Ответы на вопросы от 15.07.2019 (по Ханафи)

1. – Что делать, если во время намаза у молящегося нарушилось омовение? 2. – Можно ли мужчине или мальчику прокалывать уши и носить серьги? 3. – Человек построил на дороге некое сооружение, мешающее ходить мусульманам. У него потребовали снести его, делать этого он не стал. В результате пострадал человек или животное. Должен ли он заплатить выкуп? 4. – После развода и окончания срока идды отец ребёнка нанял кормилицу. Мать ребёнка согласилась кормить дитя за ту же сумму, на которую наняли кормилицу. У кого больше прав на кормление ребёнка? 5. – Двое поспорили по поводу владения животным: оба утверждают, что вырастили его, и предъявляют соответствующие документы, называя дату рождения этого животного. В пользу кого разрешается спор? 6. – Омовение после купания покойного является желательным или обязательным? 7. – Есть ли польза в том, что дома имеется Коран, однако никто не может его читать? 8. – К моей жене приходят её знакомые женщины со своими сыновьями 6–7 лет. Разрешено ли ей перед этими детьми ходить с непокрытой головой? 9. – Некто выкопал колодец на дороге, где ходят мусульмане, и это привело к гибели человека. Каким будет выкуп? 10. – Человека вынудили принести клятву, и он нарушил её. Необходимо ли ему совершить искупление? 11. – Как нужно правильно выплачивать закят с золота и серебра? 12. – Что можно сказать об охоте с ружьём?

статья опубликована в номере: 38 (579) / от 15 июля 2019 (Зуль-каада 1440 г.)
73

1.  – Что делать, если во время намаза у молящегося нарушилось омовение?

– Если во время намаза нарушилось омовение, то надо уйти с места намаза, совершить омовение и продолжить намаз с того момента, когда остановился, но лучше начать его заново. Если молящийся является имамом, то он ставит на своё место одного из совершающих за ним намаз, и тот завершает оставшуюся часть намаза.

 

Если тот, кто был поставлен вместо имама, сам был опоздавшим на намаз, то он совершает с теми, кто делает намаз за ним, оставшуюся после имама часть намаза, а затем выдвигает на своё место того, кто участвовал в намазе с самого начала вместе с имамом, и тот должен произнести вместе с ними приветствие.

 

Если у совершающего намаз нарушилось омовение после того, как он просидел время, достаточное для ташаххуда, и в этом положении сидя он должен был произнести приветствие, то он уходит с места намаза, совершает омовение и произносит приветствие.

 

Если после нарушения омовения молящийся заговорил, то его намаз нарушился и ему нельзя продолжить его с того места, до которого он уже совершил намаз, и не имеет значения – говорил он преднамеренно, по забывчивости или по ошибке.

 

Если у этого человека возникнет необходимость пройти к месту омовения или ради этого отвернуться от киблы, то это всё ему простительно и этим он не нарушает свой намаз, то есть он может продолжить намаз после совершения омовения, даже если пройдёт три шага или больше.

 

Намаз того, кто, совершая его, уснул, и у него произошла поллюция, или он помешался рассудком, или он упал в обморок, или громко рассмеялся во время намаза, – нарушается, и ему нельзя продолжить его после совершения омовения. Он должен совершить намаз заново, после того как совершит полное омовение в первом случае (при поллюции), или частичное омовение в трёх оставшихся случаях. («Аль-Бахр ар-Раик»)
 

 

2. – Можно ли мужчине или мальчику прокалывать уши и носить серьги? 

– У Ибн Абидина сказано, что делать это можно лишь женщинам с целью украшения, мужчинам же прокалывать уши и носить серьги недопустимо. Он также пишет: «В большинстве книг, а также в сборнике фетв «Ат-Татархания» говорится, что не запрещено прокалывать уши только девочкам». А о том, что нельзя прокалывать уши мальчикам, сказано в «Аль-Хави аль-Кудси». («Радд уль-Мухтар»)

 

3. – Человек построил на дороге некое сооружение, мешающее ходить мусульманам. У него потребовали снести его, делать этого он не стал. В результате пострадал человек или животное. Должен ли он заплатить выкуп?

– Если требование было предъявлено при свидетелях, в разумные сроки, но не было выполнено, то с хозяина взимается выкуп. 

 

4. – После развода и окончания срока идды отец ребёнка нанял кормилицу. Мать ребёнка согласилась кормить дитя за ту же сумму, на которую наняли кормилицу. У кого больше прав на кормление ребёнка?

 – Предпочтение отдаётся матери.

 

5. – Двое поспорили по поводу владения животным: оба утверждают, что вырастили его, и предъявляют соответствующие документы, называя дату рождения этого животного. В пользу кого разрешается спор?

– В пользу того, чьи документы отражают действительный возраст животного. Если это условие выполняется у обоих, то животное будет в их совместном владении.

 

6. – Омовение после купания покойного является желательным или обязательным? 

– Совершить полное ритуальное омовение (гусль) после того, как омывал покойного, является желательным (мандуб). («Марак иль-Фалях»)
 

 

7. – Есть ли польза в том, что дома имеется Коран, однако никто не может его читать?

– В книге «Аль-Фатава аль-Хиндия» сказано: «Про человека, имеющего в доме Коран, но не читающего его, учёные сказали: “Если он намеревается этим (получить) благо и благодать (баракат), то в этом нет греха, напротив, есть надежда, что он получит награду (саваб)”. Так сказано в книге “Фатава Кади Хан”».

 

8. – К моей жене приходят её знакомые женщины со своими сыновьями 6–7 лет. Разрешено ли ей перед этими детьми ходить с непокрытой головой?

– Да, она может ходить перед ними без платка. Если же посторонний мальчик близок к половому созреванию (12–13 лет), то платок необходимо надевать. В книге «Бадаиу Санаи фи тартиби Шараи» сказано: «Если ребёнок маленький и не различает, не имеет понятия об аврате, то нет греха женщинам в открытии некоторых частей тела перед ним. А что касается тех детей, кто понимает разницу между авратом, и тем, что не относится к нему, а также близок к половому созреванию, то ей (женщине) не следует открывать части аврата перед ним».

 

9. – Некто выкопал колодец на дороге, где ходят мусульмане, и это привело к гибели человека. Каким будет выкуп?

– Он будет равен полному выкупу (ад-дия). Выплачивать его должна родня виновного (в данном случае человека, выкопавшего колодец на дороге). Если кто-то выкопает колодец на своей земле и в него кто-нибудь упадёт, что приведёт его к гибели, то в этом случае хозяин колодца ничего не должен выплачивать.
 

 

10. – Человека вынудили принести клятву, и он нарушил её. Необходимо ли ему совершить искупление?

 – Да, необходимо.
 

 

11. – Как нужно правильно выплачивать закят с золота и серебра? 

– Автор книги «Ад-Дурр аль-Мухтар» пишет: «Количество золота, с которого выплачивается закят, составляет двадцать мискалей, а серебра – двести дирхамов. Каждые десять дирхамов по весу равны семи мискалям. Один динар (он равен мискалю) – это двадцать киратов, один дирхам – четырнадцать киратов, один кират равен пяти ячменным зёрнам.

 

Таким образом, один шариатский дирхам равен семидесяти ячменным зёрнам, а мискаль – ста зёрнам». В книге «Ан-Нахр аль-Фа ик» автор, ссылаясь на «Ас-Сирадж», добавил, что дирхам равен четырнадцати киратам, и этого мнения придерживается подавляющее большинство учёных. Также об этом говорится в книгах как ранних, так и поздних знатоков фикха.

 

Автор книги «Канзу-д-Дака ик» сказал: «Во внимание принимается их вес, как при уплате, так и с момента вменения закята ему в обязанность, и эти десять дирхамов должны равняться семи мискалям...» Что же касается их веса в современном измерении, то среди тех, кто пытается подсчитать это, имеются различные мнения, кто-то сказал: «Двадцать мискалей – это 85 граммов», кто-то другой – «87 граммов», кто-то – «90 граммов».

 

Одним из требований благородного Шариата является осторожность, и тот, кто владеет 85 граммами золота и более, или их стоимостью, выплачивает закят, если с момента обладания ими прошёл год. Что же касается расчёта в отношении двухсот дирхамов, то относительно этого также есть различные мнения, это 595, 609 и 612 граммов.

 

Также из предосторожности за размер, с которого выплачивается закят, лучше признать меньший вес и выплатить закят, если человек владеет 595 граммами серебра и более, или их стоимостью в деньгах. Предписанная выплата закята с золота и серебра должна осуществляться и со всего, что было из них изготовлено, – слитков, украшений и посуды (при этом в вопросе закята бывшее в употреблении и новое одинаковы).

 

Правовая норма в отношении того, что в золоте или серебре есть какая-то примесь, следующая: если в монете преобладает серебро, то с точки зрения шариатских норм это серебро, а если преобладает примесь, тогда эти деньги рассматриваются в качестве торгового товара.  

 

Так сказал аль-Кудури, но относительно этого даётся и более подробное разъяснение. Так, в «Аль-Фатава аль-Хиндийа» говорится: «Если преобладает примесь, то они уже не рассматриваются как серебро, и если эти монеты находятся в обращении или предназначены для торговли, то в расчёт берётся их стоимость.

 

И если их стоимость достигла размера, с которого предписан закят, в дирхамах в минимальном весе, в которых преобладает серебро, то с них следует выплатить закят. Если же это не находящиеся в обращении деньги и не предназначенные для торговли, то закят с них предписан только в том случае, если содержащееся в них серебро достигнет двухсот дирхамов и серебра много так, что его можно отделить от примеси.

 

Если же серебро отделить невозможно, то владелец не обязан выплачивать закят, так говорится во многих книгах. Шариатские нормы в отношении золота с примесью аналогичны нормам в отношении серебра, содержащего примесь.

 

Если же количество примеси и чистого металла равно, то относительно этого существуют различные мнения, и в “Аль-Ханийа”, и в “Аль-Хуласа” говорится об обязательности выплаты закята из предосторожности, так же как и в “Аль-Бахр ар-Раик”». Если у человека нет ни золота, ни серебра, но у него есть ценные бумаги, которые выпускает в обращение государственный банк, то с них следует уплатить закят, если их стоимость достигнет размера закята золотом или серебром.

 

Это объясняется тем, что они подобны обычным деньгам, находящимся в обращении, за которые можно купить любую вещь и которые служат предметом торговли, и государство гарантирует тому, кто обратится с ними в банк, возместить деньги, вместо которых используются эти ценные бумаги. («Аль-Фатава аль-Хиндийа», «Аль-Бахр ар-Раик», «Радд уль-Мухтар», «Аль-Хидайа, «Аль-Любаб фи шарх альКитаб»)
 

 

12. – Что можно сказать об охоте с ружьём?

 – Если дичь погибла от выстрела, то это мертвечина и её нельзя употреблять в пищу. Если же охотник застал дичь раненой, но ещё живой и успел зарезать её, то тогда эту дичь есть можно


 

Также в рубрике

Ответы на вопросы от 15.08.2019 (по Ханафи)

1. – Имущество отсутствующего сына находится в руках постороннего человека, и он потратил его на содержание

Ответы на вопросы от 01.08.2019 (по Ханафи)

1. В чём разница между тавафом аз-зийара и прощальным тавафом? 2. В чём разница между тавафом аз-зийара и

Таяммум

Таяммум – это сухое омовение, то есть лицо и руки до локтей протираются чистой сухой землёй.

Полное омовение

По Шариату полное омовение – это доведение чистой воды до всего тела. Основанием этому служат слова