Пост немолящегося

Самый популярный вопрос о посте в месяц Рамадан звучит так: принимается ли пост не совершающего намаз? Именно об этом спрашивают посетители молодёжных пабликов, да и у взрослого поколения нет однозначного мнения на этот счёт. Чаще всего предметами спора становятся те, кто, ленясь, не совершает намаз, но признаёт, что он является обязанностью мусульманина. Попробуем разобраться, в чём корень проблемы и что говорят учёные по данному вопросу.

статья опубликована в номере: 35 (576) / от 01 июня 2019 (Рамадан 1440 г.)
98

В одном из хадисов передано, что Пророк Мухаммад  сказал: «Различие между верующим и неверующим заключается в том, совершает он намаз или нет» (Муслим). Этот и некоторые другие хадисы и вызвали разногласия. Главная ошибка религиозно необразованных мусульман – это прямое вынесение ими шариатских решений из хадисов Пророка ﷺ. Заниматься этим должны учёные, многие из них оставили после себя определённые труды и комментарии к хадисам. Рассмотрим, как это поясняют учёные четырёх мазхабов Ахлю Сунны вальДжамаа.

 

Мазхаб имама аш-Шафии

Учёный шафиитского мазхаба, шейх уль-Ислам имам ан-Навави (631–676), хадисовед, правовед, комментируя слова хадиса «различие между верующим и неверующим заключается в намазе», пишет: «Если человек прекращает совершать намаз, отрицая его как обязанность (фарз), то, по единогласному мнению (иджма) мусульманских учёных, он впадает в неверие и считается вышедшим из религии Ислам.

 

Если же он сделал это из-за лени, но с убеждением, что намаз является обязанностью, то тут учёные разошлись во мнениях. Три имама – Абу Ханифа, Малик и аш-Шафии – посчитали, что такой человек не впадает в неверие, но он грешник, и ему необходимо покаяться и начать совершать намаз.

 

Что же касается салафов, в том числе и по одному из двух преданий имама Ахмада ибн Ханбаля, то такой человек считается неверным (кяфиром), но по другому его слову – он не становится кяфиром» (комментарий к «Сахиху» Муслима).

 

То есть из существующих четырёх богословско-правовых школ по исламскому фикху Ахлю Сунна валь-Джамаа – ханафитской, маликитской, шафиитской и ханбалитской – только по одной из них (согласно одному из двух мнений имама Ахмада ибн Ханбаля) человек, прекративший совершать намаз по причине лени, считается неверным (кяфиром).

 

Имам ан-Навави в книге «Маджму» также пишет: «Мусульмане не переставали получать наследство из имущества человека, прекратившего совершать намаз; наследовали от него и родственники. Если бы он становился неверным, то он не получал бы и не отдавал бы после себя наследство мусульманам».

 

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Мусульманин не наследует от неверного, как и неверный не наследует от мусульманина» (аль-Бухари). Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни Шафии (773–852) в комментарии к «Сахиху» аль-Бухари пишет: «Тому, кто, ленясь, перестанет совершать религиозные обязанности, необходимо объяснить, насколько важно их выполнение.

 

Вера такого человека – неполноценна. Тот же, кто прекращает совершать религиозные обязанности, отрицая их обязательность, становится неверным» (комментарий «Фатх уль-Бари» к «Сахиху» аль-Бухари).

 

Мазхаб имама Малика

Ибн Баттал аль-Малики (умер в 449 году по хиджре), один из авторитетных учёных маликитского мазхаба, составил комментарий к «Сахиху» аль-Бухари. Ибн Аби Зайд сказал: «Доказательством того, что прекративший выполнять фарзы, не отрицая их обязательности, является фасиком (грешником), но не кяфиром, есть то, что иджма (единогласие) всей уммы состоит в том, что над таким человеком, когда он умрёт, совершают погребальную молитву, его имущество переходит по наследству и хоронят его на мусульманском кладбище» (комментарий к «Сахиху» Бухари).

 

Мазхаб имама Абу Ханифы

Имам Абу Ханифа придерживается мнения, что прекративший совершать намаз (не отрицая необходимости его выполнения) не становится кяфиром, его не казнят за это, но наказывают та’зиром (побивание палкой) и заточают в тюрьму, пока он не возобновит его совершение.

 

У ханафитов также сказано: переставший молиться по причине лени подвергается наказанию – заточению, после его призывают назиданиями к совершению намаза. Если он в таком состоянии умирает, то он считается грешным мусульманином» («Марак иль-Фалях»).

 

В качестве доказательства вышесказанного приводится хадис Пророка ﷺ: «Непозволительно проливать кровь мусульманина, за исключением трёх случаев: когда казнят женатого за совершённое прелюбодеяние; когда лишают жизни за убийство кого-либо; когда кто-нибудь отступает от своей религии» (аль-Бухари).

 

Мазхаб имама Ахмада ибн Ханбали

Ибн Куддама аль-Макдиси альХанбали (541–620) пишет в книге «АльМугни» (одна из самых значимых книг ханбалитского мазхаба): «По этому вопросу существует единогласное решение мусульман. Мы не знаем такого, чтобы когда-нибудь хотя бы одному человеку, из-за того что он перестал совершать намаз, в случае его смерти не провели бы обязательного ритуального купания, не прочитали бы над ним погребальной молитвы, не похоронили бы на мусульманском кладбище, не разрешили бы родным наследовать его имущество, запрещали бы ему самому наследовать имущество других, чтобы по этой причине разводили мужей и жён, – притом, что несовершённых им намазов было много.

 

Если бы этот человек впадал в куфр (неверие), то это распространилось бы на все вышеперечисленные условия. Мы не знаем в отношении человека, не совершающего молитвы, иного решения, кроме того, что он должен возместить все пропущенные намазы.  

 

И в этом нет разногласий среди учёных. Если бы этот человек был муртаддом (вероотступником), то ему было бы непозволительно  возмещать ни намазы, ни посты. Что касается хадисов, где говорится о том, что не совершающий намаз уподобляется кяфирам (неверным), то некоторые учёные остановились на мнении, что это «таглиз» и «ташдид» (преувеличение, сгущение красок с целью усиления значения).

 

Так, например, Пророк ﷺ сказал: «Сибаб (брань, ругань) в адрес мусульманина – это фиск (греховно), а убийство мусульманина – куфр (неверие)» (Муслим). В другом хадисе Пророк ﷺ говорит: «Употребляющий вино подобен поклоняющемуся идолам» (альБаззар).

 

Всё это было сказано Пророком ﷺ с целью устрашения («Аль-Мугни»). Ибн Аби Ягля Ханбали (451–526), факих ханбалитского мазхаба, писал: «Из религии человека не выводит ничего, кроме ширка (придания Аллаху ﷻ сотоварищей) или отрицания, что фарз – наша обязанность перед Аллахом ﷻ. Если ктолибо прекратит совершение фарза по причине лени или пренебрегая им, то Всевышний Сам решит, наказать его или простить» («Табакат уль-Ханабиляти»).

 

Вопрос

Но как же тогда быть с хадисами, которые привели имам Муслим от Джабира: «Поистине, между человеком и куфром и ширком находится несовершение намаза» – и имам Тирмизи от Бурайдата: «Ахд (договор), который между Нами и ими, – это намаз; кто не будет совершать намаз, тот кяфир»?

 

Ведь они достаточно чётко проводят границу между человеком, совершающим намаз, и тем, кто его не выполняет. Ответ таков: эти два хадиса достоверны, и мы тоже их приводим в проповедях и назиданиях, только важно их понять правильно.

 

При поверхностном анализе эти хадисы указывают на куфр (неверие) человека, не совершающего намаз, даже если он убеждён в его обязательности. Но  большинство учёных (джумхур) указывают на то, что это не главный смысл этих хадисов. Более того, они противоречат другим хадисам, которые привели имамы Малик, Ахмад, Абу Давуд и другие, с достоверными иснадами (цепочкой передатчиков).

 

От Уббадата ибн Сабита в достоверном хадисе передаётся, что Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «У того, кто в Судный день придёт с полноценными пятью намазами, которые Всевышний предписал Своим рабам, не пренебрегая и не утратив ничего из них, будет со Всевышним ахд (договор), что Он введёт его в Рай.

 

А у того, у кого не будет таких молитв, не будет ахда со Всевышним, и если Аллах ﷻ пожелает, то накажет его, а если пожелает – введёт в Рай» (Абу Давуд, Насаи). Ибн Абд иль-Бар Малики (368–463), хафиз, мухаддис, факих, комментируя данный хадис в книге «Тамхид», пишет: «Это является доводом того, что мусульманин, который не совершает намаз, находится в воле Всевышнего, при условии, что он верует в то, с чем пришёл Пророк Мухаммад ﷺ, и убеждён в необходимости намаза.

 

Этот довод опровергает мнение сектантов мутазилитов и хавариджей. Когда человек вступает в религию Ислам, после произнесения шахады он считается мусульманином – при этом он ещё не совершает намаз и не соблюдает пост.

 

И из Ислама он не выйдет, пока не сделает то, что выводит человека из религии, например, будет отрицать обязательные предписания» (комментарий «Мушкиль аль-Асар» Абу Джафара Тахави Ханафи). Также учёными достигнуто единогласие в отношении хадиса Уббадата («не совершающие намаз, но не отрицающие обязательность его выполнения находятся в воле Всевышнего: если Он пожелает, то накажет их, если пожелает – простит; это такой же человек, как и все остальные грешные мусульмане, но не кяфир»).

 

Шейх уль-Ислам имам ан-Навави пишет в комментариях к «Сахиху» Муслима: «В разъяснении смысла понятий «куфр» и «ширк», которые упомянуты в хадисе Джабира и Бурайдата, что не совершающий намаз заслуживает наказание кяфира (но он не кяфир), и это – казнь; или отнесли к мустахиллю (дозволяющему пропускать намаз); или что это может приблизить к куфру (неверию); или это действие – действие кяфиров».

 

Аллах ﷻ в Коране говорит (смысл):  «В  Судный день Аллах ﷻ не простит ширк, но простит не доходящие до ширка грехи тому, кому пожелает» (сура «Ан-Ниса», аят 48). Этот аят поясняет, что человек, совершивший большой грех, находится в воле Всевышнего: если Он пожелает, то накажет, если пожелает – простит, если это ещё не грех ширка. («Тафсир» ат-Табари) Джумхур разъясняет: «Сподвижники единогласны в том, что кяфиром является тот, кто не совершает намаз и  отрицает необходимость его выполнения».

 

Исходя из вышесказанного, мы понимаем, что человек, не совершающий намаз и не отрицающий обязательство его выполнения, является мусульманином. Его пост и остальные деяния являются действительными.

 

Посланник Аллаха ﷺ  сказал: «Радуйте и не отгоняйте, облегчайте и не усложняйте». (Муслим) Дай Аллах ﷻ нам увидеть истину истиной и последовать за ней, а также ложь ложью, чтобы отдалиться от неё. Аминь.


АБДУЛЛА МАГОМЕДОВ
 

Также в рубрике

«ПОКЛОННИК ЗВЁЗД» БЫЛ ПЕРВЫМ?

Кто поприветствовал Пророка  первым приветствием Ислама? «Ас-саляму аляйкум» – каждый день десятки раз

Закят с винограда

Выплата закята в Исламе занимает особое место и является третьим столпом Ислама. В данной статье ресь пойдёт

Отсроченное наказание

Гадание (колдовство) с точки зрения Ислама Гадание (колдовство) – очень тяжкий грех, потому что колдун

О женщинах, любви и вере... Шейх Хабиб Хусейн ас-Сакаф

У каждого из нас своё предназначение в этом мире. В детстве мы смотрим на родителей и ждём их советов. В