Как не превратиться в притворно набожного

Ведь Всевышний Аллах обязал своих рабов соблюдать искренность во всём и установил это как условие для принятия благих деяний. В Священном Коране сказано (смысл): «Им не было велено ничего, кроме как поклоняться Аллаху ﷻ искренне, совершая молитву и выплачивая закят (обязательная милостыня для нуждающихся). Это и есть правильная религия» (сура «АльБайина», аят 5).
Показное благочестие
Представьте себе, что вам подарили тортик, упакованный в красивую коробку, окрашенную в яркие цвета и завязанную блестящими лентами. Как обычно, коробка хорошо пахнет, и вы ожидаете, что её содержимое будет очень вкусным.
Скорее всего, после распаковки вы найдёте в коробке то, что и ожидали, и убедитесь, что её содержание соответствует внешней красоте. Но иногда, открыв красивую коробку, вы обнаруживаете засохший, покрытый плесенью, непригодный к употреблению торт.
В итоге оказывается, что красивая оболочка совершенно не соответствует внутренней сущности. Точно так же бывает и с людьми – к счастью, многие из тех, кто с виду оставляет хорошее впечатление, оказываются таковыми и в действительности.
Но иногда внешность оказывается просто красивой оболочкой, за которой скрывается совсем другой человек. На вид благочестивый, он может оказаться хитрым и корыстным типом. Когда мы обнаруживаем в людях такое, у нас остаётся очень неприятный осадок, особенно если этот человек старался произвести впечатление истинного мусульманина.
Для доверчивого обывателя такая ситуация всегда чревата глубоким разочарованием, а когда он узнаёт правду о человеке, который обладает определёнными знаниями в религиозной сфере, да ещё и обучает религии других, его разочарование бывает сокрушительным.
Оно может быть настолько тяжёлым, что человек, увидев вчерашнего проповедника совершающим неблаговидный поступок, напрочь разочаровывается в религии. Он невольно думает: «Если даже такой человек притворяется и обманывает людей, то как обстоят дела с рядовыми мусульманами?»
Как видите, неискреннее, показное благочестие опасно не только для человека, который кажется религиозным, но и для окружающих, которые, увидев его поведение и обман, могут и вовсе разочароваться в Исламе. Особенно опасно, когда расхождение между внешностью и внутренней сутью якобы благочестивого мусульманина обнаруживает человек другой веры, который испытывает к Исламу симпатии, ведь поведение нерадивого мусульманина отвращает людей от истины, вследствие чего человек может разочароваться в самой вере мусульман.
От Абу Хурайры رضي الله عنه передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Лицемера отличают три признака: когда рассказывает – он лжёт, когда обещает – нарушает (своё обещание), а когда ему доверяются – он предаёт» (альБухари, Муслим). Всевышний Аллах предписал своим рабам поклоняться Ему.
Но наше поклонение не должно ограничиваться только внешними проявлениями. Намаз не должен ограничиваться только совершением движений, а пост – отказом от еды и питья. Очень важно делать всё это искренне, со смиренностью, ради Всевышнего Аллаха.
Вдобавок к этому совершение этих деяний должно идти рука об руку с изменением своего характера в лучшую сторону, отказом от плохих, порицаемых деяний и приобретением благого нрава. Если совершение намаза не отдаляет человека от запретного, то нет пользы в таком намазе.
Причиной этого может быть нежелание человека изменяться внутренне, а все свои благие поступки он совершает напоказ. Таким образом он обманывает не только окружающих, для которых он будет являться набожным человеком, но и самого себя – забывая о другой стороне религиозных обязанностей.
Как быть?
Как же правильно поклоняться Всевышнему Аллаху и не превратиться в притворно набожного человека, то есть того, кто говорит одно, а делает совершенно другое?
Во-первых, никогда не забывайте, что вы постоянно находитесь перед взором Аллаха ﷻ. Что бы вы ни делали, с каким бы намерением, обо всём этом известно Всевышнему Аллаху до мельчайших подробностей.
Во-вторых, нельзя также забывать о том, что, помимо внешних религиозных обязанностей – намаза, поста, отказа от запретной пищи, есть и внутренние обязанности, например, отказ от грубости, лени, жадности, высокомерия, наглости, зависти, гнева и т. д., и они не менее важны.
Не впускайте в своё сердце гордость и высокомерие и не делайте ничего показного. Благодеяние или акт поклонения, совершённые только ради того, чтобы показать себя благочестивым, с целью произвести впечатление на людей, не принесут вам никакой пользы.
Постоянно следите за своим поведением. Если вы обидели кого-то, нагрубили, солгали, схитрили, то просите прощения у Всевышнего Аллаха и обязательно – у того человека, кого вы обидели. Не допускайте никогда ни дома, ни в обществе хамства, дерзости, пренебрежения к людям, не отказывайте никому, особенно родным и близким в помощи. Если вы будете следовать этим и другим рекомендациям знающих людей, то, по милости Всевышнего, вы будете поистине прекрасным человеком – и внешне, и внутренне, и душой, и телом.
НУРМУХАММАД ИЗУДИНОВ