20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Сивак – лучший стоматол

Труд Мухаммада аль-Аккирмани об использовании мисвака Ислам научил нас четырнадцать веков назад методам лечения зубов, которые современная медицина начала внедрять только недавно. Мисвак (или сивак), который оказывает большое влияние на здоровье зубов, является лучшим средством для чистки зубов и очень прост в использовании.

Применение сивака очень полезно для предотвращения кариеса, отбеливания зубов и здоровья всей полости рта. Удивительным свойствам сивака учёный XVIII века Мухаммад альАккирмани посвятил целый научный труд, который и сегодня представляет интерес с практической точки зрения. Среди исламских медицинских текстов есть несколько таких, которые связывают медицину и религиозное право (фикх).

 

Они входят в основные исламские источники – Коран и Сунну. Одним из важных советов для поддержания здоровья является использование сивака – веточки для чистки зубов, обычно изготавливаемой из дерева или корня дерева арак (Salvadora Persica). «Зубная палочка очищает рот и вызывает довольство Господа», – говорится в одном из хадисов сборника имама альБухари.

 

Как правило, сиваком пользовались перед отправлением на молитву в мечеть, а также сразу после пробуждения. Сегодня сивак можно купить практически на любом рынке, эти веточки стали популярными даже среди немусульман, проживающих на Ближнем Востоке или на Западе, которые высоко оценили удивительные свойства этого растения.

 

Тексты, содержащие правила для общего ухода за зубами, дёснами всей полостью рта, уже существовали в Золотом веке исламской медицины. Тогда появились несколько специальных трактатов, посвящённых теме сивака, преимуществам его использования перед другими методами очистки полости рта. Авторами древнейших текстов по этому вопросу являются также два автора: Юханна ибн Масавайх (ум. в 854 г.) и Хунайн ибн Исхак (ум. в 873 г.).

 

Многочисленные современные исследования подтверждают, что растение Salvadora Persica (греч.) и его экстракты оказывают благотворное влияние на ткани полости рта, а также помогают поддерживать хорошую гигиену зубов. Большинство старейших мусульманских трактатов о сиваке остаются в форме рукописи.

 

Однако аналогичные работы по этому вопросу появились в более поздние периоды. Новейшая рукопись (всё ещё неопубликованная), которая будет проанализирована в этой статье, написана великим османским энциклопедистом Мухаммадом бин Мустафа аль-Аккирмани (ум. в 1760 г.).

 

Биография

Об этом учёном известно не так много, но, тем не менее, более 40 произведений, созданных им, сохранились (и лишь немногие из них были опубликованы, в основном посвящённые исламскому богословию и логике). Мухаммад бин Мустафа аль-Аккирмани родился в городе Аккирман (или Аккерман), ныне известном как БелгородДнестровский в Одесской области Украины.

 

В период между 1484 и 1812 годами эта часть современной Украины находилась под властью османов с этнически смешанным населением (украинцы, румыны, татары, ногайцы, армяне, евреи и другие). Мухаммад бин Мустафа аль-Аккирмани родился в 1700 году и начал свою карьеру на родине, а затем отправился в Стамбул.

 

Информации о том, где именно он учился, нет в исторических сводках, но с 1737 года он занимал должность судьи, сначала в Измире, затем отправился в Каир, а после этого его назначили судьёй в Мекке. Он умер в Мекке в 1760 году, будучи главным судьёй Ханафи в Священном городе.

 

Поистине удивительная судьба человека, являющегося практически нашим земляком! Представляет интерес «Небольшой трактат об использовании зубной щётки (сивака), а также преимущества её использования с медицинской и религиозной точек зрения», который был составлен Мухаммадом альАккирмани и сохранён в уникальной копии.

 

Трактат состоит из пяти частей. Первая – «Хукм ас-Сивак» – излагает утверждения Шариата 
относительно использования сивака. Среди двух основных позиций (одна из них заключается в том, что это «предпочтительнее», а вторая – что это Сунна, то есть желательное действие, которое заключается в следовании тому, что делал Пророк Мухаммад ﷺ) автор поддерживает последнюю, также представленную в про
шлом известным ханафитским учёным Юсуфом аль-Кадури (ум. в 1037 г.).

 

Когда использование сивака подтвердилось Шариатом, Мухаммад аль-Аккирмани пишет: «Корень и веточки дерева арак лучше всего удаляют неприятный запах изо рта и очищают зубы, оставляя аромат после чистки, в отличие от граната и сахарного тростника».

 

Автор не объясняет, почему запрещено использовать эти деревья, но другие авторитеты школы Ханафи (например, известный Ибн Абидин, ум. в 1784 г.) объясняли, что ветки этих деревьев «вредны для рта». Лучшим из них, как продолжает Мухаммад аль-Аккирмани, является арак, прежде всего потому, что именно это дерево упоминается в «пророческой медицине» (аль-тибб ан-наби).

 

Далее Мухаммад альАккирмани приводит слова имама Абу Ханифы: «Арак делает речь выразительной, стимулирует аппетит и очищает мозг». В следующих двух главах Мухаммад аль-Аккирмани в основном рассказывает, как и в каких случаях использовать сивак, и приходит к заключению (после упоминания хадиса и высказывания о сиваке таких учёных, как Камаль аль-Дин бин аль-Хаммам, ум. в 1457 г.), что лучше использовать его как можно чаще, а не только перед молитвой.

 

В последней главе, «Преимущества сивака», он показывает как духовную, так и материальную стороны этого действия: например, использование сивака препятствует воздействию шайтанов и привлекает ангелов, делает тело сильнее и восстанавливает зрение.

 

Мухаммад аль-Аккирмани отмечает влияние сивака на мозг, говоря, что он заставляет человеческий разум вспомнить самые важные слова для любого мусульманина: «Нет Бога, кроме Аллаха», – перед смертью. То есть человек, регулярно использующий сивак, имеет все шансы покинуть этот мир, будучи мусульманином, что так желанно для каждого из нас.

 

Мухаммад аль-Аккирмани пишет: «Таким образом, сивак стимулирует правильное мышление, в отличие от опиума, гиосциама и гашиша. Все они (и прежде всего гашиш) запрещены, так как они отвлекают людей от воспоминаний Аллаха  и затуманивают разум».

 

Заключение

Можно констатировать, что Мухаммад аль-Аккирмани как один из исламских учёных «постклассического периода» исламской интеллектуальной истории (между XIII и XVIII веками) рассматривает вопрос о сиваке в двух ракурсах: первый – правовой, а второй – медицинский. Конечно, он был не первым, кто обсуждал этот вопрос (много раз исламское право, статус и преимущества использования сивака обсуждались до него), но даже его краткий доклад является весомым источником для понимания пользы этого удивительного растения. 
ПЕРЕВЕЛА С АНГЛИЙСКОГО 
АМИНА ЕВПАТОВА