26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Жизнь в поиске знаний

Хадис Пророка Мухаммада ﷺ гласит: «Аллах ﷻ отправит этой общине (умме) в начале каждого столетия того, кто обновит её религию». Эта статья будет посвящена муджаддиду – обновителю исламских наук 7-го века хиджры, признанному во всём исламском мире учёному-богослову, прекрасно разбиравшемуся как в маликитском, так и в шафиитском мазхабах, суфию, факиху, муджтахиду, верховному судье Египта и обладателю высокого учёного титула «Шейх уль-Ислам» Абуль-Фатху Такиюддину Мухаммаду ибн Али ибн Вахбу аль-Кушайри, более известному как Ибн Дакик аль-‘Ид.

Ибн Дакик аль-‘Ид родился в месяце Ша бан 1228 года (625 год по хиджре) на берегу Красного моря, когда его родители направлялись в Аравию для совершения хаджа, что и сыграло огромную роль в становлении будущего учёного.

 

Прибыв в священную Мекку, отец, совершая обхождение Каабы, брал младенца на руки и обращался к Всевышнему с мольбой сделать сына праведным учёным, чьи слова и поступки не расходятся друг с другом. И с каждым днём признаки принятия отцовской молитвы потихоньку стали проявляться в сыне. Ещё в раннем детстве Ибн Дакик выучил наизусть Благородный Коран и изучил ряд важных книг маликитского, а потом и шафиитского мазхабов.

 

Дни и ночи будущий богослов проводил за чтением книг, прочитывая за ночь один или два тома из трудов учёных. А когда нашёл многотомный труд по шафиитскому праву имама ар-Рафии «Шарх уль-Кабир», он не поскупился на средства и приобрёл его за тысячу дирхамов, и пока не прочитал все тома полностью, старался ни на что не отвлекаться, ограничиваясь лишь обязательными молитвами и уделяя всё внимание чтению этой ценной книги.

 

Поначалу все свои знания будущий богослов постигал в египетском городе Кус, где он и жил на тот момент. Но, как известно, двое не насытятся никогда: ищущий знания и гонящийся за мирским. Будучи прекрасным представителем первой категории людей, Ибн Дакик аль-‘Ид не мог ограничиться знаниями, полученными в одном городе, и в научных поисках отправился в город знаний того периода – Каир.

 

Древнейший город с богатейшей историей всегда находился в центре социально-экономической и политической жизни всего Египта. Но особую значимость Каир обрёл в середине 7-го столетия хиджры, когда захватившие власть в стране мамлюки сделали город своей столицей, украсив её дворцами, великолепными мечетями и школами по изучению Корана.

 

Именно с началом этого преображения и становления Каира как одного из ведущих центров не только мусульманской, но и всей научной мысли своего времени и совпала интенсивная деятельность по поиску знаний Ибн Дакика аль-‘Ида. Прибыв в Каир, он отправился пополнять багаж своих знаний к самым известным 
учёным города, среди которых были такие признанные во всём исламском мире учёные, как богослов Иззуддин ибн Абдуссалам, прозванный Султаном алимов, с которым молодой студент оставался до самой его смерти, и знаменитый хадисовед хафиз аль-Мунзири.

 

У этих и других богословов Ислама будущий богослов досконально изучил такие необходимые для учёного дисциплины, как фикх – исламское право и его основы, хадисоведение, грамматику арабского языка и многие другие науки, благодаря чему Ибн Дакик и стал признанным учёным своего времени, уровня которого достигли лишь единицы из его современников.

 

Муджтахидом в Исламе называют знатока исламского права, обладающего способностями и правом выносить фетвы по важным вопросам религии и мусульманского права, опираясь исключительно на достоверные источники. По свидетельству многих учёных Ислама, этого высокого уровня достиг и герой нашего рассказа Ибн Дакик аль-‘Ид, прекрасно разбиравшийся и в маликитском, и в шафиитском мазхабах.

 

«Хафиз своего времени и последний из муджтахидов» – так назвал его известный мусульманский учёный-богослов аль-Аснави. Но лишь благодаря знаниям и умению выносить решения из Корана и хадисов муджтахидами не становятся, для этого нужно ещё и жить сообразно своим знаниям, что, конечно же, Ибн Дакик и делал. Ибн Дакик аль-‘Ид был из числа тех учёных, которые не ограничивались лишь знаниями текстов Шариата.

 

Он понимал, что без искренности и чистоты не может быть истинного поклонения, и потому уделял большое внимание следованию пути праведников. Свой день он проводил в составлении книг и обучении студентов, а ночь – в богослужениях и молитвах. Несмотря на большую известность и авторитет среди народа, что при желании давало возможность приобрести немало мирских благ, услада в жизни учёного была заключена в строгом подчинении нормам и требованиям своей религии.

 

Обладая прекрасным нравом и обширными знаниями, Ибн Дакик не мог не стать объектом внимания для жаждущих знаний Ислама. Поначалу учёный преподавал в своём родном городе Кус, но со временем перебрался в Каир, где стал преподавать хадисы в исламском учебном заведении «Дар уль-Хадис аль-Камиля».

 

Он совмещал эту деятельность с преподаванием фикха в медресе «Насирия», основанном ещё великим мусульманским полководцем и освободителем Иерусалима Салахуддином аль-Аюби, и в медресе «Аль-Фазилия», где обучал маликитскому и шафиитскому мазхабам.

 

Обширные знания в различных областях исламских наук, прекрасный нрав, украшенный этими знаниями, и богобоязненность так возвысили учёного, что учёные-богословы – как его современники, так и последующих веков – практически единогласно признали Ибн Дакика муджаддидом – обновителем Ислама 7-го столетия хиджры. Скончался богослов пятничным утром в 1302 году, в месяце Сафар 702 года по хиджре, в возрасте 77 лет. Похоронили учёного у подножья горы Мукаттам на востоке Каира. 

 


МАХАЧ ГИТИНОВАСОВ