Тюльпан – символ Османской империи

В стамбульских парках, на проспектах, кольцевых транспортных развязках, практически везде, где есть открытые площадки, миллионы ярких, изысканных бутонов самых разных цветов создают на радость горожанам и многочисленным туристам невероятную праздничную атмосферу весны, лёгкости и свежести.

статья опубликована в номере: 36 (577) / от 15 июня 2019 (Шавваль 1440 г.)
66

Цветочный праздник

Тюльпаны в Стамбуле начинают цвести в конце марта или начале апреля, в зависимости от погоды. Они цветут в течение нескольких недель и почти месяц радуют глаз окружающих. Официальные даты фестиваля – с 1 по 30 апреля, но цветение может начаться в конце марта и продолжаться в мае.

 

Фестиваль тюльпанов в Стамбуле – это не только тюльпаны, кроме них сотни видов других цветов высаживают по форме и цвету – в итоге получаются чудесные композиции, великолепный праздник весенних цветов. Тюльпаны можно увидеть почти во всех парках Стамбула, но для настоящего удовольствия истинные ценители цветов рекомендуют посетить Эмирган Парк – один из крупнейших общественных парков Стамбула с несколькими садами тюльпанов.

 

Происхождение тюльпанов – от Османской империи до Европы

Изначально тюльпаны росли как полевые цветы в Центральной Азии, но впервые они были выращены турками ещё в 1000 году – в этот период в Османской империи началось коммерческое выращивание тюльпана, или лале (от персидского слова lâhle).

 

Рассказывают, что Огир Гислен де Бусбек, посол Фердинанда I в Османской империи в 1554 году, в своём письме описывал следующее: «обилие цветов повсюду: нарциссы, гиацинты и те, что по-турецки называют Lale». Неслучайно этот период – самый богатый период Османской империи – называется эпохой тюльпанов (Lale Devri). Посол де Бусбек был удивлён, обнаружив, что в королевском дворе в Стамбуле растут очень сложные гибриды.

 

Он отправил несколько луковиц в Прагу – так тюльпаны впервые попали в Европу. Когда Константинополь после османского завоевания был переименован в Стамбул, султан Мехмет II приказал поса
дить тюльпаны в новых парках и садах. Сам султан был увлечённым садовником. В свободное время он высаживал растения в садах дворца Топкапы.

 

Султан Сулейман поднял любовь к тюльпанам на новый уровень. Он привлёк профессионалов и посадил тюльпаны в Стамбуле, после чего они стали более популярными, чем розы. Сулейман также был великим поэтом и несколько раз упоминал тюльпаны в своих стихах. Сады и любовь к цветам сформировали ключевые элементы исламского искусства и имперской культуры.

 

Тюльпан стал неотделимым элементом османских садов и садового дизайна. Султан Селим II (р. 1566–1574) заказал, например, 50000 луковиц диких тюльпанов для своих дворцовых садов. Цветок начали выращивать, и были произведены тысячи сортов.

 

Поэтические персидские имена, которые были даны сортам тюльпана во времена правления Мехмеда IV (р. 1648–1666), ещё более подчёркивают любовь османцев к тюльпанам: «Райский свет», «Несравненная жемчужина», «Ткань любви», «Роза Зари», «Источник жизни».

 

Форма совершенного тюльпана в османской культуре отличается, однако, от вкуса европейцев; тюльпаны, которые считались самыми красивыми, были длинными и тонкими, с острыми лепестками в форме кинжала – именно такой вид цветов часто встречается в османском декоративном и книжном искусстве. Посадка тюльпанов в садах стала модной во всей Османской империи.

 

Османы уделяли большое внимание окружающей среде, и тюльпан стал национальным символом османов. Тюльпаны также достигли непомерных цен на османских территориях: такой сорт, как «Гранатовое копьё», был продан за 600 долларов в начале XVIII века.

 

Тем не менее, был издан имперский указ, чтобы контролировать спекуляции и фиксировать цены на самые редкие сорта, тем самым предотвращая крах торговли тюльпанами. «Эра тюльпанов» (1718–1730 года), время великого художественного брожения, фактически обязана своим названием османскому течению и одержимости тюльпанами в придворных кругах.

 

Любовь османов к тюльпанам немного ослабла во второй половине XVIII века, но никогда не исчезала полностью, а сегодня и вовсе усиленно возрождается, и это наглядно демонстрируют современные фестивали тюльпанов в Стамбуле.

 

Тюльпаны в исламском искусстве

Тюльпан также занимает особое место в суфийской культуре. Руми, великий суфий, упомянул тюльпан в своём стихотворении под названием «Так безрассудно разоблачён»: Декабрь и январь прошли. Подходят тюльпаны. Пришло время посмотреть, как деревья качаются на ветру, а розы никогда не отдыхают.

 

Давайте восхитимся некоторыми из элементов искусства, связанного с тюльпанами. Как символ, тюльпан богат и многогранен. В дополнение к женской красоте, совершенству, раю, родине и коллективной культурной самобытности тюльпан также обладает духовным измерением.

 

Изображения тюльпанов, помимо того, что использовались в одежде султанов, с неменьшей популярностью применялись и в архитектуре, в украшении многих зданий, мечетей. Например, в мечети Рустама Паши (Rustem Paşa Camisi) в Стамбуле, знаменитой своей великолепной отделкой, архитектор Синан использовал 41 мотив с использованием этих цветов.

 

Мистикам также нравилось утверждать, что цветок скромен, потому что при своём цветении он словно склоняет свой бутон перед величием Создателя. А ещё уникальную красоту тюльпана можно сравнить с течением нашей жизни – тюльпаны распускаются и быстро увядают, так же как стремительно покидает этот мир человек.

 

Каждый, кто любит эти цветы, с приходом весенних солнечных дней жадно всматривается в распускающиеся бутоны, пытаясь разглядеть в них первые разноцветные краски весны и природного великолепия, чтобы успеть насладиться ими в период их недолгого цветения.

 

АБДУЛЛА МУСЛИМОВ
 

Также в рубрике

Тайна Манаса раскрыта

Кыргызский каганат – государство енисейских кыргызов, существовавшее в период VI–X вв. на территории Южной

Дау и ослы

Остров Ламу, Кения, – хранилище исламской культуры В исламском мире есть ряд небольших общин, которые в

Тайны забытых мечетей

Деревянные мечети Аджарии, Грузии и северо-восточной Турции: документирование и сохранение ценного

Тот, кто бросил вызов курайшитам

Мужи Ислама всегда славились своей храбростью, отвагой, доблестью, бесстрашием в борьбе против неверных,