Омовение

Омовение – это мытье трёх частей тела и протирание головы (масху). Всевышний Аллах сделал омовение основным условием для совершения намаза.

статья опубликована в номере: 37 (578) / от 01 июля 2019 (Шавваль 1440 г.)
121

В Коране сказано (смысл): «О вы, которые уверовали! Если вы собираетесь совершить молитву, то перед ней совершите омовение следующим образом: вымойте лицо, руки до локтей, оботрите голову (или часть её) водой и вымойте ноги до щиколоток…» (сура «Аль-Маидат», аят 6).

 

Пророк ﷺ говорит, что Всевышний не примет намаз, если не обновить омовение. (аль-Бухари, Муслим) Также Пророк ﷺ рассказал об отличии его общины в День Суда от других общин: «Поистине, моя умма (община) встанет в День Суда с сияющими лицами, руками и ногами от омовения. Кто бы ни был, при омовении мойте как можно больше места» (альБухари, Муслим).

 

Условия омовения

1. Быть чистым от всего нарушающего омовение (кроме больных мочеиспусканием и др.).

2. Доводить воду до каждой омываемой части тела, не пропуская ни одной точки.

3. Отсутствие на омываемой части тела какой-либо преграды (масло, смола, воск и т. д., то же касается лака для ногтей).

 

Обязательные действия омовения

– Мытьё лица должно быть совершено так, чтобы с него стекали капли воды. Омываемые зоны лица: от лба и до подбородка включительно, в том числе область между мочками ушей. Также необходимо омыть волосяной покров лица (у мужчин – борода и усы. Если же борода очень густая, то достаточно омыть её сверху, не касаясь водой кожи лица).

– Мытьё обеих рук до локтей включительно.

– Протирание головы (масху) совершается путём проведения по 1/4 части головы мокрой рукой (1/4 часть – это ровно столько, сколько закрывает рука). Масху обязательно нужно совершать тремя или более пальцами. – Мытьё обеих ног, включая лодыжки.

 

Желательные действия омовения

– Произнесение намерения к омовению.

– Произнесение «Басмалы» (Бисмилляхи р-Рахмани р-Рахим).

– Мытьё рук, включая кисти, до того, как приступить к омовению. Желательно помыть руки после пробуждения ото сна. Пророк ﷺ сказал: «Когда вы проснётесь, не дотрагивайтесь до воды, пока три раза не помоете их (руки); поистине, спящий не знает, где находилась его рука во время сна» (аль-Бухари, Муслим). Здесь имеется в виду тот факт, когда вода в сосуде не достигает необходимого объёма.

– Мазмазат и истинша’. Это полоскание рта и промывание носа три раза. При этом нужно соблюдать порядок – сначала полощут рот, а уже затем промывают нос. Это делается правой рукой и каждый раз чистой водой.

– Сивак (протирание зубов веточкой сивака) является суннатом. Сиваком проводят по зубам до полоскания рта и промывания носа.

– Разведение бороды. Проводится снизу вверх из-под подбородка.

– Руки необходимо мыть, растопыривая пальцы, то же самое касается и пальцев ног. Мизинцем левой руки проводят между пальцами ног, начиная с нижней части мизинца правой ноги, заканчивая нижней частью мизинца левой ноги.

– Омывание каждой части тела по три раза.

– Протирание всей головы один раз.

– Протирание ушей можно осуществлять той же водой, которая предназначалась для протирания головы. Но лучше набрать воду заново. Масху (протирание) ушей проводят следующим образом: в слуховые каналы ушей устанавливают указательные пальцы рук, а большими пальцами проводят по внешней части ушных раковин. – Любое действие при омовении следует начинать с правой стороны.

– Соблюдение порядка омывания, протирание руками омываемых частей.

– Начинать мытьё ног с пальцев, а масху головы – спереди.

– Протирание шеи (протирать горло не является суннатом). Этикет омовения Эти действия Пророк ﷺ совершал, но не всегда. Соблюдающему этот этикет бывает вознаграждение от Творца, а за несоблюдение нет упрёка.

– Сидеть при омовении на возвышенном месте, защищаясь от брызг.

– Сидеть по направлению к кибле (Каабе).

– Не разговаривать во время омовения.

– Не прибегать к помощи другого, не имея на это причины. Поливать воду другими не порицается.

– Совмещать намерения языком и сердцем.

– Произнесение «Басмалы» и намерения при мытье каждой омываемой части.

– Чтение ду‘а (мольбы), которые приводятся в хадисах:

– при мытье лица: «Бисмилляхи, Аллахумма байиз важхи, явма табьяузу вужухун ва тасвадду вужух»;

– при мытье правой руки: «Бисмилляхи, Аллахумма а‘тини китаби, би ямини, ва хасибни хисабан ясира»;

– при мытье левой руки: «Бисмилляхи, Аллахумма ла ту‘тини китаби бишимали ва ла мин вараи захри»;

– протирая голову: «Аллахумма аззиллани тахта зилли ‘аршика, явма ла зилла илла зиллука»;

– при мытье ног: «Аллахумма саббит кадамайа явма тазиллу акдам».

– Раскручивание кольца на мизинце правой руки, если оно свободное. Если кольцо сжимает палец, то необходимо его расшевелить.

– Мазмазат и истинша’ проводят правой рукой, но при сморкании пользуются левой.

– До наступления срока намаза лучше находиться в омовении (для тех, кто не болеет).

– После омовения, глядя в сторону киблы, читают шахадат: «Ашхаду алля иляха иллялЛах, ва ашахаду анна Мухаммадан ‘абдуху ва расулюху».

– Желательно испить оставшуюся от омовения воду.

– Затем читают: «Аллахумма ж‘ални мина ттавабина важ‘ални мин аль- мутатаххирина».

– Омывание лица, рук и ног и масху головы сверх указанного места. Эти действия называются «г’урат тахжил». 

 Омытые части тела не вытираются полотенцем, дабы следы омовения остались на них. Порицательные действия омовения Порицательное (макрух), т. е. то, что не рекомендуется делать, – это действия, противоположные желательным (сунна) действиям.

 

Макрух бывает двух видов:

– Приближённый к хараму, т. е. то, что 
необходимо оставить (чего не нужно исполнять).

– Приближённый к дозволенному, т. е. то, что не рекомендовано к совершению.

 

Наиболее важными действиями макруха при омовении являются:

– Перерасходование воды (исраф). – Употребление малого количества воды. Т. е. использовать воду так, чтобы капли не стекали с омываемых частей, и это будет подобно масху (протирание).

– Не надо совершать омовение более или менее трёх раз. – Сильно ударять руками с водой по лицу – мыть лицо нужно бережно.

– Разговаривать во время омовения.

– Прибегать к помощи других, не имея причины.

 

Нарушение омовения

Омовение нарушает:

– Всё, что выходит из половых органов и заднего прохода (воздух, вышедший из полового органа женщины, омовения не нарушает).

– Сон.

– Изменения в сознании человека настолько, что он не сможет здраво мыслить (помутнение, сумасшествие, опьянение и т. д.).

– Выделение гноя или крови из любой части тела.

– Рвота (если заполнился рот).

– Кровотечение из раны в ротовой полости (если крови будет больше, чем слюна, или столько же).

– Громкий смех в намазе (у маленького ребёнка не нарушается).

 

Другие решения, связанные с омовением

– Если, находясь в омовении, вы засомневались в правильности его совершения, то омовение считается действительным.

– Если, находясь в омовении, вы уверены, что нарушили его, но потом засомневались в обновлении его – омовение считается недействительным.

– Если из раны, из уха или из носа выйдет мошка (или другое мелкое насекомое), омовение не нарушается.

 

Омовение обязательно в двух случаях:

– перед намазом (тому, кто не имеет омовения);

– перед тем как взять Коран в руки. Необходимо также совершить омовение перед тавафом (семикратный обход вокруг Каабы). Но это не считается фарзом. Пророк ﷺ сказал: «Таваф – это намаз, и уменьшайте разговоры при нём» (Ахмад, ан-Насаи). Так как на самом деле таваф не является намазом, а лишь сравнивается с ним, то и очищение считается лишь необходимым.

 

Желательно совершать омовение:

– до того как дотронуться до шариатских книг (фикхи, хадис и т. д.). Но если это тафсир (толкование), в котором Корана больше, чем пояснения, то без омовения нельзя дотрагиваться. Если же тафсира больше, то можно, но не касаясь аятов;

– из уважения к решениям других мазхабов желательно обновлять омовение (например, по мазхабу имама Шафии, если соприкоснуться с кожей представителя противоположного пола, омовение нарушается, и из уважения к этому мазхабу желательно его обновить);

– перед каждом намазом;

– перед сном и после него; – после злословия, поклёпа, хулы, громкого смеха (вне намаза) или других ошибок;

– при замене маджлиса (одного мероприятия другим), ибо это подобно свету над светом; – после омовения покойного и переноса его; – после половой близости до купания, до приёма пищи или перед повторной близостью;

– перед чтением Корана наизусть; – перед азаном, икаматом, хутбой – даже если это бракосочетание;

– перед зияратом (посещением) и вступлением в мечеть Пророка ﷺ; – при стоянии на горе Арафат и ходьбе между Сафой и Марвой;

– после съедания мяса верблюда (согласно мазхабу имама Ахмада, омовение нарушается); – после сильного гнева.


Греховное омовение – это такое омовение, которое совершено водой сироты или водой, отобранной у другого, учитывая то, что ему она была необходима.

 

ИЗ КНИГИ “ЭНЦИКЛОПЕДИЯ НАМАЗА”
 

Также в рубрике

Намаз от «ат-тахримы» до «ас-саляма»

Человек, вошедший в намаз (начавший молитву), совершает вступительный такбир («Аллаху Акбар»), одновременно

Куда расходуют закят

Всевышний Аллах уже разъяснил это в Своей Книге (смысл): «Закят предназначен для бедных и нищих, для тех, кто

Совершение умры

Лексическое значение слова «аль-умра» – это посещение, а в Шариате оно используется для комплекса следующих

Жертвенное животное («аль-хадью»)

Аль-хадью – это животное, которое приносится в жертву во время обрядов хаджа и умры (малого хаджа), а также в