26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Как обыденное действие превратить в поклонение

Одним из достоинств нашей уммы является то, что Всевышний Аллах более милостив к ней, чем к предыдущим общинам. Наш Господь сделал всю Землю местом поклонения для мусульманина, а всю его жизнь (при правильном подходе) – поклонением.

Основным столпом любого деяния мусульманина является осознанное совершение этого деяния и искреннее желание добиться этим деянием довольства Аллаха ﷻ. Намерение (ният) верующего играет важную роль в любых его действиях.

 

От ‘Умара Ибн аль-Хаттаба رضي الله عنه  передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, дела оцениваются только по намерениям, и, поистине, каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался обрести; поэтому человек, совершавший переселение к Аллаху ﷻ и Его Посланнику ﷺ, переселится к Аллаху  ﷻ и Его Посланнику ﷺ; тот же, кто переселился ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, то переселится лишь к тому, для чего он переселился» (аль-Бухари,  Муслим).

 

Имам ан-Навави, комментируя это хадис в своей книге «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим», пишет следующее: «Имам аш-Шафии и другие учёные сказали, что этот хадис охватывает треть религии. Также имам аш-Шафии сказал, что он является составной частью семидесяти глав фикха (исламской юрипруденции)».

 

Что касается религиозных обязанностей, которые практикует каждый мусульманин, то намерение для них является необходимым условием. Следовательно, без намерения многие действия, связанные с поклонением верующего, не будут действительными. К примеру, без намерения не будет принят обязательный намаз, который мусульманин делает пять раз в сутки.

 

То же самое относится к посту, выплате закята, хаджу и другим обязательным и желательным видам поклонения. Далее имам ан-Навави в той же книге пишет об этом следующее: «Смысл этого хадиса состоит в том, что деяния верующего считаются действительными только при наличии намерения. Если же он совершал поклонение без намерения, оно не будут считаться действительным.

 

В этом хадисе также имеется довод к тому, что омовение, купание, таяммум без намерения недействительны. Такое же решение действительно и в отношении намаза, закята, поста, хаджа, и‘тикафа и всех остальных поклонений».

 

Поводом для этих слов Пророка ﷺ послужил конкретный случай, связанный с переселением из Мекки в Медину одного человека, который сделал это не ради Всевышнего Аллаха и Его Посланника ﷺ, а потому что хотел жениться на некой женщине. Переселение из Мекки в Медину не является актом поклонения, который требует намерения.

 

Однако если человек при этом имел намерение переселиться к Аллаху ﷻ и Его Посланнику ﷺ , он получает за это обыденное действие огромное вознаграждение. Как видно из этого хадиса, награда или наказание ожидает человека не только и не столько за добрые или дурные дела как таковые, но в первую очередь за то, каким было истинное намерение человека, совершившего то или иное дело, поскольку многие поступки, внешне являющиеся хорошими, на самом деле могут быть продиктованы дурными намерениями.

 

Практически любое дозволенное действие в зависимости от намерения человека может стать для него благим поступком, которым доволен Всевышний Аллах. Поэтому истинный мусульманин любое своё действие взвешивает на весах Шариата и рассматривает с точки зрения религии. Что касается наших обыденных дел, которые сами по себе не заслуживают ни награды, ни наказания, то они не относятся к поклонению (например, переселение из Мекки в Медину).

 

Такие действия учёные-богословы классифицируют в Шариате как дозволенные деяния и обозначают термином «мубах». Однако, если мусульманин совершает эти действия с благим намерением, они также могут стать действиями поклонения, за которые ему запишется вознаграждение. Проще говоря, благое намерение превращает его обыденное действие в поклонение.

 

К примеру, если человек просто спит, только восполняя свою физическую потребность, для него это остаётся только сном, это будет его обыденным, повседневным действием. Если же человек спит с намерением набраться сил для поклонения Аллаху ﷻ и совершения полезных дел, его сон станет поклонением и принесёт ему вознаграждение. Любое дозволенное действие (мубах), совершённое с благим намерением, заслуживает награды.

 

Когда человек отправляется каждый день на свою работу для получения дозволенного заработка и выполняет эту работу для того, чтобы заработать средства для себя и своей семьи, это также является поклонением. От матери правоверных Айши رضي الله عنها передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, Аллах ﷻ любит, когда кто
то из вас выполняет какую-нибудь работу и делает это с умением». (атТабарани, Абу Я‘ла)

 

Если мусульманин получает нерелигиозное образование с намерением принести людям пользу, он за это получит вознаграждение. Однако студент, получающий даже религиозное образование не с целью распространения Ислама, а для мирских целей, не будет вознаграждён Всевышним.

 

Даже продавец на рынке, который, к примеру, торгует одеждой с чистым намерением дать возможность людям прикрыть свой аврат, также заслуживает награды. Государственный служащий, который честно выполняет свои должностные обязанности и исполняет нужды обратившихся к нему людей, также будет вознаграждён. Таким образом, все деяния человека, любой его труд, слова, каждая профессия становятся богоугодными при наличии правильного намерения.

 

Стоит отметить, что даже самое лучшее намерение не сделает явно запретное деяние хорошим и дозволенным. Например, человек решил украсть у соседа нечестно заработанные им деньги с намерением передать их на благородные цели. Это, конечно, неправильно, и с точки зрения Ислама это действие запретно, хотя намерения у него самые правильные.

 

Исключением здесь могут быть некоторые случаи, когда приходится выбирать меж двух зол, – случаи, когда дозволены ложь, хула и тому подобное. В таких случаях человек, имея благие намерения, не впадёт в грех и, возможно, даже получит награду. Стоит обратить внимание и на то, что человек, сделавший что-либо дозволенное не ради Аллаха ﷻ (например, совершивший переселение из Мекки в Медину), не получит за это награды в мире вечном, а должен будет довольствоваться лишь тем, что он получит в результате своего поступка в земной жизни.

 

Точно так же человек, совершивший не ради Аллаха ﷻ действие, являющееся актом поклонения, а с другим намерением или с корыстными мирскими целями (похвастаться перед людьми, заслужить их похвалу, прославиться и тому подобное), не получит за это награды и, возможно, будет даже наказан за это в Ахирате.

 

Однако намерение совершить дурное действие не наказывается, если оно не было претворено в жизнь. Что же касается случая, когда верующий вознамерился совершить благое деяние, но осуществить это деяние ему не удалось, – такое намерение тоже вознаграждается. Всевышний Аллах столь милостив, что Он вознаграждает человека даже за несделанное доброе дело – если он всерьёз намеревался его совершить.

 

Мы знаем из истории, как средневековые алхимики искали «философский камень», который, как они верили, может превратить любой металл в золото, но они его не нашли, поскольку в природе его не существует. Как мы видим из вышесказанного, и в нашей религии имеется своего рода «философский камень» – это искреннее намерение (ният), которое может превратить любое обыденное действие в «золото», то есть в поклонение.

 

Более того, можно получить награду даже за одно намерение совершить благое дело или воздержаться от зла. Однако следует помнить, что намерение имеет и обратную силу – способность превращать «золото» благих дел в пыль и мусор, если намерение было неискренним и неправильным.

 

Поэтому верующим людям следует быть очень внимательными и щепетильными по отношению к своему намерению, почаще заглядывать в своё сердце, спрашивая себя: «Ради кого или чего я собираюсь сейчас это сделать? Искреннее ли у меня намерение?» И пусть Всевышний Аллах поможет нам в этом.

 

НУРМУХАММАД ИЗУДИНОВ