20 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Общество

Мечети под открытым небом

Высоко в горах в Табасаранском районе Южного Дагестана находится большая мечеть под открытым небом. Это участок прямоугольной формы, ограждённый по периметру камнями, с простым трёхступенчатым минбаром. Построенная в конце XVII века, мечеть служила близлежащим поселениям Вертиль, Фурдаг, Кулик и Джули в качестве летней площадки для молитвы и обсуждения важных вопросов общины. На Кавказе было множество подобных мечетей. Они были единственными местами богослужения, пока в VIII веке в Дербенте не была построена первая мечеть, сегодня – старейшая в Российской Федерации.

Из некоторых хадисов можно узнать,  где молились первые мусульмане. Так, например, от Ибрагима ибн Язида аль-Тазми передаётся: «Я читал Коран с моим отцом в проходе (перед дверью мечети). Когда я зачитал аят о земном поклоне, он совершил его. Я сказал ему: «Отец, почему ты падаешь ниц в проходе?» Он ответил: «Я слышал, как Абу Дарр رضي الله عنه говорил: «Я спросил Посланника Аллаха ﷺ, какая мечеть была установлена первой на земле? Он ответил: «Аль-Масджид аль-Харам».

 

Теперь я спросил: «А какая мечеть была следующей?» Он ответил: «Аль-Масджид аль-Акса». Я поинтересовался: «А каково было время между ними?» Он сообщил: «Сорок лет». Он также сказал: «Земля для вас – мечеть, поэтому, где бы вы ни находились во время молитвы, молитесь там» («Сахих Муслим»).

 

Анас бин Малик رضي الله عنه передал: «Посланник Аллаха ﷺ молился в загонах для овец и коз до возведения мечети (в Медине)» («Сахих»). Cамое благословенное молитвенное пространство для мусульман – вокруг Каабы – всегда было открыто небесам.

 

Когда в 622 году Пророк Мухаммад ﷺ переселился из Мекки в Медину, место для молитвы он выбрал в местечке Куба на окраине города. Это была площадка под открытым небом, огороженная камнем. В Медине первый джума-намаз Пророк ﷺ возглавил также на площадке рядом со своим домом (впоследствии она стала частью мечети аль-Масджид анНабави).

 

Такие открытые пространства использовались повсеместно. На песке очерчивался прямоугольник, по краям из камней возводились ограждения, в качестве ориентира в направлении Мекки устанавливался михраб – таким образом организовывалось ритуально чистое пространство для собрания верующих.

 

В результате археологических изысканий в пустыне Негев в поселениях VII–IX веков также были обнаружены многочисленные молитвенные площадки. На протяжении многих веков устраивали такие места молитвы – временные и постоянные – кочевники и путешественники. Организовывались они по маршрутам путешествий и сезонной миграции, зачастую возле колодцев, из которых можно было набрать воды, чтобы утолить жажду, совершить ритуальное омовение и напоить животных.

 

Такие мечети по-прежнему возводятся вдоль современных автомагистралей в некоторых частях Аравийского полуострова. В регионах исламского мира, оказавшихся под влиянием персидской культуры, мечети под открытым небом называются намазга (от перс. намаз – «молитва» и идга – «место»).

Заслуживает внимания бухарская намазга, построенная недалеко от города в 1119 году правителем Караханидов Алпом Арслан-ханом Мухаммадом. Гораздо более скромные намазга сохранились по основным путевым артериям полуострова Бодрум на юго-западе Турции.

 

Эти простые побеленные сооружения вмещали небольшое количество путешественников, собиравшихся для общей молитвы и отдыха в тени специально посаженного платана. Рядом была установлена ёмкость с чистой водой. Помимо обязательного михраба, у мечетей под открытым небом также может быть постоянный минбар. Обычно они довольно просты, но могут быть и сложными по форме и структуре.

 

Пожалуй, наиболее богато оформленным является минбар Бурхана ад-Дина на молитвенной площади Харам ашШариф у Купола Скалы и мечети Аль-Акса в Иерусалиме. Дата его постройки неизвестна, но он был восстановлен во времена правления Мамлюков в XIV веке и вновь реставрирован в 1843 году османским султаном Абдулмеджидом (1839–1861).

 

Особой категорией мечетей под открытым небом была военная намазга Османской империи. За неимением мечетей, в походных условиях богослужения проводились на таких площадках. Организовывались они и на завоёванных территориях, а затем при необходимости обстраивались. Лучше всего сохранилась намазга Азевлер в Гелиболу, на укреплённой военно-морской базе, защищающей южный вход в Мраморное море.

 

Построенная в 1407 году, она расположена на холме с видом на пролив Дарданеллы. Самой красивой из османских намазга считается построенная в Стамбуле в 1779 году Эсмой Султан, дочерью султана Ахмета III. Другие высокопоставленные мусульмане также финансировали возведение летних мечетей.

 

Например, принц Мухаммед Акбар, мятежный сын набожного императора Великих Моголов Аурангзеба, построил великолепную намазга в городе Бичолим в Гоа, куда он бежал в 1680-х годах, – редкий образец туркоперсидской архитектуры. В последние годы наблюдается пробуждение интереса и ностальгии по мечетям под открытым небом.

 

Тысячи верующих собираются во время важных религиозных праздников в такой мечети высоко на плоскогорье Кадирга позади Трабзона в Турции. Считается, что Фатих Султан Мехмет II совершил здесь джума-намаз со своими войсками во время посещения зиярата почитаемого Кадир-Аги. Мечеть необычна тем, что имеет два высоких минарета в классическом османском стиле.

Религиозный праздник в намазга на плоскогорье Кадирга, Трабзон, Турция.

Открытые молитвенные площадки создаются и в других местах – в знак уважения к этой древней традиции. В столице Турции Анкаре на площадке рядом с мечетью Хаси Байрам, откуда открывается  великолепный вид на город, были установлены украшенные резным орнаментом, выполненные из мрамора михраб и минбар.

 

Красивые просторные мечети под открытым небом были построены из традиционных местных материалов в Омане, например, в Низве. Среди множества новых проектов в современном дизайне большой интерес вызывает мечеть под открытым небом, запланированная для Дубая, ОАЭ. Она была названа «Исчезающей мечетью», авторы проекта – нью-йоркская группа Rux Design, победившая в 2010 году в Международном конкурсе дизайна «Мечеть сквозь архитектуру».

 

Её главной особенностью является треугольный молитвенный постамент под открытым небом, вершина которого направлена в сторону Каабы. По мере того как растёт осознание, что сохранившиеся места поклонения на открытом воздухе являются ценным духовным наследием, местные общественники стремятся делать всё, чтобы сохранить их.

 

Первые шесть османских султанов Турции проживали в Бурсе, сразу после её завоевания там также была построена мечеть под открытым небом. Хотя позже в городе было возведено много великолепных мечетей, именно там войска Османской армии продолжали молиться до и после военных походов. Она сохранилась, а в 2011 году, после реставрации, там был проведён первый за многие годы забвения таравихнамаз Рамадана.
 
ГАЙ (ГАЙДАР) ПЕТEРБРИДЖ, ПРОФЕССОР, СПЕЦИАЛИСТ ПО КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ И ИСТОРИИ ИСЛАМА, АВСТРАЛИЯ, РОССИЯ