Ответы на вопросы от 15.03.2019 (по Шафии)
1. Как быть с джума-намазом, если не разрешают уйти с занятий в школе, вузе, а самовольный уход чреват последствиями вплоть до исключения?
Имам ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» о причинах, из-за которых разрешается пропустить джамаат-намаз и джума-намаз, пишет следующее: «В вопросе приобретения и добычи имущества ясно, что уважительной причиной (пропустить джума- и джамаат-намазы) является сама нужда (в этом имуществе), если она актуальна в настоящее время.
Если же на данный момент нужды нет, то это не причина». Имам ‘Абдул Хамид аш-Ширвани в своих субкомментариях приводит слова шафиитского учёного Саййида ‘Умара аль-Басри, который задаётся вопросом: «Что делать, если нужда в этом имуществе возникнет в будущем, и, не займись человек поиском сейчас, он не сможет добыть этого имущества тогда, когда эта нужда появится?» Далее имам аш-Ширвани пишет: «Здесь можно сказать, что это более достойная причина, чем та, когда человек, отстав от спутников, остаётся один в сафаре».
Заключение:
Джума-намаз – индивидуальная обязанность каждого совершеннолетнего, умственно полноценного мусульманина, у которого нет причины её пропускать. Если же человека не отпускают из-за учёбы, важной и нужной для последующей работы и заработка, или с работы, а самовольный уход чреват последствиями, и другого подходящего учебного заведения и другого места работы, где бы ему разрешили посещение пятничной молитвы, нет, то он может пропустить джума-намаз, ограничившись обеденным намазом. Вся ответственность ляжет на руководство этого учебного заведения или учреждения, если была возможность разрешить ему посещать этот намаз.
2. Можно ли посещать могилу родственника-немусульманина?
Относительно этого вопроса имам ан-Навави в своей книге «Аль-Маджму’ Шарх аль-Мухазаб» пишет следующее: «Что касается заупокойной молитвы за умершего неверного, а также ду’а (мольбы) за него, то это запрещено, согласно Корану и единогласию уммы (иджма’)...
Но мусульманину разрешается следовать за похоронной процессией умершего родственника, который был неверным. Дозволяется также посещать его могилу». Имам Хатиб аш-Ширбини в «Мугни аль-Мухтадж» пишет: «Что касается могил неверных, то их дозволено навещать, даже несмотря на то, что имам аль-Маварди категорически запрещал это».
Шейх аль-Ислям Закария аль-Ансари в своей книге «Фатх аль-Ваххаб» и имам Шамсуддин ар-Рамли в книге «Нихаят аль-Мухтадж» также выражают единогласие в этом решении. Имам аль-Буджайрими в субкомментариях на «Шарх аль-Манхадж» пишет: «Что касается могил неверных, то в соответствии с этим решением запрещено приветствовать их словами “Ас-саламу ‘алейкум!”» Имам Сулейман Джамал в своих субкомментариях на «Шарх аль-Манхадж» пишет: «Если человек посещает кладбище с целью получить назидание или вспомнить смерть, то посещение будет желательным в общем, и в этом случае все кладбища равны, согласно мнению имама ас-Субки и других. Он сказал: “Однако, желая достичь этой цели, намеренно посетить определённую могилу (немусульманина), неправомерно”».
Заключение:
Посещение могил немусульман – вопрос, по которому идёт полемика среди учёных, но это дозволено, согласно более аргументированному мнению учёных шафиитского мазхаба. Однако при этом посетителю запрещается приветствовать покойника выражением «Ас-саламу ‘алейкум!» («Мир и благоденствие Аллаха ﷻ вам!») и просить прощения его грехов. Это касается того случая, когда мусульманин вознамерился посетить могилу определённого человека. Если же он пребывает на кладбище неверных в общем, вспоминая смерть, размышляя о ней, и не намеревается посещать могилу конкретного человека, то это желательно. Кроме того, мусульманину разрешается участвовать в похоронной процессии родственника-немусульманина.
3. Почему пятницу считают священным или праздничным днём?
Имам Муслим в своём сборнике «Сахиху Муслим» относительно достоинства пятничного дня приводит следующий хадис: «Лучший день, в который восходит солнце, – это пятница. В этот день Аллах ﷻ создал Адама عليه السلام. В этот день Адам عليه السلام вошёл в Рай, в этот день был выведен из него. И настанет (Судный) час не иначе как в пятницу».
Имам Ибн Маджах в своём сборнике «Сунан» приводит хадис: «Пророк ﷺ сказал: “Поистине, господином (всех) дней и самым великим пред Аллахом ﷻ (днём) является пятница, и этот день более велик пред Аллахом ﷻ, чем дни праздников жертвоприношения (Курбан-байрам) и разговения (Ураза-байрам).
Он имеет пять особенностей. Аллах ﷻ создал в пятницу Адама عليه السلام и низвёл его (из Рая) на землю, также в пятницу умертвил его. И есть в этот день время, когда рабу Всевышнего непременно будет даровано всё, что он ни попросит (у Аллаха ﷻ), если только не попросит о запретном.
В пятницу наступит Судный день. И нет ничего, будь то приближённый ангел или небеса, земля, ветер, горы, моря, что бы не испытывало страха перед пятничным днём”». (Причина страха в том, что в этот день наступит День Суда, будет воскрешение и состоится отчёт.) Имам ‘Абдуррауф аль-Манави в своей книге «Файз аль-Кадир» пишет: «То, что некоторые события (указанные в хадисе) произошли именно в пятницу, указывает на её отличительное превосходство.
Так, выведение Адама عليه السلام из Рая является причиной существования человеческого рода, часть которого – пророки и любимцы Аллаха ﷻ. Это является также причиной наместничества человека на земле. Далее, наступление (Судного) дня в пятницу – причина скорейшего воздаяния лучшим из людей и определения их почётного статуса. А утверждение того, что события этого дня не указывают на его превосходство, недопустимо. АльКади ‘Ияд сказал: “Воистину Всевышний Аллах возвеличил этот день и предписал Своим рабам собираться в этот день и возвеличивать своего Творца поклонением Ему”».
4. Останется ли долг за человеком, если он не вернёт заём, взятый под проценты? Каковы последствия этого деяния на том свете (в ахирате)?
У ростовщичества (риба) есть разные виды, в том числе риба аль-к’арз (заём под проценты), к которому и относится упомянутый заём. Такой вид кредита является тяжким грехом, который упомянут в Коране и в многочисленных преданиях, пришедших от Пророка ﷺ.
Всевышний в Коране сказал (смысл): «Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстаёт тот, кого сатана поверг своим прикосновением. Это потому, что они говорили: “Воистину, торговля подобна лихоимству”.
Но Аллах ﷻ дозволил торговлю и запретил лихоимство» (сура «Аль-Бакара», аят 275). Имам аль-Бухари и имам Муслим в своих сборниках передают хадис Пророка ﷺ, где он среди семи тяжких грехов упоминает ростовщичество: «Остерегайтесь семи губительных грехов: ...и поедания лихвы (ростовщичество)...».
Имамы Муслим, Абу Давуд и ат-Тирмизи в своём сборнике передают следующий хадис: «Посланник Аллаха ﷺ проклял тех, кто пожирает лихву, выплачивает лихву, записывает договор о выплате лихвы и присутствует при этом в качестве свидетеля.
При этом он сказал: “Все они суть одно! (то есть являются участниками этого греха)”». Имам ан-Навави в своей книге «Равзат ат-Талибин» пишет следующее: «Любой заём, который приносит пользу кредитору, является запретным, подобно займу, в котором есть условие вернуть целые золотые и серебряные монеты за поломанные или же вернуть качественную вещь за некачественную, а также условие вернуть заём в другом городе.
Если кто-то поставит условие вернуть сверх заёмного имущества, которое относится к рибави (т. е. золото, серебро и пищевые продукты), или (имущество) будет не рибави (т. е. что-либо другое, помимо вышеперечисленного), то это запретно... Если возьмут заём с соблюдением хотя бы одного из этих (вышеупомянутых) условий, он будет недействительным... следовательно, нельзя (заёмщику) распоряжаться этим имуществом...
Если кредитор даст в долг без каких-либо условий, затем заёмщик сам (добровольно) вернёт имущество, которое качественнее или больше заёмного, или же вернёт долг в другом городе, то это дозволено». Имам ар-Рамли в своей книге «Нихая аль-Мухтадж», поясняя решение о недействительных сделках, пишет: «... Подлежит возврату взятое в заём, если это (имущество) ещё сохранилось, и равноценному возмещению, если оно испортилось».
Имам ‘Али аш-Шабрамалласи в своих субкомментариях пишет следующее: «Слова имама ар-Рамли “или же вернуть взамен равноценное (имущество), если (заёмное) испортилось” подразумевает возмещение эквивалентно и (за) самую высокую цену, если имущество из ценовой категории».
Заключение:
Ссудный кредит (риба аль-карз) является тяжким грехом. Если человек вступил в долговое обязательство с процентной ставкой, он обязан покаяться в совершённом грехе и больше не возвращаться к нему. Любой вид займа, который приносит пользу кредитору, является запретным. Кредитору запрещается ставить какое-либо условие заёмщику при сделке.
Если заём был заключён с условием вернуть кредит с процентами, сделка считается недействительной, и заёмщику нельзя распоряжаться этим имуществом. Если заёмщик взял его и не использовал, то надо вернуть взятое хозяину, не выплачивая никаких процентов.
В случае растраты имущества ему надлежит вернуть долг эквивалентно взятому, также без процентов. Если человек принёс Всевышнему искреннее покаяние за то, что участвовал в такой сделке, а также вернул имущество хозяину или же возместил растраченное, то наказания на том свете, иншааллах, не будет.
ОТВЕТЫ ДАНЫ СОГЛАСНО МАЗХАБУ ИМАМА АШ-ШАФИИ
Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на адрес электронной почты нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).