писанию Аллаха ﷻ.

 

Четыре месяца из них запретные» (сура «Ат-Тавба», аят 36). В хадисе Посланника Аллаха ﷺ сказано: «Год состоит из двенадцати месяцев, из них четыре – запретные, три приходят поочерёдно: Зуль-Каада, Зуль-Хиджа и Мухаррам, а (четвёртый месяц) Раджаб находится между Джумад уль-Ахиром и Шабаном» (аль-Бухари).

 

Каждый из нас должен помнить о том, что награда за хорошие дела в запретные месяцы увеличивается в разы. 
И наоборот, если кто-то в Мухарраме совершит плохой поступок, то грех будет приумножен и он понесёт огромный убыток, о чём и предупредил нас Всевышний (смысл): «…Так не причиняйте же в эти месяцы вреда сами себе» (сура «Ат-Тавба», аят 36).

 

Ибн Касир пишет: «Наказание и вознаграждение за поступки в эти месяцы возрастают. Притеснение в любые месяцы является большим грехом, но в эти четыре месяца наказание за него увеличивается. Всевышний возвеличивает то, что пожелает. Аллах ﷻ возвеличил пророков, избрав их из числа людей, а не ангелов. Из всей человеческой речи Он обособил поминание Себя.

 

Лучшими местами на земле являются мечети. Среди месяцев избраны Рамадан и Мухаррам. Лучшим из дней является пятница, из ночей – ночь Ляйлят уль-Кадр. Возвеличивайте то, что возвеличивает Всевышний» (тафсир суры «Ат-Тавба», аят 36).

 

Пост в этом месяце

Имам ан-Навави в книге «Заваид урравза» пишет: «Из всех высокочтимых месяцев Мухаррам является лучшим для поста». Об этом свидетельствует достоверный хадис Пророка ﷻ, переданный Абу Хурайрой رضي الله عنه: «После месяца Рамадан лучшим для соблюдения поста является Мухаррам» (Муслим).

 

«Тому, кто постился один день в месяце Мухаррам, воздаётся вознаграждение как за тридцать постов» (ат-Табарани). Большинство учёных склоняются к тому, что Посланник Аллаха ﷺ не постился полностью в течение месяца, за исключением Рамадана.

 

Данные хадисы лишь побуждают увеличить количество дней поста. Если кто-то будет поститься все тридцать дней Мухаррама, то это сунна (желательно), и он удостоится награды. Как мы проведём этот первый месяц 
года, так и пройдёт весь год.

 

Имам альГазали в книге «Ихйау улумиддин» пишет, что если провести месяц Мухаррам в богослужении, то можно надеяться, что баракат (благодать) распространится и на остальные месяцы года. Первые десять дней Мухаррама считаются благословенными для всех благих начинаний (в том числе для заключения браков).

 

Как и священный Рамадан, это месяц раздачи обязательной милостыни (закята) в пользу неимущих. Отмечать как-то по-особому наступление лунного нового года у мусульман не принято. Однако желательно соблюсти пост в последний и первый день года и читать следующую мольбу.

 

Мольба, читаемая в последний день года

«Бисмилляхи ррахмани ррахим. Ва салляллаху ‘аля саййидина Мухаммаддин ва ‘аля алихи ва сахбихи ва саллям. Аллахумма ма ‘амильна фи хазихи-с-санати мимма нахайтана ‘анху фа лям натуб минху ва лям тарзаху ва лям тансаху ва халимта ‘аляйна ба‘да кудратика ‘аля ‘укубатина ва даавтана иля-т-тавбати минху ба‘да джур‘атина ‘аля ма‘сиятика фа инна настагфирука фагфир лана ва ма ‘амильна фиха мимма тарзаху ва ва‘адтана ‘аляйхи ссаваба фа нас‘алюка Аллахумма, я Карим, я Заль-Джаляли валь-Икрам ан татакаббаляху минна ва ля такта раджаана минка я Карим. Ва салляллаху ‘аля саййидина Мухаммадин ва ‘аля алихи ва сахбихи ва саллям».

 

Смысл: «Именем Аллаха ﷻ, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – на том! Благословение Аллаха ﷻ и мир господину нашему Мухаммаду ﷺ, его семье и сподвижникам! О Аллах ﷻ, что бы мы ни совершали в этом году из того, что Ты нам запретил, в чём мы не раскаялись, с чем Ты не согласился, чего Ты не простил, за что Ты нас не наказал по Своей Милости, хотя мог сделать это, после чего Ты призвал нас к покаянию, хотя мы и ослушались Тебя, – мы просим Тебя простить нам эти грехи.

 

И что бы мы ни совершили в этом году, чем Ты был доволен, за что Ты обещал вознаграждение, – мы просим Тебя, о Обладатель Величия, прими эти наши деяния, не делай так, чтобы мы потеряли надежду на Тебя, о Великий и Милосердный Аллах ﷻ ! Благословение Аллаха ﷻ и благополучие господину нашему Мухаммаду ﷺ, его семье и сподвижникам!»

 

Мольба, читаемая в первый день года

«Бисмилляхи ррахмани ррахим. Ва салляллаху ‘аля саййидина Мухаммаддин ва ‘аля алихи ва сахбихи ва саллям. Аллахумма анта ль-Абадиййю льКадиму ль-Аввалю ва ‘аля фазлика ль-‘азими ва джувдика ль-муаввали, ва хаза амун джадидун кад акбаля, нас‘алюка ль-‘исмата фихи мина шшайтани ва авлияихи ва джунудихи, ва ль-авна ‘аля хазихи ннафси ль-аммарати би ссуи, ва ль-иштигаля бима юкаррибуна илайка зульфа, я Заль-Джаляли валь-Икрам, я Архамар-Рахимин. Ва салляллаху ‘аля саййидина Мухаммадин, ан-Набийй иль-Уммиййи ва ‘аля алихи ва сахбихи ва саллям».

 

Смысл: «Именем Аллаха ﷻ, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – на том! Благословение Аллаха ﷻ и мир господину нашему Мухаммаду ﷺ, его семье и сподвижникам! О Аллах ﷻ, Ты Вечный, не имеющий начала, Предвечный. Мы, опираясь на Твою великую милость, высокочтимую щедрость, просим Тебя оберегать нас от шайтана (сатаны), его друзей и войск, и его помощников в наступившем году.

 

Просим Твоей помощи в борьбе с нашим нафсом (эго), сильно тяготеющим к плохому; просим также Твоей помощи, благополучия в том, чтобы деяния, приближающие нас к Тебе, стали для нас постоянными. О Обладатель Величия и Щедрости! Благословение Аллаха ﷻ и мир господину нашему Мухаммаду ﷺ, не умевшему читать и писать (тем самым Всевышний Аллах подтвердил, что Коран, ниспосланный Мухаммаду ﷺ, является не чем иным, как Откровением от Него – явное знамение), а также его семье и сподвижникам!»

 

Мухаррам – месяц покаяния и богослужения. Надо постараться не упустить возможности получить от Всевышнего Аллаха прощение грехов и многократное воздаяние за добрые деяния.

 

АДИЛЬ ИБРАГИМОВ