Достоинство упования
Кто любит обладателей упования, тот любит и Всевышнего Аллаха
Началом упования является познание Того, на кого уповают, – Аллаха ﷻ. Познание того, что Он могущественен и управляет всем Своей мудростью. Когда ничтожный раб осознаёт, что есть великий Владыка, устанавливающий справедливость, регулирующий и предопределяющий все дела, Кому принадлежат сокровищницы земли и небес, то этот ничтожный раб смотрит на своего всесильного Господа и из-за этого сам также становится сильным. Благодаря Всевышнему раб возвышается и довольствуется приближением к Создателю. Тогда поклонение раба становится истинным, и очищается его единобожие.
Верующий познаёт людей через познание их Творца, и удел он ищет у Аллаха ﷻ, Которому поклоняется, не восхваляет и не упрекает людей из-за того, что они дали ему что-либо или лишили чего-то. Ведь раб убеждён, что Всевышний Аллах ﷻ – покровитель и наделяющий всем. Он благодарит людей только потому, что Господь велел ему сделать это. Всего этого можно добиться, перенимая качества Всевышнего Аллаха и следуя Сунне Его Посланника ﷺ.
О мусульмане, будьте настойчивы в отрешённости сердца от мирской жизни и уповании на Аллаха ﷻ. Отрешённость от мирского – основа добрых деяний, а упование – основа угодных Господу духовных состояний. Свидетельствуй Аллахом ﷻ, прибегай к Его защите в словах, деяниях, нравах и состояниях. Кто будет держаться за Аллаха ﷻ, искать помощи у Него, тот встанет на правильный путь. Остерегайся сомневаться в Аллахе ﷻ, придавать Ему соучастника, сильно желать чего-то или возражать Аллаху в чём бы то ни было. Поклоняйся Всевышнему самым приближающим к Нему образом, тогда ты окажешься среди избранных, любимых Им и ощутишь покровительство Господа. Ведь Аллах ﷻ – покровитель богобоязненных.
Имам аш-Шаарани спросил своего наставника Али аль-Хавасса: «Откладывание средств про запас для того, чтобы не беспокоиться о пропитании, является ли восхваляемым делом?». Наставник ответил: «Мюриду не следует откладывать ничего про запас, кроме случая, когда он знает, что это именно его пропитание, в котором нет доли других. В противном случае ему не дозволено делать запасы. Потому что на это его толкает скупость».
Аш-Шаарани тогда спросил: «Если мюрид знает, что это пропитание для его семьи, которое они получат лишь через его руки, тогда можно ли запасаться?». Наставник ответил: «Да». Имам Аш-Шаарани спросил: «А если мюрид знает, что это удел его семьи, но Аллах ﷻ не открыл ему, придёт ли этот удел к ним именно через него, можно ли тогда запасаться?». Шейх ответил: «Нет». Тогда имам спросил: «А если Аллах ﷻ открыл мюриду, что его близкие получат удел лишь через него, но к тому времени, о котором Аллах ﷻ поведал, мюрид не получил этого ризка (не уточнив, когда именно), то можно ли иметь запас?». Наставник ответил: «Тогда он имеет право или хранить запас до этого времени, или расходовать. Он является хранителем этого удела для них». Аш-Шаарани также спросил своего наставника: «Некоторые мюриды каждый год отправляются в хадж, не имея необходимой провизии. Это похвально или порицаемо?». Наставник ответил: «Это порицаемо. Потому что Всевышний Аллах сделал обязательным наличие возможности для совершения паломничества, оберегая человека от необходимости терпеть в пути неудобства и стыд перед людьми (из-за нехватки средств и вынужденного обращения к ним) и уберегая человека от возникновения у него неприязни к тем людям, которые ему не помогли пропитанием или транспортом. Ведь попадание в такую ситуацию неизбежно, и это передано от праведных предшественников. А тем, кто своим языком наносит вред другим, такая поездка запрещена».
Ещё Аш-Шаарани спросил наставника: «Заняться ли мне каким-либо ремеслом, чтобы прокормить себя?». Он ответил: «Вверяй всё Всевышнему Аллаху и сам не выбирай ничего, не попросив разрешения у Него и пока Он не дозволит. Удел вертится в поисках раба, которому он предназначен. А раб же, ища свой удел, находится в растерянности, не зная, куда идти. Если один из них (удел или раб) остановится, то другой будет искать его. Потому говорят, что погоня за уделом не является благим делом, равно как и отказ от стремления к своему уделу.
Удел раба подразделяется на два вида: 1. Удел, который придёт к тебе без твоего старания, как, например, наследство. В отношении этого вида удела говорят, что погоня за ним является недостойной. 2. Удел, для получения которого необходимо проявить старание. Поэтому в отношении такого удела говорят, что стараться обрести его является более ценным».
ИЗ КНИГИ МУФТИЯ ДАГЕСТАНА ШЕЙХА АХМАДА АБДУЛАЕВА «БЛАГОНРАВИЕ ПРАВЕДНИКОВ»