26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Актуально

Маргарин вместо масла и отходы вместо фарша

Почему люди боятся быть честными? Морализация бизнеса не нова в истории мировых религий. Писаниями устанавливались чёткие этические границы поведения на рынке. Коран как завершающая книга строго закрепил условия ведения дел, владения и пользования деньгами, управления и продвижения, самого существования мирового экономического порядка в предоставлении средств и их заимствовании, а также в торговле.

Вы замечали, что только что открывшийся магазин предлагает низкие цены? А новый продукт на рынке всегда изумительного качества? Как мы полны обаяния при первой встрече, так же и бизнес производит впечатление на нас. А дальше всё по известному сценарию.

 

В честном деле – благодать

Именно её, а не прибыль, мы должны считать критерием успеха. В отличие от общепринятых принципов труда, в Исламе работа оценивается не просто как способ заработать, но ещё и как поклонение. Трудно даже вообразить, насколько всё взаимосвязано: недозволенный вид деятельности ведёт к недозволенному заработку. Он, в свою очередь, приносит в наш дом недозволенные продукты питания, которые, попадая в наш желудок, могут сделать непринятым всё наше поклонение.

 

То есть исходной целью должна быть не сама по себе работа или заработанные деньги, а именно довольство Аллаха ﷻ. Тогда наши деяния будут чистыми, а с деньгами, заработанными дозволенным путём, в наш дом придёт не просто материальное благополучие, но и благодать (баракат).

 

Парадокс в том, что баракат не посчитаешь, а эфемерными доходами не прокормишь семью. И тогда масло заменят маргарином, в фарш добавят отходы, а честность спрячут в дальний сейф. Все ведь помнят слова имама аш-Шафии: «Исправь то, что между тобой и Аллахом ﷻ»?

 

Доход должен быть получен посредством добросовестно выполненной работы в дозволенных отраслях, приносящих пользу не только данному человеку, но и всему обществу. В Шариате чётко определены те виды деятельности, которыми дозволено заниматься мусульманину, чтобы зарабатывать себе на жизнь, равно как и поставлены ограничения, которыми необходимо руководствоваться, чтобы не впасть в грех. И даже в содержании каждой профессии или вида деятельности Шариат указывает на правильность или неправильность их реализации или выполнения.

 

Вести честный бизнес сложно

А легко ли совершать намаз? А пост соблюдать? Многие уверенно кивнут головой. А закят платить из заработанного легко? И вот тут мы задумались! Корень безнравственного бизнеса в том, что мы считаем себя хозяевами имущества. У вашего дела ваше лицо.

 

Благой нрав на молитвенном коврике не заканчивается. Он идёт с вами в цех, магазин и даже в налоговую. Он правит, когда вы руководитель, когда подчинённый, когда продавец, когда покупатель. Не стоит бояться быть честным. Разве недостаточно нам завещания Пророка ﷺ, что честный торговец будет рядом с ним в Раю?

 

Знания – путь к честности

Алгоритм действий при этом прост: изучить шариатскую науку, прежде чем ступить на территорию рынка с целью торговли. Об этом свидетельствуют наставления Али бин Абу Талиба  и Умара аль
Фарука , предостерегавшие людей от опасности деятельности, которую они ведут, не пройдя даже азбучных истин.

 

Это правило справедливо к любому роду занятий, будь то торговля, менеджмент, маркетинг 
и, конечно же, финансы. Запас важных и полезных знаний даст возможность вести бизнес честно и прибыльно, не страшась кризисов.

 

А работа по облагораживанию нрава позволит не переживать за репутацию. Да, всеобщая финансовая либерализация находится в глубоком конфликте с общечеловеческими ценностями. Хотя гуманность как основа жизни имеет место во всех мировых конфессиях.

 

И происходящее сегодня на рынке, который являет собой миниатюру миропорядка, доказывает нам, что основу всего всё же должна составлять именно нравственность. Пусть Всевышний поможет нам работать во благо и вести дела с красивым нравом.


АЙША АХМЕДОВА