Абдулла бин Хузафа ас-Сахми رضي الله عنه

«Долгом каждого мусульманина является поцеловать в голову Абдуллу бин Хузафу رضي الله عنه, и я первый, кто это сделает». Умар бин Хаттаб رضي الله عنه Герой нашего рассказа – сподвижник Пророка ﷺ Абдулла бин Хузафа ас-Сахми رضي الله عنه. Он является одним из тех миллионов арабов, о которых история, возможно, никогда и не вспомнила бы, если бы не религия Ислам, благодаря которой Абдулла бин Хузафа رضي الله عنه стал участником встречи с правителями двух самых великих стран мира – Кисрой (Персия) и Кайсаром (Византия). И с каждым из них у него состоялась такая встреча, о которых история не забывает спустя столетия.

статья опубликована в номере: 2 (567) / от 15 января 2019 (Джумад-уль-авваль 1440 г.)
445

Перейдём к рассказу о встрече Абдуллы бин Хузафы رضي الله عنه с царём Персии. Это произошло в 6-м году по хиджре (мусульманское летоисчисление), в то время, когда Пророк ﷺ решил отправить гонцов ко всем правителям мира с призывом о принятии всеми религии Творца миров. Посланник Аллаха ﷺ понимал всю ответственность и опасность этого дела.

 

Ведь гонцы должны были отправляться в страны, с которыми у мусульман не было никаких договорённостей. К тому же гонцы не владели языками этих народов, не имели представления об их религии и культуре. И задачей их было призвать правителей этих государств отказаться от религии предков, которую они исповедовали испокон веков, позабыть о собственном величии и принять веру их рабов – Ислам.

 

Этот путь был очень опасным. Каждый вступивший на него знал, что он может стать для него последним, а вернувшихся встречали как уцелевших чудесным образом. Понимая это, Посланник Аллаха ﷺ собрал сподвижников и, воздав хвалу Всевышнему, сообщил: «Я отправлю некоторых из вас к царям аджамов (неарабов).

 

Постарайтесь не ослушаться меня, как ослушались пророка Ису عليه السلام его последователи». Сподвижники ответили: «О Посланник Аллаха ﷺ, мы готовы исполнить любое твоё пожелание». Пророк ﷺ выбрал шестерых для этой важной миссии. Одним из них оказался Абдулла бин Хузафа ас-Сахми رضي الله عنه, которому суждено было доставить послание Пророка ﷺ Кисре, царю персов. Вскоре, попрощавшись с женой и ребёнком, Абдулла бин Хузафа رضي الله عنه отправился в путь.

 

Преодолевая высокие холмы и обширные пустыни, в одиночестве – с ним не было никого, кроме Аллаха ﷻ, – он добирается до земель Персии. Там ему удаётся попасть в царский дворец и выпросить аудиенцию. А позже, стоя в ожидании своей очереди предстать перед правителем великой империи, он не мог даже предположить, останется ли жив в следующую минуту.

 

Однако и тогда его заботило лишь то, сумеет ли он с достоинством исполнить вверенное ему поручение. В поражающем роскошью убранства зале, в центре которого на богатом троне восседал царь Кисра, собралась вся знать Персидского государства. Вошедший Абдулла бин Хузафа رضي الله عنه – в простой скромной одежде из грубой ткани, подпоясанной широким куском ткани, с чалмой на голове, – выделялся среди пёстрой толпы своим аскетизмом и статью.

 

Горячая убеждённость в важности собственной миссии проявлялась как в его решительных движениях, так и в манере говорить.  Увидев в руках посланца письмо, царь приказал, чтобы его поднесли ему. Но Абдулла бин Хузафа رضي الله عنه воскликнул: «Нет! Посланник Аллаха ﷺ велел передать это послание лично царю, и я не смею ослушаться его».

 

Царь Кисра повелел своим слугам позволить приблизиться чужеземцу, чтобы тот сам смог передать послание. Затем письмо было переведено с арабского, и его стали зачитывать. В нём говорилось: «Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного. От Мухаммада, Посланника Аллаха ﷺ, – царю Кисре, правителю Великой Персии. Милость и сохранность Аллаха ﷻ тому, кто последует по пути истины…»

 

Однако царь, услышав лишь первые строки послания, пришёл в ярость. Его глаза наполнились огнём гнева, а вены вздулись – оттого, что Пророк ﷺ себя упомянул раньше него. Он выхватил письмо, разорвал его на мелкие кусочки и вскрикнул: «Разве вправе он писать своё имя раньше моего?! Он всего лишь мой раб!» 
Затем приказал выпроводить Абдуллу бин Хузафу رضي الله عنه из дворца.

 

Выходя, сподвижник Пророка ﷺ гадал, оставят ли его в живых. Успокаивало лишь то, что он исполнил поручение. Но, к счастью, ещё не было дано никаких указаний в отношении него, и он, воспользовавшись промедлением стражников, сел на лошадь и умчался подальше от дворца. В это время остывший от вспышки гнева Кисра приказывает снова позвать Абдуллу бин Хузафу رضي الله عنه, но найти его не смогли.

 

Обыскали по всем направлениям на Аравийский полуостров, но его и след простыл. Между тем Абдулле бин Хузафе رضي الله عنه удалось благополучно вернуться из Персии. И в первую очередь он отправился к Посланнику Аллаха ﷺ. Узнав, как при дворе персидского правителя приняли его посланца, Пророк ﷺ лишь промолвил: «Аллах ﷻ непременно разрушит его царство».

 

Царь Кисра, вскоре после того как узнал, что Мухаммад – Пророк Аллаха ﷺ, отправляет письмо своему наместнику в Йемене Базану: «Отправь к этому человеку, который объявился в Хиджазе, двух самых храбрых и сильных воинов. Пусть приведут его ко мне». Базан выполняет приказ правителя – отправляет к Пророку ﷺ своих посланцев, а вместе с ними письмо, в котором повелевает ему немедленно явиться к царю Персии.

 

Спустя некоторое время гонцы достигли местечка Таиф, там они встретили торговцев-курайшитов из Мекки. Расспросив их о Мухаммаде ﷺ, они узнали, что тот уже несколько лет проживает в Ясрибе (Медина). Вернувшись в Мекку, торговцы сообщили соплеменникам радостную весть: царь Кисра ищет Мухаммада ﷺ, а это означает, что вскоре курайшиты избавятся от него и его злодеяний.

 

Тем временем гонцы персидского правителя прибыли в Медину и встретились с Пророком ﷺ. Они рассказали ему о цели своего визита и пригрозили, что не уйдут, пока тот не отправится с ними к Кисре. А отказа быть не может, так как за ним последует вся громада гнева великого царя. Услышав это заявление, Пророк ﷺ улыбнулся и сказал, чтобы посланцы вернулись к своим лошадям и пришли к нему утром.

 

Придя на следующий день, гонцы Базана поинтересовались, готов ли Пророк ﷺ отправиться с ними к царю. На что Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Вы больше не сможете встретиться с Кисрой, так как Аллах ﷻ убил его, направив на него его сына Ширавайха. Это случилось в такую-то ночь такого-то числа». Изумлённые гонцы в растерянности и удивлении спросили: «Что ты такое говоришь?!

 

Ты хочешь, чтобы с этим мы вернулись к Базану?!» Пророк ﷺ спокойным голосом сказал: «Да. Скажите ему, что скоро моя религия дойдёт и до владений персидского царства. А если он примет Ислам, то я оставлю его править и дальше, и он будет во главе тех, кем сейчас управляет». Прибыв к своему правителю Базану, гонцы передали всё, что им сказал Мухаммад ﷺ.

 

На что Базан ответил: «Если слова Мухаммада ﷺ окажутся истиной, то он действительно Пророк Аллаха ﷺ». Не успел он произнести эти слова, как ему принесли письмо от Ширавайха, в котором говорилось: «Я убил Кисру. Сделал это, лишь желая отомстить за то, что он убил многих наших знатных людей, пленил их детей и жён, присвоил их имущество.

 

И когда до тебя дойдёт это письмо, то подчинись мне вместе со своим народом». Завершив читать письмо, Базан тут же объявил о том, что он принимает религию Ислам. Вместе с ним приняли Ислам все персы, которые проживали на земле Йемена. Это была история посещения Абдуллой бин Хузафой رضي الله عنه царя персов Кисры, а встреча с царём Византии Кайсаром у него произошла во времена правления Умара ибну Хаттаба رضي الله عنه.

 

Это произошло в 19-м году по хиджре, когда Умар ибну Хаттаб رضي الله عنه, будучи правителем мусульман, отправил войско для сражения с византийцами. Царь Кайсар был наслышан о храбрости войска мусульман, их силе веры и самопожертвовании ради религии Аллаха ﷻ.

 

И дал команду своим воинам взять в плен одного из мусульман и привести к нему. Аллаху ﷻ было угодно, чтобы этим пленным оказался Абдулла бин Хузафа رضي الله عنه. Воины Кайсара доставили его к царю и сообщили, что это один из первых последователей Мухаммада ﷺ. Кайсар долго разглядывал Абдуллу бин Хузафу رضي الله عنه, затем сказал: «Я предлагаю тебе сделку».

 

Сподвижник поинтересовался: «Какую?» Царь продолжил: «Хочу, чтобы ты принял Христианство. Если согласишься, я освобожу тебя и богато одарю». На что Абдулла бин Хузафа رضي الله عنه ответил: «Этому не бывать. Смерть для меня милее, чем твоё предложение». Царь продолжил: «Я вижу, ты человек неглупый. Если согласишься – отдам тебе часть моего царства».

 

На что пленник гордо ответил: «Если ты отдашь мне всё, чем владеешь, а также царство всех арабов, то и тогда я не откажусь от пути Мухаммада ﷺ». – «Тогда я убью тебя!» – гневно воскликнул Кайсар. «Ты вправе поступать как желаешь», – ответил ему Абдулла бин Хузафа رضي الله عنه. Кайсар приказал привязать строптивца к столбу и бросать в него копья, но так, чтобы они не задевали его.

 

При этом он каждый раз повторял своё предложение, на что получал отрицательный ответ. Затем Кайсар приказал снять пленника со столба. Одновременно был разведён костёр, над ним повесили большой котёл, наполненный маслом. Как только оно закипело, в него бросили двух пленных мусульман. Страшная картина предстала перед Абдуллой رضي الله عنه: плоть его друзей мгновенно отделилась от костей.

 

В очередной раз Кайсар предложил несговорчивому мусульманину отказаться от религии Мухаммада ﷺ. Но получил ещё более жёсткий отказ. Разозлившись, Кайсар приказывает бросить Абдуллу бин Хузафа رضي الله عنه в котёл. Когда воины подошли к пленнику, они увидели на его глазах слёзы. Обрадованные, верные стражи сообщают своему царю, что пленник плачет от страха.

 

Тогда Кайсар повелевает привести его. У доставленного к нему Абдуллы رضي الله عنه он спросил: «Ну что, ты всё же решил отречься от своей религии?» На что опять получает отрицательный ответ. «Как же?! Горе тебе! Так зачем же ты плачешь?» – разозлился Кайсар. Абдулла бин Хузафа رضي الله عنه, гордо подняв голову, сказал: «Как только попаду в котёл, я сразу же умру.

 

А плачу я из-за того, что у меня лишь одна жизнь, а я хотел бы иметь столько жизней, сколько волос у меня на теле, и каждый раз умирать подобным образом». Кайсар, молча выслушав храбреца, напоследок сказал: «Если ты поцелуешь меня в голову, то я отпущу тебя». – «Поцелую, если отпустишь всех мусульман», – ответил Абдулла رضي الله عنه. Кайсар согласился.

 

И сподвижник Пророка ﷺ подошёл и поцеловал его в голову. Кайсар же приказал освободить мусульман. Вернувшись со всеми находившимися в плену братьями, Абдулла бин Хузафа رضي الله عنه рассказал халифу Умару ибну Хаттабу رضي الله عنه о том, что случилось. Умар رضي الله عنه очень обрадовался этому и, взглянув на всех освободившихся из плена, сказал: «Долгом каждого мусульманина является поцеловать в голову Абдуллу бин Хузафу رضي الله عنه, и я первый, кто это сделает». Затем встал и поцеловал его. 

 

АДИЛЬ ИБРАГИМОВ

Также в рубрике

Зубайр ибн аль-Аввам رضي الله عنه

Зубайр ибн аль-Аввам ибн Хувайлид ибн Асад ибн Абд уль-узза ибн Кусаю ибн Киляб аль-Кураши аль-Асади, Абу

Абу Убайда ибн аль-Джаррах رضي الله عنه

Абу Убайда ибн Амир ибн Абдуллах ибн аль-Джаррах аль-Кураши аль-Фихри رضي الله عنه родился в 40-м году по хиджре

Али ибн Абу Талиб رضي الله عنه

Сподвижники Пророка ﷺ Али ибн Абу Талиб ибн Абд аль-Мутталиб ибн Хишам ибн Абду Манаф ибн Кусаю приходится

Усман ибн Аффан رضي الله عنه

Усман ибн Аффан, Обладатель двух сияний, родился в Мекке через шесть лет после знаменитого Года слона.