26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: История

Безгласные помощники в исламском богослужении: живые традиции Узбекистана

В религиозной практике Ислама в качестве основных можно выделить три неразлучных вида деятельности: • Чтение Корана. • Выполнение молитв (намазов). • Совершение ритуального омовения (вуду’), включая омовение умерших (гусль).

С самых ранних дней Ислама мусульманские ремесленники изготавливали три приспособления для религиозных практик:

• Подставка для Корана (рихал).

• Индивидуальный молитвенный коврик (саджада).

• Сосуды для хранения и разлива воды при совершении омовений вуду’ и гусль.

 

Основные формы этих артефактов и ремесленные технологии их производства оставались неизменными, пока новые материалы и производственные процессы не начали их вытеснять начиная с XIX века. Узбекистан является одной из многих стран исламского мира, славящихся глубокой историей декоративно-прикладного искусства, производимого на службу религии.

 

Тем не менее, и по сей день эта страна уникальна тем, что продолжает производить все эти религиозные приспособления в соответствии с древними традициями. Хотя многие прекрасные молитвенные коврики, изготовленные в Центральной Азии, долгое время были объектом восхищения и предметом историко-художественного изучения, подставки для Корана (рихал, также известного как лаух) и специальные сосуды для омовений почти полностью игнорировались как категории религиозных артефактов, достойных подробного внимания.

 

Это можно отнести не только к Узбекистану и Центральной Азии, но и ко всему обширному географическому пространству исламского мира. Со времён, когда Коран впервые был собран в виде книги в середине VII века во времена праведных халифов Абу Бакра  и Усмана , Священную книгу верующие обычно читали сидя на полу.

 

В знак уважения к Священной книге, чтобы не класть её на пол, а также для удобства читателя Коран был поставлен на специально сконструированную деревянную опору – рихал. Исторически рихал, в профиль напоминающий букву «X», изображён в исламских рукописных работах как подставка для книг учёных или преподавателей.

 

В отличие от традиционных книг средневековой и более поздней Европы, конструкция которых позволяла полностью открыть их на плоской поверхности, традиционные исламские рукописи имели другую, более уязвимую связующую структуру. Бережное использование книг возможно лишь тогда, когда их открывали под углом менее 150 градусов – отсюда и поддерживающий профиль «Х» традиционного рихала.

 

Подставка также имела некоторые удобства в использовании: её можно было плоско сложить, она была лёгкой, портативной и её можно было хранить практически в любом месте. Форма традиционного рихала не сразу раскрывает изобретательность его конструкции. Сделанный из цельной деревянной доски с помощью нескольких долот (долото – столярный инструмент) и мелкой пилы мастера, рихал открывается в управляемую опору.

 

Хотя в разных регионах мусульманского мира до сих пор изготавливаются рихалы традиционной однолистовой конструкции, самые изысканные образцы сегодня производятся в Узбекистане, в г. Ташкенте. Там, в ремесленных мастерских медресе Абдулкасыма, изящный однолистный и многолистный рихал изготавливается из выдержанного вяза и других тонко текстурированных пород деревьев среднеазиатских лесов.

 

Украшенные тщательно вырезанными исламскими узорами и мотивами, они представляют собой одни из лучших образцов исламского мастерства, когда-либо созданных. Третья категория практических аксессуаров, относящихся к основным аспектам исламского поклонения, – это сосуды, используемые для хранения и налива воды при совершении вуду’ – ритуального омовения тела.

 

Хотя существует множество хадисов и изречений учёных относительно намерения и процесса совершения канонических омовений, удивительно мало написано о самих ёмкостях, которые могут быть использованы должным образом; встречаются лишь краткие упоминания о чашах или кувшинах, а также то, что они не должны быть из золота или серебра.

 

На юге Узбекистана по сей день существует древняя мусульманская традиция изготовления и использования простых неглазурованных глиняных сосудов. От западного склона Памира до северного берега реки Амударья простирается обширная равнина Кашкадарья, родина скотоводов и фермеров, занимающихся натуральным хозяйством (в советское время в значительной степени превращённая в место возделывания хлопка).

 

В течение тысячелетий местные гончары эксплуатировали мелкозернистые глиняные месторождения региона для изготовления прочной утилитарной глиняной керамики – как глазурованной, так и неглазурованной. В то время как изделия из глазурованной глины больше не производятся, сосуды из неглазурованного фаянса по-прежнему имеют большое значение – они лучше подходят для переработки и хранения молока и молочных продуктов, а также сохраняют свежей и прохладной воду в жаркое лето (путём испарения через их пористые стенки).

 

Недалеко от столицы Кашкадарьи Карши находится небольшой городок Касби, давно известный своими искусными гончарами. Сегодня пять семей, в том числе Итолмасовы и Сатторовы, продолжают изготавливать разнообразные гончарные изделия для местного потребления, в том числе объёмные кувшины для хранения воды (хум), кумганы для воды (гульча) и графины (офтоба).

 

Предназначенный специально для омовений сосуд – офтоба с широким телом, рукояткой и выступающим изливом, характерным для Кашкадарьи, – сохраняет основную форму, привычную в Центральной Азии и других регионах мусульманской Евразии, впервые документально подтвержденную в «Туркестанском альбоме» 1872 года, заказанном Константином фон Кауфманом, первым генерал-губернатором Русского Туркестана, как фотографическое исследование обычаев и памятников региона.

В Кашкадарьинской области глиняная посуда офтоба используется для разнообразных функций омовения. В регионе, где в поселениях не имелось водопроводной воды и пастухам часто приходилось перемещаться со своими животными далеко по степи, офтоба снабжала людей водой не только для питья, но и для совершения омовения перед ежедневными молитвами.

 

Такие сосуды традиционно использовались для поливания воды на руки при входе в дом. В качестве продолжения этих основных функций местный меценат, устроивший праздник Ураза-байрам в честь окончания Рамадана, мог поручить гончару приготовить несколько отдельных офтоба для приглашённых гостей, чтобы они могли выполнять ритуальное мытьё рук, не дожидаясь других.

 

Таким образом, хозяин оказывал каждому из своих гостей личную честь и уважение. Офтоба хранилась в доме хозяина после коллективной трапезы для использования в других подобных случаях. В Кашкадарьинской области офтоба до сих пор считается важным компаньоном в таком важном исламском ритуале, как омовение мёртвых – гусль.

 

Согласно Исламу, глине присуща природная чистота – Коран описывает её как материал, из которого был создан сам человек. Таким образом, простые неглазурованные глиняные изделия, не загрязнённые химическими глазурями или тщеславием декоратора, считаются идеальными сосудами для совершения вуду’ и 
гусля: в их производстве используются только первичные элементы: глина, вода, воздух и огонь.

Действительно, мутная вода с глиной допустима в Исламе как альтернатива при отсутствии чистой воды для омовения. Гончары из Касби предоставляют семье умершего целый набор глиняных сосудов для совершения ритуала гусля: два офтоба, один гульча (кувшин для хранения воды), две куза (миски среднего размера) и одну локки (маленькая миска).

 

После гусля этот набор хранится дома, и спустя некоторое время сосуды доставляют на хранение смотрителю за кладбищем. В то время как в Касби необходимые для церемонии гусля кувшины являются частью обширного перечня гончарных изделий, всё ещё там производящихся, в соседнем городе Касан, который когда-то тоже являлся известным центром по производству гончарных изделий, единственные изделия, которые до сих пор производятся, – это сосуды для гусля.

 

Гончар Зитмитдин Мурадович Давронов ограничивается тремя формами неглазурованных глиняных сосудов, считающихся необходимыми для ритуала на местах: офтоба, куза и локки (миски средних и малых размеров). В восточном Кашкадарьинском городе Гузаре на базаре до сих пор продают неглазурованную глиняную посуду офтоба местного производства.

 

Как и повсюду в регионе, она используется не только для личного омовения и омовения умерших, но и для обычая отмывания пыли с могил родственников. Таким образом, в сердце Центральной Азии верующие не только сохранили, но и украсили почтенную исламскую традицию омовения, создав разные формы гончарных сосудов, сделанных из простой элементарной глины, помогая тем самым живым очиститься перед молитвой, а мёртвым – перед переходом в загробный мир.


 
ГАЙ (ГАЙДАР) ПЕТEРБРИДЖ ПРОФЕССОР,

СПЕЦИАЛИСТ ПО КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ И ИСТОРИИ ИСЛАМА, АВСТРАЛИЯ, РОССИЯ