27 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Почему некоторые намазы читаются шёпотом, а другие – вслух?

В Ночь вознесения Посланнику Аллаха ﷺ было вменено в обязанность совершать пять намазов в сутки. В следующие дни ангел Джибриль عليه السلام показал Пророку ﷺ, как выполняются эти намазы, и указал периоды времени, в течение которых нужно их совершить.

Часть этих намазов совершается в светлое время суток, а другие, наоборот, в тёмное время суток. Намазы отличаются друг от друга тем, что сура «АльФатиха» в одних молитвах читается вслух, а в других – про себя. После того как Посланник Аллаха ﷺ вернулся из Ми’раджа (ночного вознесения) и стал совершать пятикратный намаз, как его научил ангел Джибриль عليه السلام, идолопоклонники вели себя крайне бессовестно.

 

Услышав читаемые во время намаза аяты Корана, они начинали издеваться над ним и оскорблять его. Ко всем тяготам, которые испытывали мусульмане в Мекке в то время, добавились и эти трудности. Вследствие этого жизнь мекканских мусульман ещё более усложнилась.

 

Посланника Аллаха ﷺ и всех мусульман очень огорчало, что идолопоклонники издевались над аятами, которые мусульмане читали вслух во время намаза. Тогда Всевышний Аллах ниспослал следующий аят (смысл): «…Свою обрядовую молитву не произноси громко и не произноси шёпотом, а выбери среднее между этим» (сура «Аль-Исра’», аят 110).

 

От Ибну Аббаса رضي الله عنه передаётся: «Когда был ниспослан этот аят, Посланник Аллаха ﷺ скрывался в Мекке. Совершая намазы вместе со своими сподвижниками, он громко читал Коран. Что же касается многобожников, то, услышав его голос, они начинали поносить и Того, Кто его ниспослал, и того, кто его принёс. Тогда Всевышний Аллах сказал Своему Пророку ﷺ: «Не произноси громко свои молитвы…» (аль-Бухари, Муслим).

 

Икрима, Хасан аль-Басри и Катада رضي الله عنه считали, что этот аят был ниспослан насчёт чтения во время совершения намаза. Ибн Мас’уд رضي الله عنه сказал относительно этого аята Всевышнего: «Не читай так тихо, что его никто не услышит, кроме тебя самого». («Тафсир Ибн Касир»)

 

Учёные сказали: в этом аяте содержится также указание на то, что во время намазов, совершаемых в светлое время суток, Коран следует читать шёпотом, а во время намазов, которые совершаются в тёмное время суток, следует читать вслух.

 

Имам ан-Навави в своей книге «Аль-Маджму’ Шарх Аль-Мухаззаб» об этом пишет следующее: «Что касается решения относительно этого вопроса (чтения Корана вслух и про себя), то желательно (сунна) читать его вслух в первых двух рака’атах утреннего (субх), вечернего (магриб) и ночного (‘иша’) намазов, а также желательно читать его вслух в джуманамазе (пятничном).

 

Желательно читать про себя в полуденном (зухр) и предзакатном (аср) намазах, в третьем ракаате вечернего намаза и в третьем и четвёртом ракаатах ночного намаза. Это всё согласно иджма’ (единогласному мнению учёных Ислама).

 

Всё это относится к имаму, а что касается человека, который индивидуально совершает намаз, то ему также желательно читать в намазе вслух (там, где и имаму желательно читать вслух), согласно мазхабу имама аш-Шафии и мнению джумхур (преобладающего большинства учёных).

 

Автор книги аль-Хави сказал, что чтение вслух означает такое громкое чтение, чтобы оно было слышно как минимум тем, кто находится за читающим, а чтение про себя – это так, чтобы читающий слышал себя самого». Далее имам ан-Навави пишет: «Что касается ид-намазов (праздничных намазов), намазаистиска (намаза испрашивания дождя), таравиха и намаза затмения луны, то здесь желательно читать (Коран) вслух, и в этом 
нет разногласия.

 

Что же касается желательных намазов, которые совершаются в светлое время суток, то во время них желательно читать Коран про себя. А во время желательных намазов, совершаемых в тёмное время суток, помимо таравиха, по мнению автора книги «Ат-Татимма», следует читать Коран вслух.

 

Аль-Кади Хусайн и автор книги «Ат-Тахзиб» сказали, что в этих намазах следует придерживаться уровня звука между шёпотом и громким голосом. Что касается ратибатов, которые совершаются вместе с фарз-намазами, то во всех них следует читать Коран про себя, согласно единогласному мнению больших учёных мазхаба аш-Шафии.

 

Однако аль-Кади ‘Ияз в книге «Шарх Муслим» передал от некоторых саляфов (учёных-предшественников), что в ратибате утреннего намаза следует читать вслух, но вместе с этим он передал мнение преобладающего большинства (джумхур), согласно которому и в ратибате утреннего намаза желательно читать Коран про себя».

 

Таким образом, получается, что в намазах, совершаемых в светлое время суток, кроме некоторых исключений, следует читать Коран про себя. А во время тех намазов, которые совершают в тёмное время суток, желательно читать вслух. 


НУРМУХАММАД ИЗУДИНОВ