поделиться

Манчестер Пакистана

Серия «Города Пакистана» Вполне логично продолжить повествование о городах Пакистана рассказом о Фейсалабаде, который по численности населения находится на третьем месте после Карачи и Лахора. Этот город имеет одну очень важную особенность, которая определяет жизнь целого государства.

Есть такое понятие, как «мегалополис» – сверхагломерация, крайне урбанизированная, стихийно складывающаяся форма городского расселения. Так вот, на международном уровне об этом пока не говорится, да и на местном только-только начинаются намёки, но Лахор и Фейсалабад, связанные между собой тремя автомобильными и железной дорогами, вдоль которых, практически не прерываясь, расположены крупные и мелкие города, а также многочисленные заводы и фабрики, являет собой пример начала классического формирования мегалополиса. Вполне вероятно, что через несколько десятков лет слияние станет максимальным, но уже сейчас численность населения этого мегалополиса превосходит численность населения Карачи, а плотность населения является максимальной в стране. 

Здесь же, на трассе Лахор – Фейсалабад, сосредоточено огромное количество крупнейших заводов и фабрик по выпуску всевозможной продукции, а также предприятий логистики, осуществляющих междугородние и международные перевозки.

Город в стиле английского флага
Это тоже сравнительно молодой город в стране. Хотя на месте его основания располагалось несколько деревень, возраст которых соизмерялся с арийским нашествием, Империей Великих Моголов и родоначальником сикхизма. Фейсалабад был основан всего 120 лет назад, в 1895 году. Основатель города Чарльз Джеймс Лайялл – бригадный генерал британской армии, поэтому и сам город изначально именовался Лайяллпур в честь него. Офицер британской армии стремился сохранить напоминание о родине в далёкой и жаркой стране и основал город в виде английского флага. В центре города располагается часовая башня, от которой строго прямолинейно расходятся восемь центральных улиц (как восемь лучей из центра на английском флаге), которые сейчас превратились в огромнейший базар.

Первоначально новый город не особо привлекал население, однако после того как было объявлено о предоставлении земли всем переселенцам, рост городской популяции стал очень быстрым. Город отстраивался и развивался, было проложено много дорог и каналов, а самое главное – заложено множество промышленных предприятий.

В 1977 году, на подъёме национального самосознания, город Лайяллпур был переименован в Фейсалабад в память о короле Саудовской Аравии Фейсале, который спонсировал множество проектов из социальной и культурной сферы в Пакистане, да и вообще был большим поклонником этой страны.
Город расположен между двумя реками – Чинаб и Рави, на очень низкой высоте – не превышает 150 м над уровнем моря, поэтому в периоды дождей его часто затопляет, тем более что его канализационная система во многом несовершенна.

Относительно недалёкое расположение его от Лахора (всего 128 км) и постоянная связь с ним дали толчок к формированию Лахоро-Фейсалабадского мегалополиса.
Население города – в основном панджабцы, хотя вторая по численности община – пуштунская. В настоящее время численность населения составляет около 3,5 млн человек, если с ближайшими окрестностями – то более 5 млн.

Фейсалабад за сосредоточение промышленности нередко называют Манчестером Пакистана. Здесь сосредоточены предприятия лёгкой промышленности: текстильной (до 70 % ранее шло на экспорт), пищевой, химической, фармацевтической. Предприятия бывают всех типов – от крохотных семейных мастерских до огромнейших фабрик и заводов. Последние, как правило, вынесены за черту города, и в их комплексы включаются не только собственно цеха и административные здания, но и общежития для рабочих (в том числе и семейного типа), и транспорт для их перевозки, фабричные школы и больницы по системе Trust, которые предлагают всем занятым на данном предприятии и их семьям обучение и лечение за минимальную цену, но довольно высокого качества. Расчёт очень верный, большинство детей фабричных рабочих после получения образования возвращаются на родное предприятие уже в более высоких должностях, чем работали их необразованные родители. Также, что отличает мусульманскую страну, на территории каждого предприятия обязательно расположена мечеть. Рабочие имеют полное право на совершение необходимых молитв. В большинстве случаев на время Рамадана владельцы заводов и фабрик устраивают ежедневные бесплатные ифтары для своих сотрудников.

Фейсалабад – это, конечно, не Лахор по количеству образовательных учреждений, но относительно своей профессиональной ориентации он совсем не плох. В городе представлены университет и научно-исследовательский институт сельского хозяйства, Университет Фейсалабада и медицинский колледж, Национальный университет текстильной промышленности и даже филиал Принстонского университета.
За хорошее качество образования говорит тот факт, что одна из самых юных сотрудниц Microsoft Арфа Карим (стала сотрудницей в 9 лет) была родом из Фейсалабада.

И, конечно же, в Фейсалабаде отлично развито и исламское образование, которое можно получить, посещая различные медресе, исламские колледжи или уроки после джума-молитвы при мечетях. 
Некий налёт провинциальности всё ещё сохраняется в стиле Фейсалабада. Несмотря на то, что открываются современные торговые центры, здесь всё ещё популярны традиционные базары с их шумом, гомоном, толкотнёй и активными перепалками покупателей и продавцов за лишнюю рупию. В отличие от Карачи, Лахора и Исламабада, он остаётся восточным городом со своей необычной культурой – то ли персидской, то ли индийской… Хотя, возможно, пройдёт совсем немного лет, и эти качества уже будут утрачены. В настоящее время города Пакистана стремятся к развитию исключительно в западном направлении, подчас забывая о своих корнях и истоках.

Фатима Манзур

Пакистан