26 апреля
2024 года
поделиться

Ответы на вопросы от 1.04.2019 (по Ханафи)

1. – Можно ли совершить омовение снегом, если находишься в безвыходной ситуации? Например, когда опаздываешь на пятничный намаз и не можешь найти воду. 2. – Если муж дал развод беременной жене, впадает ли он за это в грех и считается ли развод действительным? 3. – Если в мечети группа людей хочет совершить намаз коллективно, а имам этой мечети уже провёл намаз или отсутствует, то кто из них должен стать имамом в намазе? 4. – Могу ли я поститься, если у меня завершился менструальный цикл после наступления рассвета? 5. – Можно ли оглашать азан в состоянии джунуба (отсутствия ритуального купания) или не совершив омовения? 6. – В одной из ваших статей было написано, что нежелательно молиться с завязанными в пучок волосами. Как это объясняется? 7. – Можно ли читать суннат намазы перед ‘аср-намазом (предзакатным обязательным)? 8. – Можно ли деньги с закята отдавать детям, у которых родители в разводе и отец ничем не помогает? 9. – Я соблюдаю пост и во время омовения при полоскании рта боюсь проглотить капли воды и этим нарушить пост. Что мне делать? 10. – Можно ли хрустеть пальцами в намазе? 11. – Слышал от старших, что класть руки на бока нехорошо. Так ли это? 12. – В некоторых мечетях, перед тем как читать икамат, говорят: «Камат, камат». Можно ли так делать? И что это значит? 13. – Действителен ли азан, произнесённый ребёнком? 14. – Является ли мой пост действительным, если я имела намерение прервать его, но затем передумала?

1. – Можно ли совершить омовение снегом, если находишься в безвыходной ситуации? Например, когда опаздываешь на пятничный намаз и не можешь найти воду.

– Имам Бадруддин аль-Айни в книге «Аль-Биная шарх аль-Хидая» пишет следующее: «Делать ли таяммум (очищение землёй) при наличии снега? Омовение снегом допускается, только если он будет таять. Таяммум в этом случае совершать нельзя».

Имам Абу Бакр аль-Касани в своём труде «Бадаи асСанаи фи тартиби аш-Шараи» пишет следующее: «Если человек совершил омовение снегом и с тела не падали капли воды, то это не допускается. А если упало две или три капли, то допускается из-за наличия протекания капель (воды)».
 

 

2. – Если муж дал развод беременной жене, впадает ли он за это в грех и считается ли развод действительным?

– В первую очередь стоит помнить, что развод – это то, что нелюбимо Всевышним Аллахом. Поэтому мы должны стремиться сохранить семью. Но если есть веские причины, то не запрещено дать развод беременной жене, и он будет действительным. («Радд ульМухтар»)
 

 

3. – Если в мечети группа людей хочет совершить намаз коллективно, а имам этой мечети уже провёл намаз или отсутствует, то кто из них должен стать имамом в намазе?

– В книге «Марак иль-Фалях» написано, что в таком случае стать имамом может более знающий о решениях в отношении намаза. При этом он должен знать наизусть из Корана столько, сколько необходимо, чтобы исполнить сунну в чтении дополнительных сур. А также он должен быть из тех, кто избегает явных непристойных поступков.

 

«Более знающий о решениях в отношении намаза» – это тот, кто лучше знает условия действительности намаза (шурут), его обязательные составные части (арканы), ваджибы, сунны и адабы намаза, а также нежелательные действия и то, что нарушает намаз. («Марак иль-Фалях», «Хашияту Тахтави»)
 

 

4. – Могу ли я поститься, если у меня завершился менструальный цикл после наступления рассвета?

– Если говорить о посте в месяце Рамадан, то вы обязательно должны воздержаться в этот день от действий, которые нарушают пост, но этот день вам нужно возместить в другое время. («Марак иль-Фалях»)
 

 

5. – Можно ли оглашать азан в состоянии джунуба (отсутствия ритуального купания) или не совершив омовения?

– Азан и икаму следует читать, совершив частичное омовение. Произнесение азана без омовения разрешается, икамы – порицается. Также порицается произносить азан в состоянии джунуба. Если человек произнёс азан или икаму, будучи в джунубе, то следует заново произнести азан и не нужно повторять икаму. («Аль-Бахр ар-Раик»)
 

 

6. – В одной из ваших статей было написано, что нежелательно молиться с завязанными в пучок волосами. Как это объясняется?

– Выдающийся учёный Хасан ибн Аммар аш-Шурунбуляли в книге «Марак иль-Фалях» пишет следующее: «Завязанные в пучок волосы на голове – нежелательные действия в намазе, потому что Посланник Аллаха ﷺ, проходя мимо мужчины, который совершал намаз с завязанными так волосами, сказал: «Оставь свои волосы (то есть распусти их), чтобы они делали земной поклон вместе с тобой».

 

7. – Можно ли читать суннатнамазы перед ‘аср-намазом (предзакатным обязательным)?

– Перед совершением обязательного предзакатного намаза желательно (мустахаб) совершить четыре ракаата сунны. В священном хадисе сказано: «Кто совершит четыре ракаата перед фарз (обязательным) предзакатным намазом, того не коснётся огонь Ада» (ат-Табарани). Некоторые учёные считают, что можно по выбору совершить либо два ракаата, либо четыре, из-за различий в  преданиях от Пророка ﷺ. («Марак иль-Фалях»)

 

8. – Можно ли деньги с закята отдавать детям, у которых родители в разводе и отец ничем не помогает?

– Если отец богатый (в данном случае тот, кто владеет нисабом), то его несовершеннолетним детям не даётся закят, даже если он не обеспечивает их. Если сыновья уже совершеннолетние, то им можно давать закят, даже если отец богатый.

 

Что касается совершеннолетней дочери богатого отца, то по поводу неё есть разногласия. Если же отец небогатый, то его детям (и мальчикам, и девочкам), совершеннолетним или нет, можно давать закят. Во всех этих вопросах сами дети должны быть нуждающимися (то есть небогатыми). А что касается матери, то её богатство не рассматривается. («Дурар уль-Хуккам», «Радд уль-Мухтар»)
 

 

9. – Я соблюдаю пост и во время омовения при полоскании рта боюсь проглотить капли воды и этим нарушить пост. Что мне делать?

– Полоскание рта при омовении является желательным действием, необязательным. Поэтому, если есть опасение, что можете проглотить капли воды, то необходимо проявить осторожность при полоскании рта или носа. («Лубаб фи шархи китаб»)
 

 

10. – Можно ли хрустеть пальцами в намазе?

– Имам Аляуддин аль-Хаскафи в книге «Ад-дурр альМухтар» пишет следующее: «И (нежелательно в намазе) хрустеть пальцами и скрещивать их и даже при ожидании намаза или отправлении в мечеть на намаз, поскольку на это есть запрет Посланника Аллаха ﷺ.

 

И не порицается вне намаза, если в этом есть нужда». Имам ибн Абидин в своих комментариях разъясняет слова аль-Хаскафи следующим образом: «Под нуждой имеется в виду, например, дать отдых пальцам и расслабить их (при усталости). Если же это делается не из-за нужды, а в виде забавы, то это является нежелательным действием, близким к дозволенному (карахату танзих)». 

 

11. – Слышал от старших, что класть руки на бока нехорошо. Так ли это?

– В книге «Аль-Фатава аль-Хиндия» сказано: «Также является нежелательным класть руки на бока вне намаза». Имам Аляуддин аль-Хаскафи в книге «Ад-дурр аль-Мухтар» пишет следующее: «Класть руки на бока вне намаза считается нежелательным, близким к дозволенному (карахату танзих)».

 

Заключение: Класть руки на бока не является грехом, но считается нежелательным, близким к дозволенному. Нежелательность этого усиливается, если так делать в намазе.
 

 

12. – В некоторых мечетях, перед тем как читать икамат, говорят: «Камат, камат». Можно ли так делать? И что это значит?

– Согласно ханафитскому мазхабу, желательно делать тасвиб между азаном и икаматом. Тасвиб – это повторное объявление азана или икамата. В каждой местности по-разному могут читать тасвиб, согласно тому, как это принято у них. Это могут быть такие слова, как «Камат, камат» с ударением на первом слоге, что означает: «Выполняется намаз, выполняется намаз».

 

Или же: «Ассолях, ас-солях», что означает: «Намаз, намаз». Допускаются и другие варианты. Тасвиб стали совершать для всех пяти намазов из-за того, что люди проявляют вялость и лень в религиозных делах. Иногда после азана выжидают время, за которое можно прочитать двадцать аятов, затем произносят слова тасвиба, ждут такое же время и после этого читают икамат. («Хашияту ибн Абидин», «Марак иль-Фалях»)
 

 

13. – Действителен ли азан, произнесённый ребёнком?

– Азан, произнесённый ребёнком, достигшим возраста мумаййиз (6–7 лет), действителен. («Лубаб фи шархи китаб»; «Дурар уль-Мухтар»)
 

 

14. – Является ли мой пост действительным, если я имела намерение прервать его, но затем передумала?

– Ваш пост действителен, так как после вашего намерения не последовало действий, нарушающих его. («Марак иль-Фалях»)

 

 

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН СОГЛАСНО ХАНАФИТСКОМУ МАЗХАБУ
 МУХАММАД ФАРУК АЗИМОВ