26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: История

Как татары оказались в Иране

В условиях современной глобализации и высокого информационного потока мы начинаем пропускать через себя большее количество информации и сопоставлять различные факты. Так, например, становится известно о разрозненных традиционных поселениях татар за пределами Российской Федерации. Одним из таких регионов стал Иран, где татары являются одной из малочисленных наций.

 Татарский этнос начал формироваться на территории Южной Сибири и Монголии ещё в начале новой эры. Однако он выделился среди других народов степи примерно к VI столетию н. э. В дальнейшем был подчинён монголами и в составе монгольской армии принял участие в завоевательных походах Чингисхана.

Собственно говоря, именно тогда о татарах и стало широко известно. Таким образом, татары в Иране впервые появились в составе монгольской армии в 1230–1243 гг. После победы монголов над войском сельджукского правителя Кайхусрава в битве при Кёсе-Даге большая часть татар осела в Анатолии.

 

Предводителем татар был монгольский полководец из племени йесут Байджу-нойон, который получил от Хулагу-хана большие земельные пожалования и потомки которого были наместниками анатолийских владений хана. Эти татары получили именование «кара татар» (чёрные татары) или «кюйин татар».

 

В конце XIV века Анатолия перешла под власть османов, как и татары, однако последние присоединились к войску Тамерлана и обеспечили ему победу. В связи с этим большинство татар мигрировали из Анатолии в Хорасан.

 

Первое время они служили иранским правителям, однако при Сефевидах власть стала опасаться влияния военизированной силы татар и стала расселять их в горных районах на границах Ирана и Афганистана. И не зря.

 

В 1735 г. Надир-шах собрал около 4000 татарских семей и поселил их в окрестностях городов Торбат-е Хайдарийе и Хаф, поставив над ними начальником Наджафали Кули-Хан Кара Татара. Сыновья этого военачальника Сардар Исхак Хан Караи-Турбати и Сардар Мухаммад Хан Караи-Турбати воспользовались хаосом и неразберихой, начавшимися после смерти Надир-шаха, и создали независимое ханство на востоке Ирана, которое было окончательно подчинено новой иранской династией Каджарами только в конце 1820х гг.

 

Члены этой семьи вплоть до 1925 г. были наместниками в Торбат-е Хайдарийе – одном из важных военно-политических центров на востоке страны. Пришедший к власти в 1925 г. Реза-хан Пехлеви начал политику насильственного переведения кочевых народов на оседлый образ жизни.

 

Многие кара-татары, которые раньше утратили родной язык и перешли на персидский, оказались в городах, где окончательно растворились среди персоязычного населения. Хотя и не все. Это была так называемая первая волна появления татар в Иране.

 

Второй этап распространения татар в Иране пришёлся на XVI век и связан с завоеваниями татарских ханств Иваном Грозным. С того времени начинается большой отток мигрантов в Среднюю Азию. Люди массово переселяются в Бухару, Ургенч, Дашагуз.

 

Однако там они надолго не остаются и мигрируют дальше – на север Ирана, в прикаспийские районы, в лесистые предгорья хребта Альборз (Эльбурс). Третья волна переселения была связана с насильственным крещением татар в России. Большинство переселилось тогда через Астрахань. Они осели в сёлах Гомешпеде, Ходжанепес и других, которые поныне считаются татарскими.

 

Эта группа лучше всех сохранила свои культурные особенности, присущие татарам, сохранила свои родословные-шежере, по которым можно проследить происхождение. Они себя возводят к общему предку – Анна-Али Атамызу. У него было шесть сыновей, которые образовали шесть кланов. Была и четвёртая волна – после Октябрьской революции, утверждения Советской власти и сталинских репрессий в СССР.

 

Процесс происходил с 1917 по 1930е годы. Иранскую границу переходили как представители мусульманских народов, в первую очередь среднеазиатских, так и немусульманских. Однако в современном Иране есть поселения татар и совсем с иной историей.

 

Так, деревня Нижний Татар (Татар-е пайин, Татар-е софля), расположенная в провинции Голестан, примерно в 100 километрах от туркменской границы, и соседние деревни – Верхний Татар и Татарский Байджик (Карасу) – были основаны татарамипереселенцами из Российской Империи около 200 лет назад.

 

Общее количество населения в них – примерно 12000 человек, но не все из них татары, часть составляют туркмены, персы, курды, белуджи и семьи беженцев из Афганистана. Жители села называют себя татарами, и все носят одну и ту же фамилию Татари. Их предки вели полукочевой образ жизни и окончательно перешли к полной оседлости только в 1930-е гг.

 

По одной из версий, причиной перекочёвки была некая эпидемия, и их предки выбрали эти места по причине наличия чистой проточной воды. Жители села говорят на туркменском языке, придерживаются суннитского толка Ислама (ханафитский мазхаб).

 

При посещении мечети большинство жителей надевают традиционную одежду, которая сильно отличается от туркменского национального костюма и напоминает традиционную одежду татар дореволюционного периода.

 

Следует сказать, что длительное время татары и татарские поселения в Иране не изучались. Интерес к ним появился после экспедиции, совершённой Академией наук Республики Татарстан с целью этнографического изучения татарских поселений в иранской провинции Голестан.


ФАТИМА МАНЗУР , ШЕЙХУПУРА, ПАКИСТАН