02 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.03.2019 (по Шафии)

1. Как быть с джума-намазом, если не разрешают уйти с занятий в школе, вузе, а самовольный уход чреват последствиями вплоть до исключения? 2. Можно ли посещать могилу родственника-немусульманина? 3. Почему пятницу считают священным или праздничным днём? 4. Останется ли долг за человеком, если он не вернёт заём, взятый под проценты? Каковы последствия этого деяния на том свете (в ахирате)?

1. Как быть с джума-намазом, если не разрешают уйти с занятий в школе, вузе, а самовольный уход чреват последствиями вплоть до исключения?

Имам ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» о причинах, из-за которых разрешается пропустить джамаат-намаз и джума-намаз, пишет следующее: «В вопросе приобретения и добычи имущества ясно, что уважительной причиной (пропустить джума- и джамаат-намазы) является сама нужда (в этом имуществе), если она актуальна в настоящее время.

 

Если же на данный момент нужды нет, то это не причина». Имам ‘Абдул Хамид аш-Ширвани в своих субкомментариях приводит слова шафиитского учёного Саййида ‘Умара аль-Басри, который задаётся вопросом: «Что делать, если нужда в этом имуществе возникнет в будущем, и, не займись человек поиском сейчас, он не сможет добыть этого имущества тогда, когда эта нужда появится?» Далее имам аш-Ширвани пишет: «Здесь можно сказать, что это более достойная причина, чем та, когда человек, отстав от спутников, остаётся один в сафаре».

 

Заключение:

Джума-намаз – индивидуальная обязанность каждого совершеннолетнего, умственно полноценного мусульманина, у которого нет причины её пропускать. Если же человека не отпускают из-за учёбы, важной и нужной для последующей работы и заработка, или с работы, а самовольный уход чреват последствиями, и другого подходящего учебного заведения и другого места работы, где бы ему разрешили посещение пятничной молитвы, нет, то он может пропустить джума-намаз, ограничившись обеденным намазом. Вся ответственность ляжет на руководство этого учебного заведения или учреждения, если была возможность разрешить ему посещать этот намаз.
 

 

2. Можно ли посещать могилу родственника-немусульманина?

Относительно этого вопроса имам ан-Навави в своей книге «Аль-Маджму’ Шарх аль-Мухазаб» пишет следующее: «Что касается заупокойной молитвы за умершего неверного, а также ду’а (мольбы) за него, то это запрещено, согласно Корану и единогласию уммы (иджма’)...

 

Но мусульманину разрешается следовать за похоронной процессией умершего родственника, который был неверным. Дозволяется также посещать его могилу». Имам Хатиб аш-Ширбини в «Мугни аль-Мухтадж» пишет: «Что касается могил неверных, то их дозволено навещать, даже несмотря на то, что имам аль-Маварди категорически запрещал это».

 

Шейх аль-Ислям Закария аль-Ансари в своей книге «Фатх аль-Ваххаб» и имам Шамсуддин ар-Рамли в книге «Нихаят аль-Мухтадж» также выражают единогласие в этом решении. Имам аль-Буджайрими в субкомментариях на «Шарх аль-Манхадж» пишет: «Что касается могил неверных, то в соответствии с этим решением запрещено приветствовать их словами “Ас-саламу ‘алейкум!”» Имам Сулейман Джамал в своих субкомментариях на «Шарх аль-Манхадж» пишет: «Если человек посещает кладбище с целью получить назидание или вспомнить смерть, то посещение будет желательным в общем, и в этом случае все кладбища равны, согласно мнению имама ас-Субки и других. Он сказал: “Однако, желая достичь этой цели, намеренно посетить определённую могилу (немусульманина), неправомерно”».

 

Заключение:

Посещение могил немусульман – вопрос, по которому идёт полемика среди учёных, но это дозволено, согласно более аргументированному мнению учёных шафиитского мазхаба. Однако при этом посетителю запрещается приветствовать покойника выражением «Ас-саламу ‘алейкум!» («Мир и благоденствие Аллаха ﷻ вам!») и просить прощения его грехов. Это касается того случая, когда мусульманин вознамерился посетить могилу определённого человека. Если же он пребывает на кладбище неверных в общем, вспоминая смерть, размышляя о ней, и не намеревается посещать могилу конкретного человека, то это желательно. Кроме того, мусульманину разрешается участвовать в похоронной процессии родственника-немусульманина.

 

3. Почему пятницу считают священным или праздничным днём?

Имам Муслим в своём сборнике «Сахиху Муслим» относительно достоинства пятничного дня приводит следующий хадис: «Лучший день, в который восходит солнце, – это пятница. В этот день Аллах ﷻ создал Адама عليه السلام. В этот день Адам عليه السلام вошёл в Рай, в этот день был выведен из него. И настанет (Судный) час не иначе как в пятницу».

 

Имам Ибн Маджах в своём сборнике «Сунан» приводит хадис: «Пророк ﷺ сказал: “Поистине, господином (всех) дней и самым великим пред Аллахом ﷻ (днём) является пятница, и этот день более велик пред Аллахом ﷻ, чем дни праздников жертвоприношения (Курбан-байрам) и разговения (Ураза-байрам).

 

Он имеет пять особенностей. Аллах ﷻ создал в пятницу Адама عليه السلام и низвёл его (из Рая) на землю, также в пятницу умертвил его. И есть в этот день время, когда рабу Всевышнего непременно будет даровано всё, что он ни попросит (у Аллаха ﷻ), если только не попросит о запретном.

 

В пятницу наступит Судный день. И нет ничего, будь то приближённый ангел или небеса, земля, ветер, горы, моря, что бы не испытывало страха перед пятничным днём”». (Причина страха в том, что в этот день наступит День Суда, будет воскрешение и состоится отчёт.) Имам ‘Абдуррауф аль-Манави в своей книге «Файз аль-Кадир» пишет: «То, что некоторые события (указанные в хадисе) произошли именно в пятницу, указывает на её отличительное превосходство.

 

Так, выведение Адама عليه السلام из Рая является причиной существования человеческого рода, часть которого – пророки и любимцы Аллаха ﷻ. Это является также причиной наместничества человека на земле. Далее, наступление (Судного) дня в пятницу – причина скорейшего воздаяния лучшим из людей и определения их почётного статуса. А утверждение того, что события этого дня не указывают на его превосходство, недопустимо. АльКади ‘Ияд сказал: “Воистину Всевышний Аллах возвеличил этот день и предписал Своим рабам собираться в этот день и возвеличивать своего Творца поклонением Ему”».

 

4. Останется ли долг за человеком, если он не вернёт заём, взятый под проценты? Каковы последствия этого деяния на том свете (в ахирате)?

У ростовщичества (риба) есть разные виды, в том числе риба аль-к’арз (заём под проценты), к которому и относится упомянутый заём. Такой вид кредита является тяжким грехом, который упомянут в Коране и в многочисленных преданиях, пришедших от Пророка ﷺ.

 

Всевышний в Коране сказал (смысл): «Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстаёт тот, кого сатана поверг своим прикосновением. Это потому, что они говорили: “Воистину, торговля подобна лихоимству”.

 

Но Аллах ﷻ дозволил торговлю и запретил лихоимство» (сура «Аль-Бакара», аят 275). Имам аль-Бухари и имам Муслим в своих сборниках передают хадис Пророка ﷺ, где он среди семи тяжких грехов упоминает ростовщичество: «Остерегайтесь семи губительных грехов: ...и поедания лихвы (ростовщичество)...».

 

Имамы Муслим, Абу Давуд и ат-Тирмизи в своём сборнике передают следующий хадис: «Посланник Аллаха ﷺ проклял тех, кто пожирает лихву, выплачивает лихву, записывает договор о выплате лихвы и присутствует при этом в качестве свидетеля.

 

При этом он сказал: “Все они суть одно! (то есть являются участниками этого греха)”». Имам ан-Навави в своей книге «Равзат ат-Талибин» пишет следующее: «Любой заём, который приносит пользу кредитору, является запретным, подобно займу, в котором есть условие вернуть целые золотые и серебряные монеты за поломанные или же вернуть качественную вещь за некачественную, а также условие вернуть заём в другом городе.

 

Если кто-то поставит условие вернуть сверх заёмного имущества, которое относится к рибави (т. е. золото, серебро и пищевые продукты), или (имущество) будет не рибави (т. е. что-либо другое, помимо вышеперечисленного), то это запретно... Если возьмут заём с соблюдением хотя бы одного из этих (вышеупомянутых) условий, он будет недействительным... следовательно, нельзя (заёмщику) распоряжаться этим имуществом...

 

Если кредитор даст в долг без каких-либо условий, затем заёмщик сам (добровольно) вернёт имущество, которое качественнее или больше заёмного, или же вернёт долг в другом городе, то это дозволено». Имам ар-Рамли в своей книге «Нихая аль-Мухтадж», поясняя решение о недействительных сделках, пишет: «... Подлежит возврату взятое в заём, если это (имущество) ещё сохранилось, и равноценному возмещению, если оно испортилось».

 

Имам ‘Али аш-Шабрамалласи в своих субкомментариях пишет следующее: «Слова имама ар-Рамли “или же вернуть взамен равноценное (имущество), если (заёмное) испортилось” подразумевает возмещение эквивалентно и (за) самую высокую цену, если имущество из ценовой категории». 

 

Заключение:

Ссудный кредит (риба аль-карз) является тяжким грехом. Если человек вступил в долговое обязательство с процентной ставкой, он обязан покаяться в совершённом грехе и больше не возвращаться к нему. Любой вид займа, который приносит пользу кредитору, является запретным. Кредитору запрещается ставить какое-либо условие заёмщику при сделке.

 

Если заём был заключён с условием вернуть кредит с процентами, сделка считается недействительной, и заёмщику нельзя распоряжаться этим имуществом. Если заёмщик взял его и не использовал, то надо вернуть взятое хозяину, не выплачивая никаких процентов.

 

В случае растраты имущества ему надлежит вернуть долг эквивалентно взятому, также без процентов. Если человек принёс Всевышнему искреннее покаяние за то, что участвовал в такой сделке, а также вернул имущество хозяину или же возместил растраченное, то наказания на том свете, иншааллах, не будет.
 


 

 

ОТВЕТЫ ДАНЫ СОГЛАСНО МАЗХАБУ ИМАМА АШ-ШАФИИ
Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на адрес электронной почты нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).