Научные достижения Андалусии

История Испании содержит немало блистательных достижений и открытий. Но есть одна эпоха, которая имела большое значение не только для этой страны, но и для всей мировой цивилизации. На период с VIII по XV век пришёлся расцвет мощного государства, вошедшего в мировую историю под названием Андалусия. То была невероятная эпоха научных открытий, время, когда на одной территории мирно сосуществовали мусульмане, христиане и иудеи, – редкое явление в истории средневековой Европы.

статья опубликована в номере: 30 (571) / от 15 марта 2019 (Раджаб 1440 г.)
91

Расцвет науки

Для западной цивилизации вклад исламской Испании имел неоценимое значение. Андалусия стала мостом, по которому научное, технологическое и философское наследие периода Аббасидов вместе с достижениями местных учёных проникло в Европу. Правитель Абд аль-Рахман III страстно интересовался как религиозными, так и светскими науками.

 

Он также был полон решимости показать всему миру уровень образованности учёных Кордовы. Не жалея средств, он инвестировал огромные финансы в развитие науки и образования. В результате многие талантливые учёные, поэты и историки переехали в Андалусию. Вскоре выросла инфраструктура из библиотек, больниц, исследовательских учреждений, сформировалась система образования, которая сделала Испанию выдающейся на следующие четыреста лет.

 

Математика и астрономия

Одним из первых учёных, переехавших в Андалусию, был Аббас ибн Фирнас – первый мусульманин, сделавший реальную попытку разработать летательный аппарат Знаменитая попытка полёта с минарета Большой мечети Кордовы была предпринята им в 852 году.

 

Эксперимент закончился незначительными травмами, но всё же был одним из первых подобного рода опытов. Ибн Фирнас, который был известен на Западе под латинским именем Армен Фирман, также построил интересный планетарий. Мало того, что он был механизирован, – планеты вращались, но он даже смоделировал такие небесные явления, как гром и молния.

 

В исламской Испании всегда поддерживался интерес к математике, астрономии и медицине – отчасти из-за их очевидной пользы. Первым математиком и астрономом Андалусии был Маслама аль-Маджрити. Он написал ряд работ по математике и астрономии, изучил и разработал арабский перевод трудов Птолемея, а также расширил и исправил астрономические таблицы знаменитого аль-Хорезми.

 

Он также составил таблицы пересчёта, в которых даты персидского календаря были связаны с датами хиджры, так что впервые события персидского прошлого были точно датированы. Аль-Заркали, известный на Западе как Арзачель, был другим ведущим математиком и астрономом, который жил в Кордове в XI веке. Объединяя теоретические знания с техническими навыками, он преуспел в создании точных приборов для астрономического использования и построил водяные часы, способные определять часы дня и ночи и указывать дни лунных месяцев.

 

Он также внёс свой вклад в знаменитые Таблицы Толедана, высокоточные сборники астрономических данных. Арзачель прославился и своей Книгой таблиц. Этот альманах содержал таблицы, которые позволяют найти дни коптских, римских, лунных и персидских месяцев, и другие таблицы, которые определяли положение планет в любой момент времени. Он также составил ценные таблицы широты и долготы.

 

Другим важным учёным был альБитруджи, который разработал новую теорию звёздного движения, основанную на трудах Аристотеля. Многие звёзды попрежнему носят имена мусульманских астрономов, таких как Альтаир (из альтаира, «летчик»), Денеб (из дханаба, «хвост») и Бетельгейзе (из Бейт аль-Джавзы, «Дом близнецов» или «Близнецы»).

 

Другие термины, всё ещё используемые сегодня, такие как зенит, надир и азимут, также пришли к нам из арабского языка, тем самым отражая влияние работ мусульманских астрономов Андалусии и их вклад в развитие мировой науки.

 

Медицина

Учёные исламской Испании внесли свой вклад и в медицину. Интерес к ней восходит к самым ранним временам распространения Ислама (сам Пророк  утверждал, что есть лекарство от любой болезни, кроме смерти).

 

Андалусия Х века подарила миру труды множества блестящих врачей, некоторые из них изучали греческие медицинские труды, переведённые в знаменитом Доме Мудрости в Багдаде. Среди них был Ибн Шухайд, который настаивал на том, чтобы во всех случаях применялись только простые лекарства и лишь в крайних случаях – более серьёзные.

 

Другой важной фигурой был Абу альКасим аль-Захрави, самый известный хирург Средневековья. Он является автором книги «Тасриф», которая, переведённая на латынь, стала ведущим медицинским учебником европейских университетов во время позднего Средневековья.

 

Его раздел по хирургии содержит иллюстрации хирургических инструментов элегантного функционального дизайна и высокой точности. В других главах описаны детали ампутации, офтальмологические и стоматологические операции, а также лечение ран и переломов. Ибн Зур, известный как Авенсоар, был первым, кто описал перикардитные абсцессы (гнойные болезни) и рекомендовал трахеотомию (вскрытие трахеи) при необходимости, а также был опытным практикующим врачом.

 

А Ибн Рушд написал важную книгу о медицинских теориях и заповедях. Последний из великих андалузских врачей, Ибн аль-Хатиб, также известный историк, поэт и государственный деятель, написал важную книгу по теории заражения и описал, как происходит передача инфекции через одежду, сосуды и серьги. Исламская Испания также внесла свой вклад в медицинскую этику и гигиену.

 

Один из самых выдающихся богословов и юристов, Ибн Хазм, настаивал на том, что моральные качества обязательны для врача. Врач, писал он, должен быть добрым, понимающим, дружелюбным и способным переносить оскорбления и негативную критику. Кроме того, продолжал он, врач должен держать свои волосы и ногти короткими, носить чистую одежду и вести себя достойно.

 

География

Ещё одной важной областью исследований в Андалусии было изучение географии. Частично из экономических и политических соображений, но в основном из всепоглощающего интереса к миру и его жителям, учёные исламской Испании начали с работ из Багдада, это были: Ахмад ибн Мухаммед аль-Рази и описание топографии Северной Африки Мухаммеда ибн Юсуфа аль-Варрака.

 

Другим учёным был аль-Бакри, важный министр при дворе Севильи, а также опытный лингвист и писатель. Одна из двух его важных работ посвящена географии Аравийского полуострова, причём особое внимание уделяется выяснению его топонимов. Автор перечисляет названия деревень, городов, вади и памятников. Вторая работа – это энциклопедия всего мира, упорядоченная по странам, и каждой записи предшествовало краткое историческое вступление.

 

Труд включал в себя описания людей, обычаев и климата каждой страны, основных особенностей, крупных городов и даже анекдотов. В изучение географии внесли значительный вклад такие люди, как Ибн Джубайр, известный андалузский путешественник Ибн Баттута.

 

Родившийся в Северной Африке, Ибн Баттута много путешествовал в течение двадцати восьми лет и выпустил книгу путешествий, которая оказалась богатым источником как для историков, так и для географов. Он передал бесценную информацию о людях, местах, навигации, караванных путях, дорогах и гостиницах тех мест, которые он посетил.

 

Но самым известным географом того времени был аль-Идриси, который учился в Кордове. После многочисленных путешествий аль-Идриси поселился на Сицилии и написал систематическую географию мира, известную как Книга Роджера, в честь своего покровителя Роджера II, нормандского короля Сицилии. Список всех достижений учёных исламской Испании можно продолжать очень долго.

 

В дополнение к развитию математики, экономики, медицины, ботаники, географии, истории и философии в Андалусии также были впервые разработаны и применены важные технологические новинки: ветряная мельница и новые методы в ремёслах по металлообработке, ткачеству и строительству.

 

АБДУЛЛА МУСЛИМОВ
 

Также в рубрике

Тот, кто бросил вызов курайшитам

Мужи Ислама всегда славились своей храбростью, отвагой, доблестью, бесстрашием в борьбе против неверных,

Почти Синдбад

Многим из нас, несомненно, известна история багдадского купца, моряка и путешественника Синдбада, легенды о

Великое наследие мусульман Крыма

Ислам пришёл в Крым в ХIII веке и оставил большой след в крымской истории: многочисленные битвы и завоевания,

Тюльпан – символ Османской империи

В стамбульских парках, на проспектах, кольцевых транспортных развязках, практически везде, где есть открытые