26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Ибн Джарир ат-Табари

Как известно, Коран – речь Всевышнего Аллаха, ниспосланная нашему любимому Посланнику Аллаха Мухаммаду ﷺ, – является самой величественной и ценной из всех книг на Земле.

Величие Корана признают не только мусульмане, но и представители других конфессий. Уникальный язык и стиль Корана в высшей степени ясны и доступны пониманию как народам прошлого, так и людям, живущим на земле сейчас. Но, несмотря на кажущуюся доступность, Священный текст таит в себе множество тайн и неясных моментов, которые невозможно правильно понять в дословном переводе.

 

Благо существуют тафсиры – толкования Священного Корана, в которых разъясняются мудрость и тонкости Священного Писания, касающиеся определённых аята или суры. Сегодняшняя наша статья будет посвящена толкователю Корана, автору одного из самых ранних и известных во всём исламском мире тафсиров, который и в наши дни служит своего рода маяком для других толкователей Корана.

 

Это величайший учёный-богослов, муджтахид, правовед, историк и, конечно же, муфассир (толкователь благородного Корана) Мухаммад ибн Джарир ат-Табари, более известный как имам Табари. Ибн Джарир родился в 838 году (224 год хиджры) в селении Амуль иранской провинции Табаристан, откуда и произошло его прозвище Табари.

 

Отец будущего алима был человеком набожным и богобоязненным, понимающим ценность исламских знаний, и приложил немалые усилия, чтобы привить сыну с малых лет любовь к этим знаниям и сделать его разбирающимся в своей религии. Взяв на себя все расходы по обеспечению мальчика, Джарир, как звали отца Табари, отправил сына к известным богословам сначала Табаристана, а потом и его окрестностей.

 

Правильность выбранного пути подтвердил и сон, увиденный однажды отцом будущего алима. Отцу будущего богослова приснилось, что его сын стоит перед Пророком Мухаммадом ﷺ с наполненной камушками торбой и бросает их перед Посланником Аллаха ﷺ. Толкователи снов объяснили видение так, что мальчик по воле Аллаха ﷻ станет искренним последователем Ислама и будет его защитником. К всеобщей радости, сон отца оказался вещим.

 

Ум, сообразительность, прозорливость и выдающиеся интеллектуальные способности отличали Табари ещё с раннего детства. Благодаря чему, несмотря на свой совсем юный возраст, будущий богослов с лёгкостью постигал одновременно разные и сложные в изучении науки. Чтобы придать сыну дополнительный стимул в изучении благородных исламских наук, отец время от времени рассказывал маленькому Табари о своём сне.

 

Старания отца и усердие сына не пропали даром и очень скоро принесли желанный результат. Уже в семь лет Ибн Джарир знал весь Священный Коран наизусть, в восемь руководил коллективной молитвой мусульман, а в девять самостоятельно собирал и записывал благородные хадисы Пророка ﷺ. По всему было видно, что мальчика ждёт великое будущее и знаний, сосредоточенных в Табаристане, ему уже было мало.

 

Обойдя известных учёных родного края и постигнув науки, имевшиеся у них, Табари пожелал пополнить багаж своих знаний за пределами Табаристана. И с этой целью отправился в путь. На пути к своей заветной цели Табари посетил такие города, как Рей, Басра, Куфа, Васит, Бейрут, позднее уже города в Сирии и Египте. Во время своих путешествий учёный получил знания по таким важным дисциплинам, как тафсир (толкование Корана), хадисоведение, фикх (исламское право), изучил все виды рецитаций Корана.

 

Будучи очень разносторонне развитым человеком, вдобавок ко всему изучал и арабскую поэзию, лексикографию, грамматику, этику и даже математику и медицину. Все эти науки Табари постигал у огромного количества авторитетных богословов. За время этих странствий богослов не раз посещал и столицу Халифата того периода – Багдад, где впоследствии и обосновался, лишь изредка покидая его.

 

Всё своё время богослов распределил на три части: ибадат – богослужение, дирасат – преподавание, китабат – составление книг, в чём преуспел особенно. Благодаря своему трудолюбию он стал одним из самых плодовитых составителей книг третьего столетия хиджры. На протяжении 40 лет имам Табари записывал по 40 страниц текста в день. Интересное примечание: когда посчитали страницы всех его трудов и разделили их на дни жизни богослова с момента его совершеннолетия до самой кончины, получилось, что ежедневно учёный записывал 14 страниц бесценных знаний.

 

Самыми известными произведениями Табари считаются труды по тафсиру (толкованию Корана) – «Джами’уль баян ‘ан та’вили айиль Кур’ан» – и историографии – «Тарих уль-анбияи ва ль-мулюк» («История посланников и царей»), известная как «Тариху Табари». Оба труда учёного явились драгоценным источником бесценной информации. Благодаря этим двум книгам учёного стали называть отцом толкователей Корана и историографов.

 

«Тафсир Табари» представляет собой объёмный труд, в котором в определённом порядке изложены толкования и пояснения аятов священного Корана. В нём сначала приводится смысл аята или аятов, потом мнения сподвижников Пророка ﷺ и их современников, табиинов, и какое шариатское решение следует из этого аята. Данный труд явился одним из первых в своей области и стал основным тафсиром, к которому обращаются другие толкователи Корана.

 

Указывая на значимость этого труда Табари, великий богослов имам ан-Навави сказал: «Вся умма сошлась в том, что никто не составил тафсира, подобного тафсиру Табари». Говорят, как-то Табари спросил своих учеников, смогут ли они изучить толкование Корана объёмом в тридцать тысяч листов. Ученики сказали, что это невозможно и за всю жизнь. После этого учёный сократил количество страниц своего тафсира до трёх тысяч листов, то же самое он проделал и со своей книгой по истории.

 

Второй главный труд Табари – «История посланников и царей» – по праву считается важнейшим сочинением в области истории не только исламского мира, но и всего человечества, начиная от сотворения мира и заканчивая периодом жизни богослова. Как и тафсир, этот труд Табари является одним из первых в традиции исламской историографии.

 

По обилию фактов и точности изложения этот труд является одним из важнейших источников по древней и средневековой истории Ближнего Востока, в особенности по истории Арабского халифата. В нём богослов использовал как устные предания, так и сочинения ранних арабских авторов. «История» Табари является главным источником для большинства последующих авторов трудов по всеобщей истории в арабской историографии.

 

Труд богослова получил всеобщее признание и был переведён на разные языки мира, в том числе на русский. Табари был очень набожным и богобоязненным человеком, старающимся обходиться малым, сторонящимся всего сомнительного и запретного.

 

Он не любил быть зависимым от кого-либо и пользовался средствами, получаемыми от унаследованной отцовской земли и сада. Язык он оберегал от скверного и избегал всего, что может опорочить достоинство носителя священных исламских знаний.

 

Со своими знакомыми был очень мягок и вежлив, не принижал никого, не отвергал приглашения. Был очень щедрым и благодарным и на любые подарки старался отвечать взаимностью. Не питал ни к кому злобы и зависти, прощал допустивших оплошности, никогда не отвечал злом на зло. Но, как и все великие богословы Ислама, в делах, касающихся отступления от норм и требований своей религии, Табари был непреклонен, стойко отстаивая идеалы своей религии.

 

Твёрдый дух и мягкость характера сочетались в нём очень органично. Как на долю великих богословов Ислама, так и на долю Табари выпали серьёзные испытания. И самое большое испытание ждало его в конце жизненного пути. Имам Табари обладал таким огромным багажом знаний в исламских науках, что мог самостоятельно, без чьейлибо помощи выносить шариатские решения, основываясь на Коране и Сунне.

 

Но некоторые ортодоксально настроенные личности оспаривали это право учёного, требуя от него жить, подчиняясь правилам, которые они избрали для себя. Им удалось настроить часть общества против богослова и с помощью приспешников изолировать носителя столь благородных и ценных знаний. До самой кончины богослов так и не смог освободиться из этого искусственного плена. Скончался богослов в 923 году (26-го числа месяца Шавваль 310 года хиджры) в Багдаде.

 

На момент смерти ему было 85 лет. Во избежание смуты от необдуманных действий противников учёного Табари похоронили ночью во дворе его дома. Но это ничего не изменило в отношении людей к благородному праведнику. Его авторитет был столь велик, что на заупокойный намаз по учёному собралось столько народа, что количество пришедших сосчитать оказалось невозможно.

 

Даже по прошествии нескольких месяцев после его кончины люди приходили на могилу великого учёного всего мусульманского мира. Как это нередко бывает, имена тех, кто так несправедливо обошёлся с богословом, забыты с их смертью, а имя Табари, которого они так старательно пытались предать забвению, живёт в сердцах людей до сих пор. Учёному была отпущена Всевышним долгая жизнь, за которую он успел многое.

 

Составил множество книг в самых разных областях знаний, оставил множество учеников, которые донесли знания учёного до последующих поколений, указал многим верующим истинный путь, следуя по которому они непременно добьются успеха в обоих мирах, и, конечно же, показал прекрасный пример, как должен жить истинный мусульманин.

 

Таким был учёный-богослов, муфассир и историограф, которого некоторые учёные за обширные познания в Исламе даже назвали обновителем исламских наук третьего столетия хиджры, – Мухаммад ибн Джарир ат-Табари. Да не лишит нас Аллах ﷻ его благодати и заступничества. Амин!


МАХАЧ ГИТИНОВАСОВ