‘Амр бин аль-Джамух رضي الله عنه

Старик, который желал, хромая, войти в Рай ‘ Амр бин аль-Джамух во времена джахилии (доисламская эпоха) был одним из вождей Ясриба (Медины), господином племени Сальмат. Известен он был своим мужеством и честью.

статья опубликована в номере: 32 (573) / от 15 апреля 2019 (Ша’бан 1440 г.)
95

В то время все высокопоставленные люди имели право держать у себя в домах идолов, чтобы обращаться к ним с просьбами. Идола ‘Амра бин аль-Джамуха звали Манат. Он изготовил его из бревна и тщательно ухаживал за ним, периодически умащивая его различными благовониями.

 

‘Амру бин аль-Джамуху было за 60 лет, когда первые лучи истинной веры начали освещать дома Медины – благодаря Мус’абу бин Умайру رضي الله عنه, первому проповеднику Ислама в этом городе. Одними из тех, кто сразу уверовал во Всевышнего, были три сына ‘Амра: Муавваз, Муаз и Халлад, а также их сверстник Муаз бин Джабаль.

 

Вместе с детьми втайне от мужа уверовала и жена ‘Амра – Хинд. Она видела, как все почтенные люди один за другим принимают веру Мухаммада ﷺ, и, испытывая глубокие чувства любви и почтения к мужу, желала, чтобы и он не остался в стороне и принял истинную веру.

 

А ‘Амр, в свою очередь, постоянно говорил жене: «О Хинд, приглядывай за детьми, чтобы они не встречались с Мус’абом, дабы не пережить то, что пережили многие из тех, кто, прислушавшись к его речам, последовал за Мухаммадом ﷺ, отказавшись от религии наших предков».

 

– «Слушаюсь и подчиняюсь тебе, – отвечала Хинд. – Но не хотел бы ты послушать Муаза о том, что говорит Мухаммад ﷺ?» – «Горе тебе! Мой сын последовал за ним, и я об этом не знаю?! – разгневался ‘Амр. – Приведи его!» Муаз спокойно подошёл к отцу и прочитал суру «Аль-Фатиха».

 

«Как прекрасны эти слова! Неужто вся его речь подобна этому?!» – восхитился услышанным ‘Амр. «Да, мой отец. Быть может, ты и твоё племя тоже последуете за ним?» – предложил Муаз. ‘Амр, помолчав некоторое время, ответил: «Я не сделаю этого, пока не посоветуюсь с Манатом (идолом)».

 

– «Что же тебе может посоветовать этот кусок бревна, о мой отец! Ведь он не может ни говорить, ни размышлять!» – обратился к отцу Муаз. «Я сказал тебе, что не предприму ничего, пока не посоветуюсь с ним!» – строго ответил ‘Амр.

 

По обычаю их племени, когда они желали обратиться к идолу с каким-то вопросом, они ставили позади него старую женщину, которая должна была говорить слова, внушаемые, по их мнению, ей идолом. Таким же образом он поступил и в этот раз.

 

Опираясь на свою здоровую ногу, ‘Амр обратился к идолу: «О Манат! Тебе ведомо, что человек, появившийся в Мекке, называет себя Пророком Единого Господа, и он не желает никому зла, кроме тебя. Хочет, чтобы мы перестали поклоняться тебе. Я не желаю следовать за ним, несмотря на его красивые речи. Поэтому пришёл посоветоваться с тобой». 

 

В ответ не услышав ни слова, ‘Амр продолжил: «Наверняка ты разозлился на меня, поэтому молчишь. Я подожду несколько дней, пока ты успокоишься». ‘Амр был сильно привязан к идолу, но несмотря на это, некоторое замешательство поселилось в его душе.

 

Дети решили усилить эти сомнения. Когда наступила ночь, сыновья вместе с их товарищем Муазом бин Джабалем отнесли идола к мусорной яме и бросили его там. Наутро ‘Амр по своему обычаю первым делом подошёл к идолу, чтобы поприветствовать его, и, не обнаружив его на месте, громко закричал: «Куда делся Манат! Кто мог покуситься на него?!» Но не услышал ответа.

 

Выбежав на улицу, он стал искать идола повсюду и нашёл его опрокинутым в мусорной яме. Возмущённый увиденным, поднял его, очистил от грязи и занёс домой. Поставив на место, он пообещал: «Я обязательно узнаю, кто поступил с тобой так, и ему несдобровать». На следующую ночь юноши опять поступили с идолом подобным образом.

 

Проснувшись утром, ‘Амр заметил, что Маната нет на месте, и, сразу направившись в сторону мусорной ямы, нашёл его там. Так же почистив от грязи и умастив благовониями, он вернул его на место. Однако на этот раз он решил повесить на его шею меч и сказал: «О Манат, я не знаю, кто с тобой обходится подобным образом, однако ты должен защитить себя сам. И если в тебе есть хоть какое-то благо, то сможешь отвергнуть зло хотя бы от себя».

 

Как только ‘Амр заснул, ребята тихо встали, схватили идола и опять отнесли на свалку. Только на этот раз они вдобавок привязали его к дохлой собаке. Наутро старик заметил, что Маната нет, и вновь обнаружил его лежащим в мусорной яме, к тому же привязанным к дохлой собаке.

 

На этот раз ‘Амр решил оставить его там и, забрав лежащий рядом меч, вернулся домой. Вскоре после этого ‘Амр бин аль-Джамух, приняв решение уверовать в пророчество Мухаммада ﷺ, произнёс слова шахады (свидетельства о вере в Аллаха ﷻ и посланническую миссию Пророка Мухаммада ﷺ).

 

Он стал одним из наиболее ярких его последователей, помогая ему в распространении религии Аллаха ﷻ всем, что он имел: собой, своим имуществом и детьми. Спустя время, когда его сыновья, подобно молодым львам, готовились к сражению при Ухуде (гора на окраине Медины), ‘Амр رضي الله عنه, будучи уже стариком, попросил их взять его с собой.

 

Однако дети по причине его преклонного возраста, а также сильной хромоты, из-за которой он еле передвигался, решили отговорить его от этого, сказав: «О наш любимый отец! Всевышний Аллах не возлагает на нас сверх того, что мы можем сделать.

 

Пожалей себя, оставайся дома и молись за всех нас, чтобы мы стали шахидами (пали смертью за веру) или с победой вернулись домой». ‘Амр رضي الله عنه, разгневавшись на них, хромая, пошёл жаловаться Пророку ﷺ: «О Посланник Аллаха ﷺ! Мои сыновья не желают взять меня с собой и хотят оградить меня от этого блага. Они говорят, что я стар и хром.

 

Однако, даже будучи хромым, я желаю заслужить довольство моего Господа, чтобы войти в Рай». Пророк ﷺ попросил сыновей ‘Амра رضي الله عنه взять отца с собой: «Не отказывайте ему, быть может, Всевышний одарит его той милостью, которую он желает получить».

 

Во время битвы, стоя в первых рядах со своими сыновьями, ‘Амр бин аль-Джамух رضي الله عنه сражался с врагами, защищая Пророка ﷺ, пока он сам и один из его сыновей один за другим не пали за веру Всевышнего. После того как завершилось сражение при Ухуде, Посланник Аллаха ﷺ, стоя над телами мучеников из числа его сподвижников, сказал: «Оставьте их израненные тела в окроплённой кровью одежде.

 

Каждый, кто получил рану, в Судный день предстанет перед Всевышним в таком же состоянии; цвет его будет подобен цвету за’фарана (шафран), а запах – запаху миска (благовоние). И я буду свидетельствовать им в этом».

 

Затем повелел: «Похороните Амра бин аль-Джамуха رضي الله عنه и Абдуллаха бин А’мра رضي الله عنه (его близкого друга) рядом, так как в этом мире они любили друг друга и всегда были вместе». Да одарит Всевышний Аллах Своей милостью всех, кто пожертвовал собой ради распространения Его религии. Аминь!


АДИЛЬ ИБРАГИМОВ
 

Также в рубрике

Краткое сказание о мудром Лукмане, или Что самое вкусное в овце

Его называли Лукман аль-Хаким. Хаким – это мудрец, которого Всевышний одарил знаниями и умом, и он прекрасно

Золотая середина пророка ‘Узайра عليه السلام

Стоя с благоговением перед Творцом, ‘Узайр عليه السلام однажды приготовился совершить намаз. Когда он

Абдулла ибну Мас’уд رضي الله عنه

«Кто желает счастья насладиться чтением Корана в той форме, в которой он был ниспослан, тот пусть читает

…Он убил язычество в лице своего отца

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «В каждой общине (умме) есть доверенный (амин). Доверенный этой общины – Абу Убайда