08 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Достоинство упования

Знайте, что нет выше степени перед Аллахом ﷻ, чем упование. Кто уповает на Всевышнего, покорен Его решениям, вверяет Ему все свои дела, доволен Его предопределением, тот укрепил свою религию. Кто порицает упование, тот порицает веру.

 Кто любит обладателей упования, тот любит и Всевышнего Аллаха 

 Началом упования является познание Того, на кого уповают, – Аллаха ﷻ. Познание того, что Он могущественен и управляет всем Своей мудростью. Когда ничтожный раб осознаёт, что есть великий Владыка, устанавливающий справедливость, регулирующий и предопределяющий все дела, Кому принадлежат сокровищницы земли и небес, то этот ничтожный раб смотрит на своего всесильного Господа и из-за этого сам также становится сильным. Благодаря Всевышнему раб возвышается и довольствуется приближением к Создателю. Тогда поклонение раба становится истинным, и очищается его единобожие.

 Верующий познаёт людей через познание их Творца, и удел он ищет у Аллаха ﷻ, Которому поклоняется, не восхваляет и не упрекает людей из-за того, что они дали ему что-либо или лишили чего-то. Ведь раб убеждён, что Всевышний Аллах ﷻ – покровитель и наделяющий всем. Он благодарит людей только потому, что Господь велел ему сделать это. Всего этого можно добиться, перенимая качества Всевышнего Аллаха и следуя Сунне Его Посланника ﷺ.

 О мусульмане, будьте настойчивы в отрешённости сердца от мирской жизни и уповании на Аллаха ﷻ. Отрешённость от мирского – основа добрых деяний, а упование – основа угодных Господу духовных состояний. Свидетельствуй Аллахом ﷻ, прибегай к Его защите в словах, деяниях, нравах и состояниях. Кто будет держаться за Аллаха ﷻ, искать помощи у Него, тот встанет на правильный путь. Остерегайся сомневаться в Аллахе ﷻ, придавать Ему соучастника, сильно желать чего-то или возражать Аллаху в чём бы то ни было. Поклоняйся Всевышнему самым приближающим к Нему образом, тогда ты окажешься среди избранных, любимых Им и ощутишь покровительство Господа. Ведь Аллах ﷻ – покровитель богобоязненных.

 Имам аш-Шаарани спросил своего наставника Али аль-Хавасса: «Откладывание средств про запас для того, чтобы не беспокоиться о пропитании, является ли восхваляемым делом?». Наставник ответил: «Мюриду не следует откладывать ничего про запас, кроме случая, когда он знает, что это именно его пропитание, в котором нет доли других. В противном случае ему не дозволено делать запасы. Потому что на это его толкает скупость».

 Аш-Шаарани тогда спросил: «Если мюрид знает, что это пропитание для его семьи, которое они получат лишь через его руки, тогда можно ли запасаться?». Наставник ответил: «Да». Имам Аш-Шаарани спросил: «А если мюрид знает, что это удел его семьи, но Аллах ﷻ не открыл ему, придёт ли этот удел к ним именно через него, можно ли тогда запасаться?». Шейх ответил: «Нет». Тогда имам спросил: «А если Аллах ﷻ открыл мюриду, что его близкие получат удел лишь через него, но к тому времени, о котором Аллах ﷻ поведал, мюрид не получил этого ризка (не уточнив, когда именно), то можно ли иметь запас?». Наставник ответил: «Тогда он имеет право или хранить запас до этого времени, или расходовать. Он является хранителем этого удела для них». Аш-Шаарани также спросил своего наставника: «Некоторые мюриды каждый год отправляются в хадж, не имея необходимой провизии. Это похвально или порицаемо?». Наставник ответил: «Это порицаемо. Потому что Всевышний Аллах сделал обязательным наличие возможности для совершения паломничества, оберегая человека от необходимости терпеть в пути неудобства и стыд перед людьми (из-за нехватки средств и вынужденного обращения к ним) и уберегая человека от возникновения у него неприязни к тем людям, которые ему не помогли пропитанием или транспортом. Ведь попадание в такую ситуацию неизбежно, и это передано от праведных предшественников. А тем, кто своим языком наносит вред другим, такая поездка запрещена».

 Ещё Аш-Шаарани  спросил наставника: «Заняться ли мне каким-либо ремеслом, чтобы прокормить себя?». Он ответил: «Вверяй всё Всевышнему Аллаху и сам не выбирай ничего, не попросив разрешения у Него и пока Он не дозволит. Удел вертится в поисках раба, которому он предназначен. А раб же, ища свой удел, находится в растерянности, не зная, куда идти. Если один из них (удел или раб) остановится, то другой будет искать его. Потому говорят, что погоня за уделом не является благим делом, равно как и отказ от стремления к своему уделу.

 Удел раба подразделяется на два вида: 1. Удел, который придёт к тебе без твоего старания, как, например, наследство. В отношении этого вида удела говорят, что погоня за ним является недостойной. 2. Удел, для получения которого необходимо проявить старание. Поэтому в отношении такого удела говорят, что стараться обрести его является более ценным».

ИЗ КНИГИ МУФТИЯ ДАГЕСТАНА ШЕЙХА АХМАДА АБДУЛАЕВА «БЛАГОНРАВИЕ ПРАВЕДНИКОВ»