Если человек испытывает трепет перед Создателем, то он будет стойким в вере, подобно семье Ясира رضي الله عنه (в истории Ислама – первая семья, павшая за веру). Это значит быть терпеливыми перед испытаниями судьбы, скромными и благочестивыми перед любыми жизненными обстоятельствами, особенно когда нас испытывают деньгами, властью, бедностью и тяготами.
Вне всякого сомнения – благочестивый человек вверяет все свои дела Аллаху ﷻ, вплоть до каждого вдоха и выдоха. Пророк ﷺ высоко ценил и молился за всех членов семьи Ясира رضي الله عنه. Однажды, проходя мимо того места, где их пытали, он сказал: «Терпения тебе, о семья Ясира رضي الله عنه! Поистине, местом, обещанным вам, является Рай. О Аллах ﷻ, да будет прощено семье Ясира رضي الله عنه!» («Фикху ас-Сирра»)
После того как Абу Джахл в Мекке подверг Аммара رضي الله عنه (сына Ясира رضي الله عنه) невыносимым пыткам, в жару надевая на него стальную кольчугу, пошли слухи, что он якобы отступил от веры. Пророк ﷺ, будучи уверенным в непоколебимости его веры, отверг эти обвинения: «Аммар رضي الله عنه является тем, кто с головы до ног пронизан глубокой верой во Всевышнего».
Так мужественно и стойко переносили сподвижники Пророка ﷺ все тяготы и мучения на заре Ислама. Многие могут возразить: «Разве мы можем быть похожи на сподвижников? Они являлись самыми приближёнными Пророку ﷺ людьми, одно его присутствие имело огромное воздействие на их сердца. На них сходил особый свет и особая благодать от Посланника Аллаха ﷺ».
Однако нам следует знать, что чем больше мы укрепляем веру в своих сердцах, тем больше силы и воли, крепости духа даёт нам Всевышний, вне зависимости от того, в какое время мы живём и кто рядом. Главное, чтобы мы старались укреплять свои сердца и избегали запретного. Эти примеры позволяют понять разницу между нашей верой и верой наших предков.
Раньше, когда дело касалось защиты чести, родины и веры, то, если в живых уже не оставалось мужчин, их места на поле боя занимали женщины. Сегодня же, вместо того чтобы смиренно принять волю Всевышнего, когда по той или иной причине уходят из жизни мужчины, женщины наносят себе удары, рвут волосы, сходят с ума.
Однажды я стал свидетелем того, как некая женщина с возмущением говорила: «О Аллах ﷻ, разве, кроме
моего мужа, Тебе больше некого было умерщвлять!» Уважаемые братья и сёстры, посмотрите, насколько слаба наша вера! Разве Аллах ﷻ – не Творец всего сущего? Разве не в Его власти оживлять и умерщвлять кого-либо?! Кто мы такие, чтобы возражать решениям Аллаха ﷻ?!
И можем ли мы знать, что является большим благом для человека – уйти в мир иной или остаться в живых. Не Аллах ﷻ ли решает, что лучше для нас в определённый период времени? И можно ли быть такими невежественными в вопросах религии?
В истории истинно уверовавших мусульман нет ни одного случая, подобного вышеописанному, хотя Аллах ﷻ испытывал их поразному. Начиная с первых дней призыва, мусульмане испытывали большие гонения, пытки и страдания.
Сначала Аллах ﷻиспытал их большим переселением из Мекки в Эфиопию. Позже им пришлось переселиться в Медину, произошли жесточайшие бои при Бадре и Ухуде. Но никакие лишения, гонения и пытки не смогли сломить веру в их сердцах, и другого страха, кроме как страха перед Великим Творцом, они не испытывали.
Потому что, несомненно, они знали, что этот мир является местом временного пребывания человека, миром смут и интриг, грязи и нечестия, миром миражей. Понимали, что всё в этом мире является приходящим, все беды и несчастья человека когда-нибудь закончатся, что жизнь должна быть полна невзгод и испытаний.
Потому что вечным местом нашего пребывания является иной мир, где мы должны встретиться со Всевышним, с праведниками и святыми, и где более не встретятся злые и плохие люди. Мы видим, как один брат готов убивать (или убивает) другого брата из-за мелочей, из-за недоразумений, неразделённого наследства и т. д.
Мало кто сегодня проявляет ревность из-за религии, кто гневается из-за того, что не соблюдаются заветы и законы Всевышнего. Мы не умеем воздавать истинную хвалу Аллаху ﷻ за все блага, которыми Он нас одарил и одаривает. Все наши движения души, сноровка и проворство – всё, ради чего мы радеем, в конечном итоге может оказаться ради мирского – чтобы выставить себя в лучшем свете перед другими.
Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «Неужели люди (уверовавшие) полагают, что они не будут подвергнуты испытаниям оттого, что скажут: «Мы уверовали». Мы уже подвергли искушениям тех, кто был до них» (сура «Аль-Анкабут», аяты 1–2).
Как видите, неспроста посылаются испытания на верующих. Также обратите внимание на то, как мы относимся к своей работе, – исполнительно ли, преданно и добросовестно? Нередко люди большей частью горазды шуметь, делать вид, нежели работать. Наше старание в учёбе или труде иногда подобно тому, как об этом рассказано в следующей истории.
Наставление Однажды на поле работали два товарища. Один из них в поте лица копал землю, а другой, сидя в тени на меже, посвистывал, ахая и охая, под каждый стук лопаты своего напарника. Он звуками изображал, как трудно им работается. Первый копал, второй – шумел. Когда первый закончил копать, бригадир заплатил ему за работу.
Второго это задело, и он стал приставать к напарнику: «Почему деньги только тебе? Я тоже был вместе с тобой. Надо поделиться». Работяга говорит бездельнику: «За какие труды тебе деньги платить? Ты же ничего не делал, кроме того, что ходил взад-вперёд, лежал в тенёчке, временами пил холодный сок и бездельничал?» Так спорили они и попали под конец к кадию (судье), для вынесения решения.
Тот, внимательно выслушав, попросил первого отдать ему деньги. Трудяга отдаёт выручку. Судья, взяв деньги, трясёт их в руках так, чтобы они зазвенели. И, обращаясь ко второму, спрашивает: «Ты слышишь звон?» Тот отвечает: «Да». Потом отдаёт деньги первому и говорит: «Хозяин этих денег он, а тебе положен только звон от них».
(Продолжение следует.)
Перевод Халимат Магомедовой