19 марта
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Ребёнок, знавший секреты мира

Сказание о том, как Давуд عليه السلام и Сулайман عليه السلام выносили решение

У одного человека был участок земли. На нём он вырастил хороший урожай, который уже пора было собирать. Но на поле проникли чужие овцы и съели всё посеянное, и хозяину овец пришлось возмещать ущерб. Чтобы разобраться в этом вопросе, они вместе отправились к царю – пророку Давуду عليه السلام.

 

Пророк сказал хозяину овец, чтобы тот возместил ущерб соответствующим количеством животных. Одиннадцатилетний Сулайман, сын Давуда عليه السلام от Сабиг, которая была сотой женой Давуда عليه السلام, спросил их о том, какое решение вынес отец. Узнав о решении царя, Сулайман не согласился с ним.

 

Давуд عليه السلام позвал Сулаймана عليه السلام и спросил, как бы он поступил в этом случае. Одарённый Всевышним с младенчества, Сулайман عليه السلام ответил отцу, что нужно было обменяться хозяйствами на год. В течение этого срока хозяин поля должен пасти овец, после чего вернуть их хозяину, оставив себе шерсть, молоко и ягнят.

 

А его поле пусть обрабатывает хозяин овец, с условием, что он вернёт поле в конце года вместе с урожаем. Давуд عليه السلام остался очень доволен и согласился с таким решением. Видя способности и знания сына, он назначил его царём вместо себя.

 

Но среди потомков Израилева возникло недовольство тем, что власть над ними доверили ребёнку. Узнав об этом, Давуд عليه السلام собрал всех почитаемых потомков Якуба (Якова)  и посоветовался с ними. Пророк попросил их принести по посоху со своими именами, что и было сделано.

 

Решили поставить посохи в отдельную комнату и закрыть двери на ночь на замок. Халифом должен был стать тот, чей посох зазеленеет. На утро следующего дня все трости остались какими были, только посох Сулаймана покрылся зеленью и стал похож на молодое дерево.

 

При виде этого ни у кого не осталось сомнений, что халифом должен быть Сулайман. Ещё до этого случая Аллах ﷻ ниспослал Давуду عليه السلام тринадцать вопросов и книгу, в которой были ответы на все вопросы. Книга была украшена золотой печатью.

 

«Если Сулайман ответит на эти вопросы, то после тебя правителем будет он», – повелел Всевышний. Когда об этом сообщили Сулайману, он согласился. Эти вопросы были заданы в таком порядке: Что является самым близким, а что – самым далёким? Что является самым интересным, а что – скучным? Что является самым красивым, а что – самым безобразным?

 

Что является самым редким, а что – самым частым? Назови две вещи, которые никогда не двигаются, и две вещи, которые никогда не прекращают движение. Назови две вещи, которые всегда согласны друг с другом, и две вещи, которые всегда противоречат друг другу. Какая черта может привести к самому хорошему исходу из жизни, а какая – к самому плохому?

 

На все эти вопросы Сулайман дал точные и верные ответы: Ближе всего к нам Ахират (загробная жизнь), а дальше всего – мирская жизнь, с которой уже расстались. Самое интересное и приятное – живое тело, а скучное и унылое – тело без души.

 

Красивее всего отхождение человека от куфра (неверия) и принятие веры. А самым отвратительным является отхождение человека от истинной веры в неверие (куфр). Самым редким является постижение истины, самым частым – сомнения.

 

В относительном покое находятся небо и земля (земное небо), а в движении – Солнце и Луна. День и ночь сохраняют согласие между собой, а вечно противоборствуют жизнь и смерть. К самым плохим последствиям приводит поспешность в гневе, а к самым хорошим – благоразумие в нём.

 

Ответы Сулаймана были настолько верны, что полностью совпали с теми, которые были даны в книге, ниспосланной Давуду عليه السلام. Тем не менее, эти исчерпывающие ответы оказались недостаточными для знати народа Израилева. «У нас есть ещё один вопрос для Сулаймана. Если он ответит и на него, то он будет халифом», – сказали они.

 

Сулайман согласился: «Задавайте любой вопрос». Те спросили его: «В человеке есть нечто: если оно хорошее, то хорошим становится и всё остальное в человеке, если же оно плохое, то всё остальное тоже становится плохим. Что это?» Сулайман ответил, что это сердце.

 

После этого пророк Давуд عليه السلام поднялся на минбар (кафедру), воздал хвалу Всевышнему и сообщил людям, что Аллах ﷻ велит ему назначить Сулаймана халифом (правителем). Но люди и на сей раз не согласились, говоря, что он слишком молод. (Случай, когда посох зазеленел, произошёл позже.)

 

После того как Сулайман был назначен халифом, Давуд عليه السلام дал ему наставления. Он наказал сыну шутить в меру и добавил, что от этого нет пользы, излишние шутки порождают вражду среди братьев по вере. Также он наказал сыну остерегаться гнева, объяснив это тем, что гнев унижает человека. «Бойся Всевышнего, постоянствуй в богослужении, всё остальное устроится.

 

Не ревнуй жену слишком сильно, это порождает плохое мнение о других. Уповай на Всевышнего и не уповай на людей – это и есть богатство. Остерегайся слов и дел, за которые затем придётся оправдываться. Всегда говори только правду, старайся быть искренним в деяниях.

 

Постарайся проводить каждый день лучше предыдущего. Не теряй времени с невежественными людьми. Не спорь с религиозным алимом (учёным). Если разгневаешься – прикоснись телом к земле». Дав Сулайману эти и другие наставления, Давуд عليه السلام удалился в михраб (углубление в передней стене мечети).

 

В это время, невесть откуда взявшись, рядом с ним оказался незнакомец. Давуд عليه السلام растерялся. «Кто тебе разрешил прийти сюда?» – спросил он гостя, на что тот твёрдо ответил: «Я не нуждаюсь в разрешении, чтобы ходить к царям». По ответу пророк узнал ангела Азраиля عليه السلام (ангел смерти) и спросил: «Пришёл навестить меня или забрать мою душу?» – «Забрать твою душу», – был ответ.

 

Давуд عليه السلام понял, что настал конец его жизни, и упрекнул Азраиля عليه السلام: «Почему заранее не сообщил мне о приближении смерти, чтобы я мог подготовиться к ней?» – «Но я тебе несколько раз давал об этом знать», – был ответ Азраиля عليه السلام.

 

«Кого же ты отправлял ко мне с этой вестью?» – не унимался пророк. «О Давуд, где твой отец Айша и где твоя мать? – с упрёком ответил Азраиль عليه السلام. – Соседи, братья, сёстры – куда они все делись?»

 

Давуд عليه السلام ответил, что все они умерли. «Разве тебе этого недостаточно?» – спросил ангел смерти. Сорок лет Давуд عليه السلام был халифом, он покинул этот мир в возрасте ста лет. Похоронили его недалеко от Байт аль-Мукаддаса (ныне оккупированные территории Палестины), могила его стала известным местом посещения. В «Бадаи» сказано, что на похоронах его сопровождали сорок тысяч иудейских учёных (рухбани).

 

Краткое сказание о пророке Сулаймане عليه السلام После смерти Давуда عليه السلام Всевышний содействовал укреплению халифата Сулаймана عليه السلام. Его царство широко простиралось на западе и востоке. Власть и богатство Сулайману عليه السلام, сыну Давуда عليه السلام, Аллах ﷻ дал после того, как он произнёс мольбу.

 

Почему Сулайман عليه السلام сделал это, мы сейчас расскажем, основываясь на книге «Бадаи уз-зухур». В одной местности в нищете и нужде жила некая вдова. Аллах ﷻ ниспослал к Сулайману عليه السلام архангела Джабраиля عليه السلام, который поведал ему о ней и передал веление Всевышнего помочь той женщине. Пророк сам тоже был беден. Он зарабатывал себе на жизнь плетением корзин и их продажей.

 

Об этом Сулайман عليه السلام рассказал архангелу и посетовал, что трудно ему будет помочь вдове. Аллах ﷻ соблаговолил дать ему ещё одно послание, в котором говорилось, что пророк может попросить Его о чём пожелает, и Он примет эту просьбу.

 

Получив такую возможность, Сулайман عليه السلام сначала попросил прощения грехов, затем – царство. Всевышний Аллах, в Чьих руках весь мир, Который одним словом «Кун!» («Будь!») может осуществить любое решение, принял его просьбу и исполнил её. Ни одному правителю на земле не было дано столько богатства, как Сулайману عليه السلام.

 

Поскольку говорят, что у хорошего человека мирское только в руках (а не в его сердце), у Сулаймана عليه السلام не было намерения пользоваться богатством ради своего удовольствия. Он просил власти не ради удовлетворения личных интересов, но лишь ради сохранения справедливости и порядка на земле. Всевышний одарил Сулаймана عليه السلام умом и способностью править людьми.

 

Пророк знал, что если не он, то никто другой не в состоянии установить порядок. Получив власть, он ничуть не возгордился, характер его не изменился. Сулайман عليه السلام по-прежнему уважал, любил и почитал бедняков и не считал себя лучше них.

 

Он радовал их своим общением, сидел с ними за одним столом, ел то же, что едят они, не ел досыта даже ячменного хлеба, носил только шерстяную одежду и не искал удовольствия в другой. Сулайман عليه السلام не дал нафсу (эго) властвовать над собой и не воспользовался возможностью жить в роскоши.

 

Хотя власть над востоком и западом была в его руках, Сулайман عليه السلام оставался человеком, отрёкшимся от мирских благ. Жаждущий мирского не может быть аскетом, даже если он беден, поскольку сердце аскета не заботится о земном. А если человека не заботит имущество, даже будучи хозяином богатств целого мира, этот человек является аскетом.

 

Аллах ﷻ наделил Сулаймана عليه السلام способностью творить чудеса, подчинив ему людей, джиннов, диких животных и птиц. Летающий ковёр и ветер, который управлял им, тоже покорно подчинялись ему. Этот ковёр был размером в один фарсах (более 5,5 км) в ширину и один – в длину.

 

Соткали его для Сулаймана عليه السلام джинны, и ветер доставлял царя вместе с войском туда, куда он хотел. Ковёр летал между небом и землёй, как ныне летает самолёт. Он не нуждался в пилоте, а скорость его менялась по желанию Сулаймана عليه السلام.

 

Представьте же себе самолёт, у которого нет ни мотора, ни бака для бензина, ни лётчика, – ковёр-самолёт, подобный райскому крылатому коню – Бураку! Между тем Сулайман عليه السلام забыл о вдове, заботу о которой ему поручили, и с тех пор прошло очень много времени. Вспомнив о ней, пророк устыдился перед этой женщиной и в знак уважения отправился к ней пешком.

 

Прибыв к её дому, он попросил разрешения и вошёл внутрь. Там Сулайман عليه السلام увидел трёх девочек-сирот, с которыми осталась та женщина после смерти мужа. К тому же она не видела ничего, полностью потеряв зрение. Они были в крайней нужде. «Как ты мог забыть про меня, ведь заботу обо мне тебе поручил Всевышний!» – упрекнула она Сулаймана عليه السلام. Провинившийся правитель извинился перед ней и одарил её богатством и имуществом.


(Продолжение в следующем номере.)

 

ИЗ КНИГИ «ИСТОРИЯ ПРОРОКОВ» ШЕЙХА САИДА-АФАНДИ АЛЬ-ЧИРКАВИ