Ответы на вопросы от 15.07.2019 (по Ханафи)

1. – Что делать, если во время намаза у молящегося нарушилось омовение? 2. – Можно ли мужчине или мальчику прокалывать уши и носить серьги? 3. – Человек построил на дороге некое сооружение, мешающее ходить мусульманам. У него потребовали снести его, делать этого он не стал. В результате пострадал человек или животное. Должен ли он заплатить выкуп? 4. – После развода и окончания срока идды отец ребёнка нанял кормилицу. Мать ребёнка согласилась кормить дитя за ту же сумму, на которую наняли кормилицу. У кого больше прав на кормление ребёнка? 5. – Двое поспорили по поводу владения животным: оба утверждают, что вырастили его, и предъявляют соответствующие документы, называя дату рождения этого животного. В пользу кого разрешается спор? 6. – Омовение после купания покойного является желательным или обязательным? 7. – Есть ли польза в том, что дома имеется Коран, однако никто не может его читать? 8. – К моей жене приходят её знакомые женщины со своими сыновьями 6–7 лет. Разрешено ли ей перед этими детьми ходить с непокрытой головой? 9. – Некто выкопал колодец на дороге, где ходят мусульмане, и это привело к гибели человека. Каким будет выкуп? 10. – Человека вынудили принести клятву, и он нарушил её. Необходимо ли ему совершить искупление? 11. – Как нужно правильно выплачивать закят с золота и серебра? 12. – Что можно сказать об охоте с ружьём?

статья опубликована в номере: 14 (579) / от 15 июля 2019 (Зуль-каада 1440 г.)
240

1.  – Что делать, если во время намаза у молящегося нарушилось омовение?

– Если во время намаза нарушилось омовение, то надо уйти с места намаза, совершить омовение и продолжить намаз с того момента, когда остановился, но лучше начать его заново. Если молящийся является имамом, то он ставит на своё место одного из совершающих за ним намаз, и тот завершает оставшуюся часть намаза.

 

Если тот, кто был поставлен вместо имама, сам был опоздавшим на намаз, то он совершает с теми, кто делает намаз за ним, оставшуюся после имама часть намаза, а затем выдвигает на своё место того, кто участвовал в намазе с самого начала вместе с имамом, и тот должен произнести вместе с ними приветствие.

 

Если у совершающего намаз нарушилось омовение после того, как он просидел время, достаточное для ташаххуда, и в этом положении сидя он должен был произнести приветствие, то он уходит с места намаза, совершает омовение и произносит приветствие.

 

Если после нарушения омовения молящийся заговорил, то его намаз нарушился и ему нельзя продолжить его с того места, до которого он уже совершил намаз, и не имеет значения – говорил он преднамеренно, по забывчивости или по ошибке.

 

Если у этого человека возникнет необходимость пройти к месту омовения или ради этого отвернуться от киблы, то это всё ему простительно и этим он не нарушает свой намаз, то есть он может продолжить намаз после совершения омовения, даже если пройдёт три шага или больше.

 

Намаз того, кто, совершая его, уснул, и у него произошла поллюция, или он помешался рассудком, или он упал в обморок, или громко рассмеялся во время намаза, – нарушается, и ему нельзя продолжить его после совершения омовения. Он должен совершить намаз заново, после того как совершит полное омовение в первом случае (при поллюции), или частичное омовение в трёх оставшихся случаях. («Аль-Бахр ар-Раик»)
 

 

2. – Можно ли мужчине или мальчику прокалывать уши и носить серьги? 

– У Ибн Абидина сказано, что делать это можно лишь женщинам с целью украшения, мужчинам же прокалывать уши и носить серьги недопустимо. Он также пишет: «В большинстве книг, а также в сборнике фетв «Ат-Татархания» говорится, что не запрещено прокалывать уши только девочкам». А о том, что нельзя прокалывать уши мальчикам, сказано в «Аль-Хави аль-Кудси». («Радд уль-Мухтар»)

 

3. – Человек построил на дороге некое сооружение, мешающее ходить мусульманам. У него потребовали снести его, делать этого он не стал. В результате пострадал человек или животное. Должен ли он заплатить выкуп?

– Если требование было предъявлено при свидетелях, в разумные сроки, но не было выполнено, то с хозяина взимается выкуп. 

 

4. – После развода и окончания срока идды отец ребёнка нанял кормилицу. Мать ребёнка согласилась кормить дитя за ту же сумму, на которую наняли кормилицу. У кого больше прав на кормление ребёнка?

 – Предпочтение отдаётся матери.

 

5. – Двое поспорили по поводу владения животным: оба утверждают, что вырастили его, и предъявляют соответствующие документы, называя дату рождения этого животного. В пользу кого разрешается спор?

– В пользу того, чьи документы отражают действительный возраст животного. Если это условие выполняется у обоих, то животное будет в их совместном владении.

 

6. – Омовение после купания покойного является желательным или обязательным? 

– Совершить полное ритуальное омовение (гусль) после того, как омывал покойного, является желательным (мандуб). («Марак иль-Фалях»)
 

 

7. – Есть ли польза в том, что дома имеется Коран, однако никто не может его читать?

– В книге «Аль-Фатава аль-Хиндия» сказано: «Про человека, имеющего в доме Коран, но не читающего его, учёные сказали: “Если он намеревается этим (получить) благо и благодать (баракат), то в этом нет греха, напротив, есть надежда, что он получит награду (саваб)”. Так сказано в книге “Фатава Кади Хан”».

 

8. – К моей жене приходят её знакомые женщины со своими сыновьями 6–7 лет. Разрешено ли ей перед этими детьми ходить с непокрытой головой?

– Да, она может ходить перед ними без платка. Если же посторонний мальчик близок к половому созреванию (12–13 лет), то платок необходимо надевать. В книге «Бадаиу Санаи фи тартиби Шараи» сказано: «Если ребёнок маленький и не различает, не имеет понятия об аврате, то нет греха женщинам в открытии некоторых частей тела перед ним. А что касается тех детей, кто понимает разницу между авратом, и тем, что не относится к нему, а также близок к половому созреванию, то ей (женщине) не следует открывать части аврата перед ним».

 

9. – Некто выкопал колодец на дороге, где ходят мусульмане, и это привело к гибели человека. Каким будет выкуп?

– Он будет равен полному выкупу (ад-дия). Выплачивать его должна родня виновного (в данном случае человека, выкопавшего колодец на дороге). Если кто-то выкопает колодец на своей земле и в него кто-нибудь упадёт, что приведёт его к гибели, то в этом случае хозяин колодца ничего не должен выплачивать.
 

 

10. – Человека вынудили принести клятву, и он нарушил её. Необходимо ли ему совершить искупление?

 – Да, необходимо.
 

 

11. – Как нужно правильно выплачивать закят с золота и серебра? 

– Автор книги «Ад-Дурр аль-Мухтар» пишет: «Количество золота, с которого выплачивается закят, составляет двадцать мискалей, а серебра – двести дирхамов. Каждые десять дирхамов по весу равны семи мискалям. Один динар (он равен мискалю) – это двадцать киратов, один дирхам – четырнадцать киратов, один кират равен пяти ячменным зёрнам.

 

Таким образом, один шариатский дирхам равен семидесяти ячменным зёрнам, а мискаль – ста зёрнам». В книге «Ан-Нахр аль-Фа ик» автор, ссылаясь на «Ас-Сирадж», добавил, что дирхам равен четырнадцати киратам, и этого мнения придерживается подавляющее большинство учёных. Также об этом говорится в книгах как ранних, так и поздних знатоков фикха.

 

Автор книги «Канзу-д-Дака ик» сказал: «Во внимание принимается их вес, как при уплате, так и с момента вменения закята ему в обязанность, и эти десять дирхамов должны равняться семи мискалям...» Что же касается их веса в современном измерении, то среди тех, кто пытается подсчитать это, имеются различные мнения, кто-то сказал: «Двадцать мискалей – это 85 граммов», кто-то другой – «87 граммов», кто-то – «90 граммов».

 

Одним из требований благородного Шариата является осторожность, и тот, кто владеет 85 граммами золота и более, или их стоимостью, выплачивает закят, если с момента обладания ими прошёл год. Что же касается расчёта в отношении двухсот дирхамов, то относительно этого также есть различные мнения, это 595, 609 и 612 граммов.

 

Также из предосторожности за размер, с которого выплачивается закят, лучше признать меньший вес и выплатить закят, если человек владеет 595 граммами серебра и более, или их стоимостью в деньгах. Предписанная выплата закята с золота и серебра должна осуществляться и со всего, что было из них изготовлено, – слитков, украшений и посуды (при этом в вопросе закята бывшее в употреблении и новое одинаковы).

 

Правовая норма в отношении того, что в золоте или серебре есть какая-то примесь, следующая: если в монете преобладает серебро, то с точки зрения шариатских норм это серебро, а если преобладает примесь, тогда эти деньги рассматриваются в качестве торгового товара.  

 

Так сказал аль-Кудури, но относительно этого даётся и более подробное разъяснение. Так, в «Аль-Фатава аль-Хиндийа» говорится: «Если преобладает примесь, то они уже не рассматриваются как серебро, и если эти монеты находятся в обращении или предназначены для торговли, то в расчёт берётся их стоимость.

 

И если их стоимость достигла размера, с которого предписан закят, в дирхамах в минимальном весе, в которых преобладает серебро, то с них следует выплатить закят. Если же это не находящиеся в обращении деньги и не предназначенные для торговли, то закят с них предписан только в том случае, если содержащееся в них серебро достигнет двухсот дирхамов и серебра много так, что его можно отделить от примеси.

 

Если же серебро отделить невозможно, то владелец не обязан выплачивать закят, так говорится во многих книгах. Шариатские нормы в отношении золота с примесью аналогичны нормам в отношении серебра, содержащего примесь.

 

Если же количество примеси и чистого металла равно, то относительно этого существуют различные мнения, и в “Аль-Ханийа”, и в “Аль-Хуласа” говорится об обязательности выплаты закята из предосторожности, так же как и в “Аль-Бахр ар-Раик”». Если у человека нет ни золота, ни серебра, но у него есть ценные бумаги, которые выпускает в обращение государственный банк, то с них следует уплатить закят, если их стоимость достигнет размера закята золотом или серебром.

 

Это объясняется тем, что они подобны обычным деньгам, находящимся в обращении, за которые можно купить любую вещь и которые служат предметом торговли, и государство гарантирует тому, кто обратится с ними в банк, возместить деньги, вместо которых используются эти ценные бумаги. («Аль-Фатава аль-Хиндийа», «Аль-Бахр ар-Раик», «Радд уль-Мухтар», «Аль-Хидайа, «Аль-Любаб фи шарх альКитаб»)
 

 

12. – Что можно сказать об охоте с ружьём?

 – Если дичь погибла от выстрела, то это мертвечина и её нельзя употреблять в пищу. Если же охотник застал дичь раненой, но ещё живой и успел зарезать её, то тогда эту дичь есть можно


 

Также в рубрике

Ответы на вопросы от 1.07.2020 (по Ханафи)

1. Скажите, пожалуйста, можно ли держать дополнительный пост (6 дней месяца Шавваль), если остались долги по

Ответы на вопросы от 15.06.2020 (по Ханафи)

1. Когда посторонний ребёнок становится молочным сыном? 2. Может ли быть подобие Всевышнему Аллаху в

Ответы на вопросы от 1.06.2020 (по Ханафи)

1. Некоторое время назад у меня появился друг. Но недавно мы с ним серьёзно поссорились. И теперь при каждой

Ответы на вопросы от 15.05.2020 (по Ханафи)

1.Мне 34 года, рос в неполной семье. Отец то жил с нами, то нет, а сейчас, когда мы выросли, ему негде жить. Мать