27 апреля
2024 года
поделиться
Категория: История

Золото за перевод

Библиотеки в исламской цивилизации Первый ниспосланный аят Корана повелевает читать, потому что чтение является ключом к знаниям. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Читай (откровение) с именем твоего Господа, который сотворил (всё сущее)» (сура «аль-’Аляк», аят 1).

Первая и главная книга в жизни мусульманина – это Коран, руководство от Всевышнего Аллаха, читая которое мы совершаем поклонение, становимся ближе к Нему и обретаем множество благословений. Следовательно, на пути к достижению истинного счастья и обретения его неотъемлемой частью является чтение Писания от Аллаха ﷻ.

 

В средневековье издавалось огромное количество книг, манускриптов, трактатов, в которых были представлены различные разделы мусульманской науки, технологии и искусства. Мусульмане наладили книгопечатанье с начала XVIII века, и знания ценились очень высоко.

 

Плата в золоте за перевод с греческого на арабский, установленная халифом династии Аббасидов альМамуном, равнялась весу переводимой книги. Таким образом, было издано большое количество трудов, которые привлекали внимание и вызывали уважение будущих поколений во всём мире.

 

В период правления династии Аббасидов были открыты сотни библиотек, в том числе частных, что сделало книги доступными для читателей. С первых же веков формирования исламской цивилизации в массовом порядке открываются частные и общественные библиотеки, переводческие и исследовательские центры.

 

В данных библиотеках хранились не только книги по кораническим наукам, хадису или фикху. Согласно указам исламских правителей, в них свозились все книги из дворцовых библиотек и запасников покорённых мусульманами стран Шама, Ирана, Индии, Византии и Европы.

 

Сотрудники библиотек наряду с обслуживанием читателей занимались переводами научных и философских работ античных авторов и размножением редких научных трудов, для чего при библиотеках содержался огромный штат переводчиков и переписчиков.

 

Переводы научной литературы достигли своего наибольшего размаха в период правления покровителя наук халифа Харуна ар-Рашида. Что касается размножения редких научных трудов, то Абдул-Халим Мунтасир приводит такой пример, что при библиотеке «Бани Амир» города Триполи в Шаме находился штат из 180 переписчиков, которые работали, сменяя друг друга, днём и ночью для того, чтобы процесс переписывания книг не останавливался ни на миг.

 

При таком режиме работы в любой час дня и ночи перепиской было одновременно занято не менее 30 человек. Здания библиотек были величественными. Сохранились описания комплексов строений в Ширазе (Иран, X век), составленные средневековым историком аль-Мукаддаси: «...Здания были окружены садами с озёрами и каналами... увенчаны куполами и состояли из верхнего и нижнего этажей и... 360 комнат...

 

В каждом отделении каталоги находились на полках, а полы были устланы коврами...» Здания некоторых библиотек, как тех, что находились в Ширазе, Кордове и Каире, были отделены от мечетей. Они представляли собой просторные помещения с множеством комнат различного назначения: галереи, оснащённые полками, для книгохранилищ, читальные залы, залы для создания копий манускриптов и комнаты для проведения литературных собраний.

 

Все помещения были хорошо освещены и удобны, украшены коврами, циновками и подушками для сидения. Подобно современным, библиотеки тысячу лет назад были очень упорядочены: и в государственных, и в част
ных библиотеках существовала система классификации книг и аккуратные каталоги для удобства читателей и библиотекарей, благодаря которым они имели возможность контролировать количество и качество ресурсов.

 

Тысячу лет назад, так же как и сегодня, можно было брать книги домой. Йакут, средневековый мусульманский историк, говорил, что он мог брать двести тысяч томов без предоставления залога. Вероятно, случай учёного уникален, поскольку такое количество книг представляло собой большой объём для читателя, но данный пример является демонстрацией страсти людей к чтению и доступности книг.

 

На почитаемую должность библиотекаря назначались самые просвещённые люди эпохи, которые несли ответственность за это учреждение. Только те, кто обладал редкими достижениями, мог стать 
хранителем библиотеки, то есть защитником знаний. Одним из важных показателей культурного расцвета мусульман в средние века служило широкое развитие библиотек.

 

Сегодня мы должны возобновить интерес к чтению. Наша задача – привлечь внимание общественности, властных структур к проблемам чтения, формировать у детей и подростков потребности в чтении, раскрыть детям необыкновенно прекрасный мир книги.

 

Было бы также крайне полезно открывать научные институты и высшие учебные заведения, в которых совмещались бы все виды образования – как шариатское (связанное с вероубеждением, исламским правом и историей), так и общее, относящееся к гуманитарным, естественным и точным наукам.

 

К примеру, экономический факультет можно было бы совместить с углублённым изучением финансовых отношений согласно Шариату, которые становятся всё актуальнее как в мире, так и в нашей стране. Необходимо перенимать опыт западных учебных заведений.

 

Так же, как когдато Запад позаимствовал науку у мусульман. Если каждый мусульманин постарается сделать всё от него зависящее, то рано или поздно, хотя бы на региональном уровне, обязательно будет восстановлен научный потенциал мусульманской молодёжи, способный вершить великие дела. Я убеждена в том, что это достижимо. 


АДЕЛИНА ХЕГАЙ