26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: История

Далёкие пути: мусульмане Кейптауна в Южной Африке

В 1990 году международное сообщество с радостью встретило новость об освобождении после 27-летнего заточения Нельсона Манделы (1918–2013), лидера в борьбе против апартеида (расовой сегрегации) в Южной Африке. Oн стал первым чернокожим президентом ЮАР и лауреатом Нобелевской премии мира, а впоследствии известен как «Отец нации». Он провёл 18 лет своего политического тюремного заключения на острове Роббен близ Кейптауна на самом юге Африки.

В 1792 году, за почти два столетия до этих событий, другой влиятельный политический заключённый, изгнанный индонезийский религиозный лидер имам Абдуллах ибн Кади Абдус Салам (1712– 1807), осуждённый голландцами, которые в то время правили на территории мыса Доброй Надежды («Капская колония»), был освобождён с острова Роббен после 12 лет лишения свободы.

 

Имам Абдуллах был образованным исламским учёным и лидером сопротивления голландским колониальным властям на восточном индонезийском архипелаге. После его задержания до отправки в 1770 году в Капскую колонию голландцы отобрали у него все религиозные тексты, чтобы ограничить его возможности распространять Ислам.

 

Однако имам Абдуллах был хафизом и во время своего тюремного заключения написал несколько экземпляров Священной Книги, а также учебник для местных мусульман «Ма’рифа аль-Ислам аль-Иман» («Знание Ислама и веры»). После освобождения он остался в Кейптауне, где стал известен как Туан Гуру (мастер-учитель) за его преданность исламскому образованию и обращению людей в Ислам. В 1793 году он основал первое медресе Южной Африки, а в 1798 году открыл первую мечеть Южной Африки (мечеть Ауваль).

 

В 1497 году португальский моряк Васко да Гама был первым европейцем, который обогнул мыс Доброй Надежды, открыв новую главу в мировой истории: европейские державы получили морской доступ к богатейшим землям, граничащим с Индийским океаном и Восточной Азией.

 

Однако европейцы не основали поселение на мысе до 1652 года, когда Голландская Ост-Индская компания (ГОИК) открыла небольшой перевалочный пункт для своих судов, плавающих между Европой и Азией. В то время голландцы контролировали части Индии и Цейлона и большую часть Ост-Индии (индонезийский архипелаг).

 

В 1658 году первая значительная группа мусульман (свободные «мардикеры») была привезена на работу на Капской колонии из Амбон на Молуккских островах. Несмотря на то, что мусульманам-мардикерам под страхом смерти было запрещено публичное богослужение, в частном порядке им это разрешалось: «Никто не должен доставлять неудобства амбонийцам по поводу их религии, если они не практикуют публично или не хотят распространять её среди христиан и язычников».

 

Аналогичная политика применялась на всех территориях ГОИК. Хотя мардикеры были свободны, с ранних дней жизнеспособность европейского поселения в Kапской колонии зависела от принудительного рабства или каторжного труда.

 

ГОИК завозила своих рабов главным образом из Восточной Африки, Мадагаскара и южного и юго-восточного регионов с высокой концентрацией жителей-мусульман. XVII и XVIII века – период интенсивной борьбы за контроль над территорией в Ост-Индии между голландскими колонизаторами и правителями могущественных местных государств, многие из которых недавно приняли Ислам.

 

Многие коренные мусульмане совершили хадж, некоторые оставались на длительные периоды обучения в Мекке, Медине и других исламских центрах. В Ост-Индии, как и в остальном исламском мире, расцветала эпоха широкомасштабного участия в учении тасаввуфа (суфизма) как более высокого измерения исламской веры.

 

Образованные шейхи, получившие официальные полномочия обучать других людей от признанных религиозных наставников на Ближнем Востоке, по возвращении становились во главе своих общин. Будучи часто доверенными советниками местных правителей-мусульман, они имели существенное духовное влияние и часто находились в авангарде борьбы против голландцев.

 

ГОИК нашла решение противостоять угрозам своей власти в виде депортации простолюдинов в капскую колонию в качестве осуждённых или рабов. Если это были лица, пользующиеся авторитетом среди местного населения, то их высылали как религиозных и политических ссыльных. Наиболее заметным среди ссыльных являлся шейх Юсуф аль-Тадж аль-Халвати аль-Макассари (1626– 1699), один из самых почитаемых исторических деятелей Индонезии.

 

Родившийся в Макассаре, столице недавно принявшего Ислам Султанате Гова в Южном Сулавеси (восточная Индонезия), шейх Юсуф провёл годы в Мекке и учебных кругах Ближнего Востока, присоединившись к тарикатам Накшбандия и Халватия. Это был период, когда неортодоксальные местные суфийские доктрины на архипелаге заменялись более нормативными формами суннитского Ислама, как это изложено в трудах имама аль-Газали (около 1058 – 1111), чьих идей придерживался шейх Юсуф.

 

По возвращении в Ост-Индию шейх Юсуф стал влиятельным религиозным учителем и ключевым сторонником султана Агенга из Бантена (1631–1695), Джава, в его вооружённой борьбе против голландцев. Он был схвачен в 1683 году и сослан сначала на Цейлон, а затем в 1694 году в Капскую колонию вместе со свитой из числа членов его семьи, имамов и друзей.

 

Чтобы изолировать этих влиятельных мусульман от жителей-рабов, их разместили в Зандвлите на некотором расстоянии от Кейптауна. Тем не менее, небольшое поселение стало убежищем для беглых рабов и ядром мусульманской общины в Южной Африке. После кончины шейха в 1699 году и его первоначального захоронения в могиле поблизости от места жительства с видом на поселение Макассар (как его стали называть), его останки были репатриированы в Южный Сулавеси.

 

Хотя его могила на мысе пуста, она особенно почитается как святое место или крамат – одна из более чем 25 гробниц уважаемых ссыльных шейхов и других почтенных мусульман, которых местные мусульмане считают защитой всего полуострова Кейп по священной цепочке.

 

Периодическая ссылка в Kапскую колонию из Южной и Юго-Восточной Азии религиозных изгнанников и осуждённых, которые получили глубокое образование в основных центрах исламского мира, сыграла важнейшую роль в гармонизации образа жизни южноафриканской мусульманской общины (преимущественно суннитов шафиитского мазхаба).

 

В конце XVIII века наблюдалось более спокойное отношение со стороны властей Кейптауна к исламскому богослужению, прежде всего среди голландцев, а затем англичан, которые в 1795 году взяли под свой контроль мыс. К 1770-м годам мусульмане регулярно проводили богослужения под открытым небом только за пределами города.

 

После того как первый британский губернатор разрешил Туан Гуру открыть медресе и мечеть, в 1807 году была построена ещё одна крупная мечеть (мечеть «Пальмовое дерево»), а к 1834 году появилось ещё пять небольших мечетей, а также два медресе, в одном из которых обучался 491 ученик.

 

Мусульмане всех встречали с добром. Новообращённые нашли новую жизнь в Исламе: если рабство и расовая дискриминация были социальной смертью, обращение было как социальным, так и духовным воскрешением. Человек, принявший Ислам, стал, по словам местного христианского обозревателя, «настоящим, а не номинальным членом обширного общества.

 

Не только в мечети он чувствует себя социальным существом; в каждом жилище, где жил мусульманин, он находит дом и брата». С этого поселения мусульманская община Южной Африки продолжала расти. Начиная с конца XIX века она была сильно затронута сегрегационистской политикой и сыграла значительную роль в борьбе против апартеида.

 

Сегодня около 900 тысяч южноафриканцев являются мусульманами, и в стране действуют более 500 мечетей, 408 учебных заведений и колледжей, мусульманские частные школы, центры религиозного обучения и колледжи исламских наук. Мусульмане занимают множество ключевых должностей в правительстве. В сложном экономическом окружении «халяльный» туризм играет образцовую роль.

 

Накануне первых демократических выборов в стране в 1994 году мусульмане в Кейптауне отметили 300 лет Ислама в Южной Африке. Главной точкой национального праздника стал массовый сбор вокруг гробницы шейха Юсуфа как «Отца Ислама» в Южной Африке.

 

В своём обращении к Центру исламских исследований Оксфордского университета в этом году президент Мандела размышлял об исторических и потенциальных отношениях Ислама с другими религиозными конфессиями в Африке: «Когда Пророк Мухаммад  отправил своих угнетённых последователей к африканскому христианскому королю Абиссинии Негусу в поиске безопасности и они получили его защиту, разве это не пример терпимости и сотрудничества, которому сегодня будут подражать?

 

Разве это не главный указатель на ту роль, которую может играть религия, и духовное руководство, которое она может предоставить в обеспечении сегодня социального обновления на нашем континенте и в мире?»
 
ГАЙ (ГАЙДАР) ПЕТEРБРИДЖ, ПРОФЕССОР, СПЕЦИАЛИСТ ПО КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ И ИСТОРИИ ИСЛАМА, АВСТРАЛИЯ, РОССИЯ