27 апреля
2024 года
поделиться

Очищение землёй (таяммум)

Тот, кто не найдёт воды, будучи путешественником или находящимся вне города на расстоянии 1 мили и более (расстояние 1866,24 м); или тот, кто не может использовать воду в состоянии болезни, боясь, что его болезнь усилится; или тот, кто в состоянии большого осквернения боится заболеть или умереть от холода, могут совершать таяммум при помощи земли (чистой глины).

Лексическое значение слова «аттаяммум» – «стремление» и «желание», а его шариатское значение – использование пыли и того, что относится к категории «земля», – особым образом для устранения обоих видов осквернения с намерением очищения. Основой здесь являются слова Всевышнего (смысл): «...и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки» (сура «Аль-Маида», аят 6).

 

Если человек, находящийся в состоянии осквернения, не нашёл воды, будучи путником, или находится вне населённого пункта, и между ним и водой расстояние в милю или более, вот тогда для очищения от осквернения он совершает таяммум. Если больной боится, что в результате использования воды его болезнь усилится, и при этом у него нет возможности согреть воду, то он совершает таяммум.

 

То же самое касается и человека в состоянии полового осквернения, если он боится, что совершение полного омовения холодной водой губительно отразится на его здоровье. Автор книги «Аль-Бахр ар-Раик» сказал: «Знай, что дозволенность этого [действия] для человека в состоянии полового осквернения, по мнению Абу Ханифы, обоснована в Шариате тем, что он не может согреть воду, или у него нет денег, чтобы заплатить за баню в населённом пункте, или у него нет одежды, которой он мог бы согреться, или нет места, где он мог бы укрыться».

 

Однако ему следует вернуться к основе, когда он сможет совершить полное омовение водой. Таяммум состоит из двух ударов ладонями о землю: после одного из них ладонями протирается лицо, после другого – руки до локтей. Таяммум одинаково очищает большое и малое осквернение. По мнению имама Абу Ханифы и Мухаммада, таяммум можно делать всем тем, что относится к виду земли, как, например, почва, песок, камень, гипс, известь, сурьма...

 

Абу Юсуф сказал, что нельзя совершать таяммум чем-то иным, кроме земли и песка. Намерение является обязательным для таяммума и желательным для малого омовения. Нарушает таяммум всё то, что нарушает малое омовение. Нарушает его и лицезрение воды, дающее возможность её использования. Таяммум можно совершать только чистым песком.

 

Тому, кто не имеет воды, но надеется её найти к концу времени намаза, желательно отложить намаз к этому времени. И если в указанное время человек найдёт воду, то совершит малое омовение, а если нет – совершит таяммум.

 

Таяммум совершается следующим образом: прежде всего человек формулирует намерение очиститься от малого или большого осквернения – в зависимости от того, что желает совершить, или формулирует намерение для дозволения совершить намаз. Затем он ударяет обеими руками по земле и протирает ими лицо так, чтобы не осталось и волоска, которого бы не коснулась его рука.

 

Потом он снова ударяет обеими руками по земле и протирает правую руку левой – от кончиков пальцев до окончания локтевого сустава, потом протирает таким же образом левую руку правой. Форма выполнения таяммума одинакова для пребывающего в состоянии как большого осквернения, так и малого.

 

Если кто-то обрушил дом или ветер поднял пыль, которая покрыла лицо и руки человека, то он в результате этого не будет считаться совершившим таяммум и требуемого очищения не произойдёт, так как не было соответствующего намерения на таяммум.

 

Таяммум состоит из двух ударов ладонями о землю: после одного из них ладонями протирается лицо, после другого – руки до локтей. С таяммумом можно совершать любые обязательные и желательные молитвы.

 

Если человек нырнёт в воду, не сделав намерения совершить полное омовение, и сполоснёт рот и нос, то у него таким образом всё равно осуществится полное омовение. То же самое произойдёт и в том случае, если дождь намочит все части его тела, омываемые при частичном омовении, и по ним потечёт вода – и если он проведёт рукой по голове (сделает масху), то этого будет достаточно для него в качестве омовения, даже если он и не намеревался совершить частичное омовение.

 

Это объясняется тем, что намерение в полном и частичном омовениях водой не является обязательным, а относится к сунне (желательным действиям). С таяммумом можно совершать любые обязательные и желательные молитвы.

 

Разрешено совершать таяммум здоровому постояльцу города, если он будет присутствовать на погребальной молитве, которой сам не руководит в страхе пропустить эту молитву по причине совершения малого омовения. Такое же правило действует относительно того, кто пришёл на праздничные молитвы и боится пропустить их по причине длительного совершения малого омовения.

 

Такой человек делает таяммум и молится. Если же человек боится пропустить пятничную молитву по причине совершения малого омовения, то ему не следует совершать таяммум, он совершает малое омовение. И если успеет на пятничную молитву – молится, а если нет, то совершает полуденную молитву в четыре ракаата.

 

То же самое правило установлено относительно ситуации нехватки времени и боязни упущения времени молитвы: человеку не следует совершать таяммум, он совершает малое омовение, возмещая пропущенную молитву.

 

После совершения таяммума ему разрешается совершать любые намазы, какие только он пожелает, как предписанные, так и добровольные. Кроме того, ему разрешается совершать всё, что позволено после полного омовения (купания) тому, кто был в состоянии большого осквернения, или после совершения частичного омовения.

 

Таким образом, нет никакой разницы между чистотой, полученной от полного или частичного омовения водой, и чистотой, полученной от таяммума. Совершившему таяммум разрешается прикасаться к Корану, входить в мечеть, читать Коран и совершать таваф (обход вокруг Каабы).

 

Если путешественник забыл о наличии воды в караване, совершив таяммум и намаз, и вспомнил о ней до конца времени намаза, то ему необязательно заново совершать намаз, по мнению Абу Ханифы и Мухаммада. Абу Юсуф считает, что следует заново выполнить молитву.

 

Если у желающего совершить таяммум преобладает мнение об отсутствии вблизи воды, то он не обязан её искать и может приступить к таяммуму. Если же у него преобладает мнение относительно наличия воды, то он не может совершить таяммум без предварительного её поиска. Если у его спутника есть в наличии вода, он должен попросить её у него, а если тот откажет, то он может совершить таяммум.

 

Автор книги «Аль‘Ина́йа» сказал: «Это может быть при трёх различных ситуациях:

1. Либо он даёт ему воду по обычной для ближайшей местности цене.

2. Либо с небольшой надбавкой.

3. Либо с очень большой надбавкой. В первом случае и во втором ему нельзя совершать таяммум, а в третьем ему разрешается совершить таяммум по причине материального ущерба. («Лубаб фи шархи Китаб», «Дурар ульМухтар»)

 

 

Намаз в Каабе

Всевышний Аллах сделал Каабу Священным Домом и киблой (направлением) для мусульман в намазах. Намаз внутри Каабы считается действительным – как обязательный, так и добровольный. Если имам внутри Каабы, совершая молитву с коллективом, часть молящихся поставит спиной к своей спине, то это дозволительно.

 

А если кто-то повернёт спину к лицу имама, то его намаз не засчитывается, так как он стоит перед имамом. Намаз тех из молящихся, кто повернётся к имаму лицом к лицу, будет действительным, хотя такое и порицается. Если имам совершил намаз снаружи Каабы в Священной мечети (Аль-Харам), а люди встанут вокруг Каабы, следуя за ним в намазе, то их намаз будет считаться действительным.

 

Исключением будет намаз тех, кто находился ближе к Каабе со стороны имама, так как их следование за имамом неправильно, потому что они стоят впереди него. Что же касается тех, кто ближе к Каабе не со стороны имама, то их намаз будет действителен. Намаз того, кто совершит молитву на крыше Каабы, действителен, но это порицается по той причине, что он не отдал должное почтение Каабе.
(«лубаб фи шархи Китаб», «Дурар уль-мухтар»)
 
Мухаммадфарук Азимов