20 апреля
2024 года
поделиться

О присоединении к коллективному намазу

Тому, кто уже вступил самостоятельно в намаз и совершил один ракаат послеполуденного или ночного намаза, выполнив земной поклон, а потом, увидев, что имам начинает коллективный намаз, решил присоединиться к нему, необходимо совершить ещё один ракаат, произнести приветствие (салам) и после этого приступить к коллективному намазу вместе с имамом.

А если ещё не успел совершить земной поклон первого ракаата, то, прервав свой намаз, он может приступить к коллективному намазу с имамом. Если человек совершил три ракаата обеденного или ночного намаза и уже совершил земной поклон третьего ракаата, а потом увидел, что начался коллективный намаз, то он завершает свой намаз, а затем присоединяется к имаму, совершая дополнительный намаз (намаз иада).

 

Если ещё не успел совершить земной поклон третьего ракаата, то он вправе прервать свою молитву и сразу присоединиться к коллективному намазу. Шариатская норма в отношении предвечернего намаза, когда человек уже совершил один или три ракаата в одиночку, и потом начался коллективный намаз – всё это подобно тому, о чём мы упоминали ранее, рассказав о прерывании или совершении до конца полуденного или ночного намаза.

 

Однако он не присоединяется к намазу имама после того, как совершит все четыре ракаата, и причина этого в том, что порицаемо совершать после предписанного предвечернего дополнительные намазы. Если он уже совершил один ракаат обязательного утреннего или вечернего намаза в одиночку, а затем начался коллективный намаз, то он прерывает свою молитву, независимо от того, совершил он земной поклон или нет.

 

Таким же образом он поступает и в случае, если ещё не успел совершить земной поклон второго ракаата. В этих трёх случаях он вправе прервать молитву и сразу присоединиться к коллективному намазу. Если же уже совершил земной поклон второго ракаата, то он совершает свой намаз до конца, не прерывая его. И в этих (утреннем и вечернем) намазах после завершения в одиночку намаза он не может присоединиться к коллективному намазу.

 

Если человек начал совершать суннат намаз перед обеденным или пятничным намазом, и потом начался коллективный намаз, или имам начал произносить проповедь (хутба), то, произнеся «салам» после завершения двух ракаатов, может присоединиться к намазу имама, если это обеденный намаз, а если это пятничный джума-намаз, то слушает проповедь.

 

Если он приступил к дополнительному суннат намазу и потом началась коллективная молитва, то он завершает намаз лишь после второго ракаата и присоединяется к джамаат-намазу. Если человек, придя на утренний намаз, видит, что имам уже приступает к нему, а он не совершил два ракаата сунны, то, если он опасается того, что пропустит один ракаат за имамом, но успеет присоединиться ко второму, он вправе совершить два ракаата сунны перед дверями мечети и затем присоединиться к намазу имама.

 

Если же считает, что не успеет совершить их, то он сразу присоединяется к намазу имама. Автор «АльХидайа» сказал: «Ограничение выполнением перед дверями мечети указывает на то, что порицаемо начинать намаз в мечети, если имам его уже начал...» Ибн аль-Хумам сказал: «Это будет ещё более порицаемым, если он станет совершать его, стоя в ряду, как поступают многие невежественные люди...»

 

Если человек пропустил утренний намаз и захотел восполнить его после восхода солнца, то он вправе восполнить два ракаата сунны вместе с предписанным фарз намазом в этот день до того, как солнце пройдёт точку зенита. Но если уже прошёл полдень, то он восполняет только обязательную молитву.

 

Если человек совершил предписанный намаз вовремя, но не совершил двух ракаатов сунны утреннего намаза, так как присоединился к намазу имама или по причине нехватки времени, то в этом случае, по мнению Абу Ханифы и Абу Юсуфа, он не делает этого ни до восхода солнца, ни после него, а Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Я бы предпочёл восполнить их после восхода солнца, до полудня».

 

Если человек не успел совершить суннат намаз перед предзакатным намазом, то он вправе восполнить его после того, как совершит фарз намаз, пока время намаза не вышло. А если время предзакатного намаза уже прошло, то он его (суннат намаз) не восполняет.

 

Если он захочет восполнить суннат намаз, предшествующий фарз намазу после, то он сначала совершает те суннат намазы, что совершаются сразу после фарз намаза, а затем уже восполняет суннат намаз, который не успел совершить до предписанного фарз намаза.

 

Тот, кто не успел совершить суннат намаз, предшествующий пятничному намазу, также вправе восполнить его после. («Канзад-дакаик», «Марак иль-Фалях шарх Нур аль-Идах», «Аль-Хидайа») 

 

Порицаемые и запретные действия в намазе

1. Теребить одежду или тело.

2. Очищать место перед собой, например, убирать камешки, если только они не мешают при земном поклоне, тогда их можно смахнуть одним движением.

3. Хрустеть пальцами или скрещивать их.

4. Стоять, держа руки на поясе.

5. Накидывать одежду себе на голову так, что её полы свободно свисают, или подтягивать одежду, собирая её перед собой или сзади.

6. Совершать намаз с собранными в пучок волосами.

7. Вертеть головой.

8. Сидеть на корточках, задрав колени.

9. При совершении земного поклона класть предплечья на землю.

10. Отвечать на приветствие рукой.

11. Без уважительной причины сидеть, скрестив ноги.

12. Стирать пыль со лба.

13. Держать во рту что-то, что мешает чтению Корана.

14. Порицается совершать всё, что отвлекает разум и мешает смирению в намазе.

 

Действия и слова, нарушающие намаз

1. Еда и питьё, даже если проглотил их по забывчивости.

2. Множество движений, не относящихся к намазу. Отличить, много или мало движений, можно, к примеру, со стороны посмотрев на молящегося. Если нет сомнений, что тот совершает намаз, то эти движения считаются малыми, в ином случае – большие. Если же трудно определить, совершает человек намаз или нет, то наиболее правильным является мнение, что такие действия не считаются многочисленными.

3. Преднамеренное осквернение в намазе.

4. Совершение трёх и более шагов.

5. Если человек отвернулся от киблы.

6. Обморок.

7. Помешательство рассудка.

8. Большое осквернение в результате взгляда или поллюции.

9. Если в одном ряду с мужчиной, без преграды, будет стоять взрослая женщина, которая станет совершать тот же намаз, что и этот мужчина, то намаз нарушается у обоих.

10. Если один из предписанных элементов намаза был совершён с открытым авратом (частью тела, которую необходимо было прикрыть) или при наличии скверны (наджасы) на теле, одежде или месте, где совершается намаз.

11. Такой смех, что человек сам себя слышит.

 


Разговор в намазе, нарушающий молитву

1. Если человек произнёс хотя бы слово, и не имеет значения, преднамеренно это было или по забывчивости.

2. Если поприветствовал кого-либо.

3. Если словами ответил на приветствие.

4. Если сказал «уфф».

5. Если громко простонал.

6. Если сказал «ах».

7. Если громко заплакал от боли или горя, но не размышляя о Рае или Адском огне.

8. Если сказал «йархамукаЛлах» («да смилуется над тобой Аллах ﷻ»).

9. Если, отвечая на вопрос, есть ли у Аллаха ﷻ сотоварищ, сказал: «Ля иляха илляллах».

10. Если в ответ на плохую весть скажет «инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун».

11. Если скажет «альхамдулилляхи» в ответ на радостную весть.

12. Выразит удивление чем-либо, сказав «ля иляха илляллаху» или «субханаллахи».

13. Произнесёт любые слова с намерением обратиться или ответить комулибо, даже если эти слова совпадают со словами из Корана.

14. Если поправит ошибку или напомнит аят кому-либо другому, помимо имама, за которым он совершает намаз.

15. Грубые ошибки при чтении Корана или слов «Аллаху Акбар», которые нарушают смысл, к примеру, протяжно произносит хамзу в слове «Аллах ﷻ».


(«Канз ад-дакаик», «Марак иль-Фалях шарх Нур аль-Идах», «Аль-Хидайа», «Лубаб фи шархи китаб»)


МУХАММАД-ФАРУК АЗИМОВ