27 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Посланник Аллаха ﷺ о коррупции

Из-за разгула коррупции многие страны мира не могут развиваться и преодолеть экономический кризис. Неудивительно, ведь злоупотребление властью и ресурсами со стороны государственных служащих препятствует экономическому прогрессу.

Коррупция – это злоупотребление служебным положением и полномочиями, дача и получение взятки, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды для себя или третьих лиц.

 

Несправедливое отношение чиновников к гражданам и недобросовестное исполнение должностных обязанностей отталкивает простых людей от власти и государства. Это также лишает бизнесменов желания инвестировать средства в развитие своей страны. К великому сожалению, коррупция получила широкое распространение и среди мусульман.

 

В связи с этим кто-то может подумать, что в исламской культуре есть что-либо, способствующее коррупции. Ответ на это однозначный: «Нет». Наоборот, коррупция имеет место, когда мусульмане, являющиеся гражданами того или иного государства, не исполняют предписания религии. Процветание коррупции в обществе мусульман свидетельствует о том, что они недостаточно верны сути исламского учения.

 

В Исламе каждому человеку вменено в обязанность пресекать любое злоупотребление властью и положением. В таких случаях разрешается даже хула, если иным путём добиться намеченной цели невозможно. О необходимости противодействия коррупции и запрете всех деяний, связанных с ней, очень много пишут в своих трудах учёные-богословы прошлого и современности.

 

Многочисленные хадисы Пророка ﷺ являются примерами того, как Ислам боролся и борется с коррупцией. Согласно известному хадису Пророка ﷺ, каждый правитель, глава, начальник, директор – любой гражданин, занимающий должность, от которого зависит благополучие людей, несёт персональную и коллективную ответственность за их благополучие, свои действия и своё бездействие.

 

Со слов Абдуллаха ибн Умара رضي الله عنه передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Каждый из вас является пастырем, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству. Правитель является пастырем, и он ответственен за свою паству. мужчина является пастырем в своей семье и отвечает за свою паству. Женщина является пастырем, присматривающим за домом своего мужа, и она ответственна за свою паству.

 

Слуга является пастырем в имуществе (деньгах) своего хозяина, и он несёт ответственность за свою паству. и так каждый из вас является пастырем, и (каждый из вас) несёт ответственность за свою паству» (аль-Бухари, Муслим). В этом мире многим удаётся уйти от ответственности, используя коррупционные схемы, свою власть и положение в обществе.

 

Однако в Ахирате (загробном мире) каждому человеку, какие бы высокие должности он ни занимал, непременно придётся держать ответ перед Всевышним за содеянное. В хадисе от Абу Хурайры رضي الله عنه передаётся, что однажды Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах ﷻ обязательно спросит с них (правителей) за всё, что Он вверил им» (аль-Бухари, Муслим и другие).

 

Следовательно, если человек, осуществляя свои полномочия, был несправедлив и не исполнял свои обязанности добросовестно, его ждёт страшная кара – наказание, и Рай для него станет запретным. От Абу Яля Макиля бин Ясара رضي الله عنه передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «любой властитель, который будет управлять делами мусульман, но не станет трудиться изо всех сил ради их блага, сердечно относиться к ним, не войдёт с ними в рай» (аль-Бухари, Муслим, Ибн Хиббан).

 

В версии этого хадиса, которую приводит только аль-Бухари, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «…и если он не станет проявлять сердечного отношения к ним, то не ощутит даже запаха рая». Посланник Аллаха ﷺ сам не допускал бессердечного отношения к своим сподвижникам и не любил тех, кто так поступает. Более того,

 

Пророк ﷺ обращался ко Всевышнему Аллаху с мольбой, чтобы Он был суров к тем, кто сурово относится к людям, которые вверены ему. От матери правоверных Айши رضي الله عنه передаётся, что она слышала, как Посланник Аллаха ﷺ, находясь в её доме, сказал: «О Аллах ﷻ, будь суров к тем, кто, получив хоть какую-то власть над людьми из моей общины, будет суров с ними, и будь добр к тем, кто, получив хоть какую-то власть, будет проявлять доброту и милосердие по отношению к ним» (Муслим, Ибн Хиббан).

 

В этом хадисе Пророк ﷺ высказал тем, кто получил хоть какую-то власть над людьми, строжайшее предостережение не причинять им затруднений и побуждал быть доброжелательными к ним. 
Следуя Сунне Пророка ﷺ, его сподвижники предупреждали правителей, наставляли их и доносили до них слова Посланника Аллаха ﷺ, в которых он предостерегал власть имущих от коррупции.

 

Сообщается, что однажды сподвижник Пророка ﷺ, отличавшийся праведностью, Аиз бин Амр رضي الله عنه явился к Убайдуллаху бин Зийаду (наместнику Басры, управлявшему городом при омейядском халифе Язиде ибн Муавии) и сказал ему: «О сынок, поистине слышал я, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Наихудшими пастырями являются те, кто проявляет жестокость», – так остерегайся же оказаться одним из них!» (Муслим)

 

С целью предотвращения личной заинтересованности государственных служащих и противодействия коррупции Посланник Аллаха ﷺ не назначал на руководящие должности тех, кто об этом просил лично, особенно если человек не обладал необходимыми для руководителя качествами. От Абу Зарра رضي الله عنه передаётся, что он однажды обратился к Пророку ﷺ с предложением: «О Посланник Аллаха ﷺ, не назначишь ли ты меня управлять чем-либо?» в ответ Пророк ﷺ ударил меня рукой по плечу, а потом сказал: «О Абу Зарр رضي الله عنه, поистине, ты слаб, а власть представляет собой нечто доверенное человеку (аманат), и в День воскрешения она обернётся позором и сожалением для любого человека, за исключением того, кто получит её по праву и выполнит всё, что ему как правителю положено было сделать» (Муслим).

 

Противодействие коррупции является не только обязанностью власти и правоохранительных органов. Это является коллективной обязанностью всего общества. Поэтому хорошенько подумайте перед тем, как предложить чиновнику совершить коррупционное правонарушение.

 

Вспомните слова Пророка ﷺ перед тем, как дать или получить взятку, ведь грех будет на обоих: на том, кто дал, и на том, кто получил. Идя на такое ужасное преступление, мы подвергаем себя серьёзной опасности. Разгул коррупции не только приводит страну к экономическому кризису, но и влияет на все слои населения, тормозит развитие всего позитивного и препятствует любому прогрессу в государстве и обществе. 


 НУРМУХАММАД ИЗУДИНОВ