02 Мая
2024 года
поделиться

Ответы на вопросы от 15.03.2019 (по Ханафи)

1. В хадисе, переданном альБухари, сказано, что Посланник Аллаха ﷺ, находясь в пути, всегда объединял обеденную молитву с предзакатной, а вечернюю – с ночной. Почему же в ханафитском мазхабе нельзя объединять эти намазы в пути? 2. Я придерживаюсь ханафитского мазхаба. По своей работе часто бываю в командировках. Иногда я попадаю на утренний намаз в мечеть, где имам, будучи в мазхабе аш-Шафии, читает кунут. Надо ли мне поднимать руки в кунуте, следуя за ним? 3. Если жена умерла, может ли муж к ней прикасаться (взять за руку, поцеловать в лоб)? Или она не дозволена ему после смерти? 4. Если на одежде есть дырка в пределах аврата (части тела, которую необходимо прикрыть) диаметром в рублёвую монету, намаз принимается или нет? 5. Один человек говорит, что в ханафитском мазхабе земной поклон для исправления ошибки (суджуд сахви) совершается следующим образом: после прочтения последнего ат-тахията даётся один салям вправо, затем делается два земных поклона, затем читается ат-тахият ещё раз, а затем даётся один салям влево. Так ли это? Если нет, то как правильно его совершать? И какие на это известны доводы? 6. Если, находясь в пути, пропустил намаз, то возмещать по два ракаата или по четыре? 7. Существуют ли виды воды, которые нельзя использовать для устранения двух видов осквернения (маленького и большого)? 8. Какие действия нежелательны во время поста? 9. Можно ли хоронить ночью? 10. Если после того как тело покойника омыли и завернули в саван обнаружится, что саван запачкался нечистотами, есть ли необходимость заново завернуть его в чистый саван? 11. Недавно начал совершать намаз. И бывает такое, что я в намазе начинаю сомневаться, сколько ракаатов я совершил. Как быть в этом случае? 12. Мы проживаем на хуторе, который состоит примерно из десяти хозяйств, неподалёку от города. Обязательно ли нам ехать в город на пятничный намаз?

1. В хадисе, переданном альБухари, сказано, что Посланник Аллаха , находясь в пути, всегда объединял обеденную молитву с предзакатной, а вечернюю – с ночной. Почему же в ханафитском мазхабе нельзя объединять эти намазы в пути?

В ханафитском мазхабе нельзя объединять эти намазы в пути, потому что из категорических доказательств из Корана, сунны мутаватир и единогласного мнения учёных известно, что для каждого намаза установлено своё время.

 

Поэтому не дозволяется переносить эти намазы от своего времени из-за хадиса, который относится к категории «ахад», то есть передаётся лишь от нескольких передатчиков. Тем не менее, учёные ханафитского мазхаба не идут против этого хадиса. Поскольку в хадисе говорится, что Пророк ﷺ объединял намазы, они сказали, что объединение касается не времён, а самих намазов.

 

Такое объединение совершается следующим образом: полуденную молитву откладывают к концу времени и совершают до того, как начнётся время следующего намаза, затем, как только наступит время, совершают послеполуденную молитву.

 

Таким образом, объединяются сами намазы, но не переносятся от своего времени. Так поступал Абдуллах ибн Умар رضي الله عنه, находясь в пути, и говорил: «Так делал с нами Посланник Аллаха ﷺ». О подобном объединении передаётся от Али ибн Абу Талиба رضي الله عنه, Анаса ибн Малика رضي الله عنه и других сподвижников и учёных. («Бадаи’у Санаи’ фи тартиби Шараи’»)

 

2. Я придерживаюсь ханафитского мазхаба. По своей работе часто бываю в командировках. Иногда я попадаю на утренний намаз в мечеть, где имам, будучи в мазхабе аш-Шафии, читает кунут. Надо ли мне поднимать руки в кунуте, следуя за ним? 

В книге «Нур уль-Изах» написано, что, следуя за тем, кто читает кунут в утреннем намазе, надо стоять молча, не поднимая рук, держа их по бокам вдоль бёдер.
 

 

3. Если жена умерла, может ли муж к ней прикасаться (взять за руку, поцеловать в лоб)? Или она не дозволена ему после смерти?

По ханафитскому мазхабу мужу не дозволяется омывать свою жену и прикасаться к ней после её смерти. В случае если нет женщин, которые могли бы её омыть, он делает жене таяммум (протирание землёй), обмотав при этом свои руки тряпкой, чтобы не было прикосновения без преграды. Однако он не обязан отводить взор от мест таяммума, и ему дозволено смотреть на её тело. («Радд уль-Мухтар»)
 

 

4. Если на одежде есть дырка в пределах аврата (части тела, которую необходимо прикрыть) диаметром в рублёвую монету, намаз принимается или нет?

В таком случае берётся в рассмотрение открывшийся орган. Если откроется больше 1/4 части органа, который является авратом, на время, за которое можно совершить один рукну (обязательная составляющая намаза), то намаз портится.
 

 

5. Один человек говорит, что в ханафитском мазхабе земной поклон для исправления ошибки (суджуд сахви) совершается следующим образом: после прочтения последнего ат-тахията даётся один салям вправо, затем делается два земных поклона, затем читается ат-тахият ещё раз, а затем даётся один салям влево. Так ли это? Если нет, то как правильно его совершать? И какие на это известны доводы?

После прочтения последнего ат-тахията даётся один салям вправо, затем совершаются два земных поклона, затем читаются ат-тахият, салават и дуа, а затем даются два саляма: сначала вправо, а затем влево. Для того чтобы понять доводы, необходимо иметь знания арабского языка, усуль аль-фикха и т. д.

 

Тем не менее, мы постараемся привести некоторую часть из доводов, которые будут ясны для читателей. Передаётся от Савбана رضي الله عنه, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Для каждой ошибки необходимо сделать два земных поклона после саляма».

 

Передается также от других сподвижников, что Пророк ﷺ делал суджуд сахви после саляма. Повторное чтение ат-тахията основывается на правилах фикха. Этот вопрос подробно рассматривается в книге «Бадаи’у Санаи’».

 

6. Если, находясь в пути, пропустил намаз, то возмещать по два ракаата или по четыре? 

Тот, кто пропустил намаз в сафаре, по возвращении домой возмещает четырёхракаатные намазы, сокращая по два ракаата. («Любаб»)
 

 

7. Существуют ли виды воды, которые нельзя использовать для устранения двух видов осквернения (маленького и большого)?

Очищаться от большого и малого осквернения разрешается с помощью воды, выпадающей с небес, воды ручьёв и воды рек, воды родников и колодцев, а также водой моря, даже если она и солёная. Разрешается также использовать для очищения воду, смешавшуюся с чем-либо чистым и изменившим одно из её свойств, например водой бурного потока, смешанной с глиной, или водой, смешанной с мылом или шафраном.

 

Нельзя совершать частичное и полное омовение водой из деревьев и плодов, а также водой, которая смешалась с чем-либо, в результате чего вода поменяла свой естественный цвет, вкус и запах, к примеру различные напитки, уксус, бульон и так далее. Не разрешается совершать частичное и полное омовение использованной водой, с помощью которой было устранено большое или малое осквернение или которая была использована для омовения тела с целью поклонения. («Лубаб») 
 

 

8. Какие действия нежелательны во время поста? 

Обстоятельства, являющиеся макрухом (нежелательным) для поста:

1. Пробовать что-либо на вкус без необходимости.

2. Жевать что-либо без необходимости.

3. Жевать смолу или жевательную резинку, употреблённую ранее и потерявшую вкус.

4. Целоваться.

5. Ласкаться с женой (мужем).

6. Проглатывать слюну, преднамеренно накопленную во рту в большом количестве.

7. Сдавать кровь (донорство). 

 

9. Можно ли хоронить ночью?

Не запрещено хоронить ночью, и в этом даже нет порицания (карахат). Но желательно всё же хоронить днём. («Хашияту ибн ‘Абидин»)
 

 

10. Если после того как тело покойника омыли и завернули в саван обнаружится, что саван запачкался нечистотами, есть ли необходимость заново завернуть его в чистый саван?

Если саван испачкался нечистотами покойного, то это не вредит, и не нужно его переодевать, так как в этом есть большие трудности. Но если саван был испачкан нечистотами не покойника, то его нужно очистить или заменить.

 

Кроме того, если из покойного выйдут нечистоты (кал, кровь и т.д.) до того, как завернули в саван, то их необходимо смыть. Если нечистоты вышли после того, как уже завернули в саван, то мыть не надо. («Радд уль-Мухтар»)
 

 

11. Недавно начал совершать намаз. И бывает такое, что я в намазе начинаю сомневаться, сколько ракаатов я совершил. Как быть в этом случае? 

Если сомнения в количестве ракаатов появились до завершения намаза, и это было впервые в жизни молящегося, или они (сомнения) появлялись у него изредка (не были обычными), то намаз нарушается. Если же его часто беспокоят сомнения, то ему следует придерживаться преобладания во мнении – какое количество совершённых ракаатов кажется ему более вероятным.

 

Если нет преобладания во мнении – к примеру, молящийся колеблется и не может решить, два ракаата он совершил или три, – тогда он выбирает малое (два ракаата), то есть то, что он совершил наверняка. Если сомнения появляются после намаза, то на эти сомнения нельзя обращать внимания, пока молящийся достоверно не узнает, что он пропустил ракаат. И как только узнает, что он пропустил ракаат, то намаз необходимо совершить заново. («Нур уль-Изах»)
 

 

12. Мы проживаем на хуторе, который состоит примерно из десяти хозяйств, неподалёку от города. Обязательно ли нам ехать в город на пятничный намаз?

В книге «Марак иль-Фалях» в главе о пятничном намазе сказано: «Тому, кто проживает за пределами города, пятничный намаз не обязателен, даже если он слышит азан. Разницы нет – близок ли его населённый пункт к городу или далёк».

 

Тем не менее, лучше поехать на пятничный намаз, если в этом нет сложности, поскольку некоторые учёные сказали, что в таком случае человек обязан поехать. Из хадисов Посланника Аллаха ﷺ мы знаем, что в нахождении с общиной мусульман заключено очень много блага.