19 марта
2024 года
поделиться
Категория: Религия

10 животных, что войдут в Рай

Сулайман عليه السلام знал язык всех зверей и птиц от запада до востока, и ветер доносил до него их разговор. Однажды, когда Сулайман عليه السلام со своим войском летел на ковре, его увидел некий пастух и, удивлённый увиденным, восхищённо воскликнул: «Аллах ﷻ дал это тебе, о сын Давуда عليه السلام!» Ветер донёс эти слова до слуха пророка. Он позвал того пастуха и, поучая его, сказал: «Тасбих (прославление Всевышнего) верующего лучше и дороже всей власти, данной Сулайману عليه السلام. Ценность поминания Аллаха ﷻ, тасбиха и тахлила (формула признания единобожия: «Ля иляха илля Ллах» («Нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха ﷻ»)) несравнима с каким-либо царством и богатством».

Никого из властителей Всевышний не одарил такой властью и величием, которое Он дал Сулайману عليه السلام. Ветер служил ему средством передвижения, море – кладезем, а джинны прислуживали ему. Птицы укрывали пророка тенью, заслоняя его от солнца, дикие звери защищали его, Асиф ибн Бархия (знаменитый учёный того времени) был его визирем.

 

На пальце Сулаймана عليه السلام было кольцо, на котором было написано аль-Исм аль-А‘зам (сокровенное имя Всевышнего). Как-то раз, подумав обо всех этих благах, Сулайман عليه السلام немного возгордился. Тогда ковёр, на котором летели правитель и его воины, накренился, в результате чего погибла большая часть войска. Сулайман  ударил палкой по ковру: почему, мол, прямо не летишь?

 

В ответ ковёр заговорил: «Прежде чем делать мне замечания, подумай о себе, стоишь ли сам прямо». Этот ответ указал Сулайману عليه السلام на его оплошность, и он, пав ниц, совершил суджуд (земной поклон) Всемогущему, достойному поклонения, по велению которого и заговорил ковёр. В другой раз Сулайман عليه السلام, выступив из Йемена, остановился в Медине.

 

Он поведал своим воинам, что здесь находится дар альхиджрат, куда совершит переселение последний из пророков – Мухаммад ﷺ, и что тот, кто последует за ним, будет счастлив. Затем, достигнув Харама (священная территория вокруг Каабы), он пролетел над его территорией. Посмотрев Сулайману عليه السلام вслед, Кааба заплакала. «Почему ты плачешь?» – спросил её Аллах ﷻ.

 

«Из-за того, что Твой почтенный пророк, даже не остановившись, пролетел надо мной», – ответила она. Кааба опечалилась из-за того, что Сулайман عليه السلام не приземлился и не посетил её, чтобы помолиться и упомянуть Аллаха ﷻ. Она (Кааба) также пожаловалась Всевышнему, что её окружают идолы, которым поклоняются язычники.

 

Затем Аллах ﷻ ниспослал Каабе откровение, в котором велел не плакать и не унывать, и поведал, что в будущем на этой земле Харама появится самый дорогой Ему последний Пророк . «Тебя очистят от идолов, к тебе соберутся люди, поклоняющиеся Мне, сделаю это обязанностью для них, и они толпами будут собираться вокруг тебя».

 

Затем Аллах ﷻ повелел Сулайману عليه السلام выполнить требования Каабы, и он со всем своим войском прибыл к ней. Исполнив веление Всевышнего, Сулайман عليه السلام помолился там, совершил жертвоприношение. Говорят, что он зарезал двадцать тысяч овец, пять тысяч верблюдов, пять тысяч быков и раздал мясо в качестве милостыни.

 

Затем Сулайман عليه السلام поведал своим спутникам о ценности этой земли и с радостью сообщил им, что на этой земле позже появится пророк из арабов. Сулайман عليه السلام рассказал им о достоинствах Хабиба – Пророка Мухаммада ﷺ, о том, что его последователей ожидают счастье и радость. Он подчеркнул, что этот пророк будет храбрым, мужественным, готовым на всё ради Аллаха ﷻ и Ислама, не боясь упрёков и обвинений. Затем они двинулись в путь, на ковре поднялись в воздух и опустились в Вади ан-Намл (долине муравьёв).

 

Это была долина с множеством муравейников. Заметив приближающийся ковёр Сулаймана عليه السلام и его войско, один муравей предупредил остальных, призывая их быть осторожнее, и велел им спрятаться в своих муравейниках, чтобы люди, не заметив, не раздавили их. Это был предводитель муравьёв, который, неся ответственность за остальных, таким образом проявил заботу о них.

 

Ветер донёс зов муравья до Сулаймана عليه السلام ещё тогда, когда он был в двух милях (1 сухопутная миля – 1,6 км) от того места. Удивлённый, Сулайман عليه السلام улыбнулся и вознёс хвалу Всевышнему. Он позвал к себе муравья, расспросил его о жизни, и они мило поговорили. Я не буду приводить здесь подробности, которые даются в тафсирах.

 

В Судный день на площади Арасат все животные после Суда превратятся в пыль, и в это время неверные подумают: «О, если бы и нас превратили в пыль!» Но, когда животные и насекомые станут прахом, десять из них составят исключение.

 

Это аль-Бурак Пророка Мухаммада ﷺ, удод царицы Балкис, муравей Сулаймана عليه السلام, телёнок Ибрахима عليه السلام (которым он угостил ангелов, посетивших его в облике людей), баран, который был ниспослан для спасения Исма‘ила عليه السلام, корова, которую зарезали потомки Израиля, собака, которая находится рядом с асхабами алькахф («люди пещеры»), осёл пророка ‘Узайра عليه السلام, кит Юнуса عليه السلام и верблюдица Салиха عليه السلام.

 

Говорят, что эти животные не превратятся в прах и по воле Всевышнего войдут в вечный Рай. Да сделает нас Аллах ﷻ обитателями этого вечного дома, предназначенного только для благодарных Его рабов. Аминь! О, Отвечающий на мольбы!

 

Сказание об испытании Сулаймана عليه السلام Всевышним Аллахом

Есть много версий о причинах испытания Аллахом ﷻ пророка Сулаймана عليه السلام. Я попытаюсь привести одну из них. На одном острове, доступном не для всех людей, жил некий правитель. Сулайман عليه السلام, услышав о его богатстве и могуществе, приготовился к войне. С огромным войском, состоящим из людей и джиннов, Сулайман  на крыльях ветра, будто корабль по морю, прибыл на остров неверного царя.

 

Правитель острова попытался оказать сопротивление наступающему войску Сулаймана عليه السلام, словно бурная река, но его убили, владения его захватили, а подданных взяли в плен. У убитого правителя была дочь Джарадат, и Сулайман عليه السلامзахотел, чтобы она приняла Ислам. Она сделала вид, что приняла эту веру, хотя в душе затаила гнев на Сулаймана عليه السلام.

 

Вскоре Сулайман عليه السلام взял её в супруги. Он любил её больше других жён, но Джарадат всегда грустила, и слёзы не высыхали на её глазах. Сулайману عليه السلام это не нравилось, и однажды он спросил её: «Почему ты все время плачешь и тоскуешь?» Джарадат ответила: «Не могу забыть своего отца. Чтобы успокоить моё сердце, которое тоскует по отцу, и высушить слёзы на моих глазах, прикажи шайтанам изваять статую моего отца, чтобы поставить в этой комнате».

 

Сулайман عليه السلام выполнил её просьбу, и вскоре шайтаны принесли статую, которая была как живая. Джарадат сшила одежду нужного размера, надела её на статую, на голову водрузила корону. Нарядив идола словно жениха, она вместе со служанками начала аккуратно поклоняться этому идолу, выбирая для этого время, когда Сулаймана عليه السلام не бывало дома. Так прошло сорок дней.

 

Сулайман عليه السلام узнал от алима Асифа о том, что в его доме поклоняются идолу, а не Аллаху ﷻ. Возмущённый, он пришёл домой, разбил статую вдребезги и заслуженно наказал Джарадат и её служанок. То, что в доме Сулаймана عليه السلام втайне от него поклонялись идолу, стало причиной его испытания.

 

Из всех версий о причинах испытания Сулаймана عليه السلام самую достоверную передал Абу Хурайра رضي الله عنه в хадисе от Пророка ﷺ, согласно которому Сулайман عليه السلام поклялся, что в одну ночь он войдёт к девяноста жёнам и что все они родят ему сыновей, которые потом отправятся на газават. Услышав эти слова, Асиф сказал Сулайману عليه السلام: «Скажи “инша Аллах ﷻ”».

 

Но Сулайман не произнёс этих слов – возможно, по забывчивости. Как и обещал, он побывал у всех жён, но забеременела из них только одна, и та родила парализованного мальчика. Так пророк оказался в испытаниях из-за собственной ошибки. Согласно ещё одной версии, причиной испытания послужило то, что Сулайман عليه السلام оставил свой народ и исчез на трое суток.

 

Так или иначе, то, что Сулайман عليه السلام был испытан, – это факт, подтверждаемый Кораном. Хотя относительно причин существуют разногласия, основой же истории является Предвечная Речь Всевышнего – Коран. Перстень, на котором было выгравировано аль-Исм аль-А‘зам, стал спадать с руки Сулаймана عليه السلام. Каждый раз, когда перстень падал, пророк снова надевал его, но он сразу спадал опять.

 

Заметив это, близкий друг пророка, большой алим Асиф сказал ему, что это наказание Сулайману عليه السلام за какую-то его оплошность, и посоветовал ему раскаяться перед Всевышним. «Доверь мне свои дела, пока ты не вернёшься домой, раскаявшись», – добавил он.

 

Царь передал перстень Асифу, попрощался с народом и обратился ко Всевышнему с глубоким раскаянием. Асиф сидел на троне Сулаймана عليه السلام четырнадцать дней, а затем Аллах ﷻ простил правителя, и он вернулся на своё место.

 

Он надел перстень, который теперь плотно сидел на его пальце, как в прежние времена, и Сулайман عليه السلام вновь стал править своим народом. Самым известным рассказом об этом испытании является следующий. Людские толки оставим на Аллаха ﷻ, я же поведаю вам то, что приводится в книгах.

 

Когда Сулайману عليه السلام стало известно, что Джарадат тайком от него в его доме поклонялась идолу в течение сорока дней, Сулайман عليه السلام рано утром отправился в поле и целый день молил Всевышнего о прощении.

 

Ночью, придя домой, он снял с руки перстень, перед тем как зайти в отхожее место, и передал служанке, которой доверял больше остальных женщин. И вот к этой служанке подошёл шайтан по имени Сахр аль-Марид в образе Сулаймана عليه السلام и потребовал перстень. Не заподозрившая ничего женщина отдала шайтану перстень пророка.

 

Как только заветная вещь оказалась в его руках, шайтан сел на трон и начал издавать различные приказы, нарушая законы Шариата. Между тем Сулайман عليه السلام пришёл к служанке и потребовал перстень. Она в сомнении стала расспрашивать его, кто он. «Я – Сулайман», – ответил ей пророк Аллаха ﷻ.

 

Но служанка возмутилась и сказала, что он лжёт и что перстень она уже отдала Сулайману عليه السلام. Царь понял, что это ниспосланное ему испытание и что без кольца он стал никем, ибо обладание этим перстнем с написанным аль-Исм аль-А‘зам было условием исполнения повелений правителя.

 

Когда в результате коварства шайтана Сулайман عليه السلام остался без перстня, он очень опечалился и не знал, что делать. Он начал бродить по улицам, повторяя: «Я – Сулайман». Люди стали смеяться над ним, считая его умалишённым.

 

Убедившись в том, что народ не примет его, Сулайман عليه السلام покинул город и отправился на берег моря. Там он встретил рыбаков и попросился к ним помощником. Он носил на базар их улов и так ежедневно зарабатывал себе по две рыбы. Одну из них он продавал, на выручку покупал хлеб, а другую жарил и ел. В таком состоянии Сулайман عليه السلام пребывал в течение сорока дней.

 

Как-то раз, когда он чистил рыбу, из её живота вдруг выпал перстень. Это была печать Сулаймана عليه السلام. Его радости не было границ:  вознося бесконечную хвалу Всевышнему, он надел перстень и вернулся на свой трон. Таким образом, Всевышний лишил его царства ровно на столько времени, сколько в его доме втайне поклонялись идолу, и в течение этого времени шайтан Сахр аль-Марид творил беззаконие.

 

За это время такие учёные, как Асиф, поняли, что их правитель не Сулайман عليه السلام. Они стали противодействовать решениям шайтана. Так продолжалось сорок дней. Затем шайтан оставил правление и сбежал, а перстень выбросил в море. В тот же момент его проглотила рыба, которая оказалась в руках Сулаймана عليه السلام.

 

Однако то, что шайтан появился в образе Сулаймана عليه السلام и стал нарушать законы Шариата, люди истины не принимают за действительность, называя это вымыслом. Перстень Сулаймана عليه السلام был одной из тех вещей, что забрал с собой наш праотец Адам عليه السلام, когда Всевышний отправил его из Рая на землю. Говорят, что на той печати также было написано: «Ля иляха ’илля Ллах Мухаммад расулюллах».

 

Человеку, который надевал этот перстень, подчинялось всё, а когда он снимал его, он утрачивал всякую власть. У Всевышнего чудес чрезвычайно много, все Его приказы исполняются лишь малейшим Его желанием. Нет пользы от пустых разговоров, лишь тратишь бесценное время попусту, и мы не можем узнать на этом свете цену времени, проведённому без какой-либо пользы.


ИЗ КНИГИ «ИСТОРИЯ ПРОРОКОВ» ШЕЙХА САИДА-АФАНДИ АЛЬ-ЧИРКАВИ