27 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Краткое сказание о пророке Хизре عليه السلام

Некоторые учёные говорят, что Хизр عليه السلام был пророком, другие считают его лишь праведным рабом Аллаха ﷻ. Не будем это уточнять и оставим решать Творцу. Если даже некоторые говорят, что пророк Хизр عليه السلام умер, рабы Творца, познавшие Аллаха ﷻ, утверждают, что он жив. Об этом свидетельствует общеизвестное повествование сподвижника Пророка ﷺ Али ибну Абу Талиба رضي الله عنه, а также многочисленные высказывания захидов (праведников, отрешённых от всего мирского), которые встречались с ним. Их очень много, и я не стану всё пересказывать.

Ему дали имя Хизр عليه السلام после того, как на том месте, где он сидел, появилась зелёная трава (хазра – зелёный). А ещё говорят, что место, которого касался его лоб во время намаза, покрывалось зеленью. Одни говорят, что его звали Баля, другие называют имя Хазр.

 

Посланник Всевывшнего ﷺ в конце своей жизни в этом мире встретился с ним и тот стал сподвижником Пророка ﷺ. По свидетельству Ибн Аббаса رضي الله عنه, каждый день Арафа (во время хаджа) пророки Хизр عليه السلام и Ильяс عليه السلام   встречаются на горе Арафат, а в Мине бреют друг другу головы. После этого они обмениваются волосами, читают дуа (мольбу) и расходятся.

 

Сказано, что оба эти пророка будут живы до тех пор, пока Коран будет существовать на этом свете. В книге «Бадаи уззухур» сказано, что, когда явится Даджал (Антихрист), Хизр عليه السلام встретится с ним, и проклятый Даджал убьёт его, разрезав на куски, но Всевышний затем оживит. Послушайте, для получения бараката (благодати) расскажу о том, как началась его жизнь.

 

В книге «Бадаи» написано, что его отца звали Амиль, он был царём из рода Айса. Когда Хизр عليه السلام был ещё маленьким, отец отдал его на воспитание. По дороге к воспитателю Хизр عليه السلام каждый день встречал некоего богомольца, и у мальчика зародилось необъяснимое чувство любви к нему.

 

Через некоторое время Хизр عليه السلام перестал ходить к учителю, который думал, что ребёнок оставался дома. А отец Хизра عليه السلام считал, что его сын ушёл заниматься. А мальчик ходил к тому самому богомольцу. Так прошло несколько лет, и за эти годы Хизр عليه السلام получил от него достаточно пользы.

 

Он стал глубоко осведомлённым в науке, научился служить Всевышнему, получил знания об уважении (адабах) и похвальные качества. Когда Хизр عليه السلام повзрослел, отец решил женить его. Юноша вначале отказывался, но, видя, что родитель намерен настоять на своём, не смог проявить неуважение к отцу и женился против своей воли на дочери одного из царей.

 

Сразу после свадьбы Хизр عليه السلام сказал жене, что он хочет открыть ей свою тайну, и предупредил её, что если она сохранит этот секрет, то будет спасена от всяких бед и мук. Если же не сумеет сохранить тайну и тем самым опозорит мужа, то ей не будет счастья ни на этом, ни на том свете.

 

Жена согласилась на эти условия и спокойно сказала мужу: «Расскажи о своей тайне». Хизр عليه السلام рассказал: «Я мусульманин, а не последователь той религии, которой придерживается мой отец. Я не нуждаюсь в женщинах, но если ты согласишься и тебе понравится моя религия, ты можешь остаться со мной, а иначе я отправлю тебя домой». – «Я согласна», – ответила жена и решила остаться с ним.

 

Проходили месяцы и годы, но у них так и не было детей. Царьотец был глубоко опечален и однажды завёл разговор об этом с Хизром عليه السلام, но сын ответил коротко и ясно: «Всё во власти Всевышнего». Затем правитель решил испытать невестку и заговорил с ней на эту же тему.

 

Но и она ответила то же, что и муж. Отец никак не мог согласиться с тем, что у его единственного сына нет наследника, и предложил Хизру عليه السلام жениться на другой – той, которая сможет родить детей. Хизр عليه السلام отказался от предложения отца, сказав, что доволен и нынешней женой.

 

Однако тот не успокоился, пока супруги не развелись. Хотя эту женщину отправили домой без малейшей её вины, она не нарушила данное Хизру عليه السلام обещание и предпочла вести себя достойно, сохранив его тайну. Хизр عليه السلام не хотел жениться второй раз, но правитель и не думал оставлять единственного сына холостым.

 

Несмотря на его отказ, он женил его на женщине, которая смогла бы родить. Женившись во второй раз, Хизр عليه السلام вновь поставил перед женой те же условия, что и перед первой, и она тоже согласилась и обещала хранить молчание. Так прошли месяцы и годы.

 

Царь, который мечтал о потомстве, потерял покой и снова стал спрашивать Хизра عليه السلام об этом. Ответ сына был таким же, как и в первый раз: «Это не наше дело». Отец Хизра عليه السلام решил разобраться в причинах и начал хитро расспрашивать его жену. Жена, несмотря на своё обещание, не оправдала доверия мужа и обо всём рассказала.

 

Царь сильно разозлился, отругал Хизра عليه السلام и стал упрекать и стыдить его. Пророк перестал доверять отцу и, боясь, что тот убьёт его, решил сбежать. После этого никто его не видел, а правитель не знал, что делать. Охваченный тревогой за сына, он послал сто человек на его поиски, разбив их на десять групп, которые отправились в разные стороны.

 

Царь не находил себе места после этого случая, он очень переживал. Позвав к себе вторую жену Хизра عليه السلام, он убил её, обвинив в исчезновении сына. Об этом узнала первая жена пророка, которая до сих пор 
хранила его тайну, как и обещала.

 

Испугавшись, что может стать второй жертвой, она сбежала из города и скрылась. Вскоре одна из групп, отправившихся на поиски Хизра عليه السلام, нашла его на необитаемом острове, где он совершал богослужение. Они сказали пророку, что правитель поручил им разыскать его.

 

Хизр عليه السلام попросил не рассказывать отцу о том, где он находится. Он сделал им наставление и посоветовал: «Как и остальные, возвращайтесь к правителю и не говорите ему, что видели меня. Если вы сохраните эту тайну и оправдаете доверие, то Аллах ﷻ вас сохранит.

 

Если вы расскажете всё правителю или же отвезёте меня к нему, он не оставит меня в живых, и в моей смерти виноваты будете вы». Все согласились хранить тайну и отправились домой, пообещав не говорить о пророке никому и сказать правителю, что они не смогли найти его сына.

 

Тем не менее, Хизр عليه السلام не поверил им, подумав, что они всё-таки откроют его местонахождение, и решил перебраться в другое место, где они не смогут найти его никогда, на случай если вдруг они вернутся по поручению царя. Что же касается тех десятерых, которые нашли Хизра عليه السلام, то все они, кроме одного, оказались вероломными: сразу по прибытии они доложили правителю правду о Хизре عليه السلام.

 

Среди них был один человек, который сдержал своё обещание и отрицал всё, что говорили остальные. Он заявил, что не видел и не встречал Хизра عليه السلام, и был твёрд как камень, настаивая на своём. Остальные начали спорить с ним, обвинили его во лжи и заявили, что в любое время могут привести Хизра . Правитель велел им возвратиться и забрать сына, и они отправились на тот самый остров. После долгих поисков, так и не найдя

 

Хизра عليه السلام, уставшие и озабоченные, они вернулись домой. Разгневавшийся царь одного за другим убил всех девятерых. Что же касается того, кто сохранил обещание, данное Хизру عليه السلام, то, увидев, как царь расправился с его товарищами, и испугавшись, что его тоже могут убить, он сбежал в безопасное место.

 

Согласно другой версии, Хизра عليه السلام случайно нашли торговцы с корабля, потерпевшего крушение. Они сумели спастись и на досках доплыли до того острова, где был Хизр . Независимо от наличия множества версий, суть предания не меняется, смысл и цель всегда сохраняются в своей основе. Мы часто встречаем разногласия в преданиях, но это нас не вводит в заблуждение.

 

Затем народ, которым правил отец Хизра عليه السلام, погряз в грехах, возросли в нём неверие и лицемерие, и он заслужил наказание. Справедливый Господь поднял весь город в воздух и бросил на землю вверх дном. Все его жители погибли, в живых остались лишь одна женщина и один мужчина. Эти двое стали спрашивать друг друга, почему в живых остались именно они.

 

Оказалось, что причиной их спасения было то, что оба сдержали слово, данное Хизру عليه السلام. Обратите внимание, в то время, когда весь город оказался в беде, спаслись только эти двое – из-за того, что сохранили доверенную им тайну! Не зная, чем заняться, долго бродили они по развалинам города. Вскоре Всевышний подтолкнул их к женитьбе, и дальнейшую жизнь они провели вместе.

 

Я не описал в рассказе все подробности, какие приводятся в «Араисе», поскольку и так понятно, в чём суть рассказа. Для тех, кто понимает, такой истории достаточно для того, чтобы выбрать верный путь и жить по законам Шариата.

 

ИЗ КНИГИ «ИСТОРИЯ ПРОРОКОВ» ШЕЙХА САИДА-АФАНДИ АЛЬ-ЧИРКАВИ