12 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Абу Али ибн Сина

Величайший мыслитель своего времени и отличный теоретик и практик медицины, по книгам которого учились в университетах не только исламского мира, но и Европы вплоть до XIX века, – Абу Али ибн Сина, впрочем, больше известный по европейскому имени – Авиценна.

На самом деле его полное имя, как и большинства людей того времени, звучало намного длиннее: Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн аль-Хасан ибн Али ибн Сина. Впрочем, почти полностью оно было составлено из куньи. Всего он занимался 29 различными областями науки и написал по ним более 450 трудов.

 

До нашего времени дошли только 274 его работы. Почти половина его наследия оказалась для нас недоступной. Мальчик, тогда ещё просто Хусейн, с детства проявлял необычайную одарённость и ясный ум. Прежде всего это проявилось в изучении Корана и исламских наук.

 

Но его наставники решили не ограничивать развитого и способного ребёнка только этим, а дали всестороннее образование. Большая в этом заслуга принадлежит учёному Абу Абдаллаху Натили, который в тот момент проживал в Бухаре. С 14 лет мальчик занимался самостоятельно по книгам, а в 16 лет уже был приглашён к эмируБухары в качестве придворного лекаря.

 

После падения династии Саманидов он уезжает в Ургенч, где получает неофициальный титул «Князь врачей». А в 1008 году он получает приглашение от Махмуда Газневи приехать в Лахор (ныне Пакистан), где в то время при дворе султана сформировалась целая плеяда блистательных звёзд науки, философии и литературы. Однако Ибн Сина выбрал независимость.

 

Часть своих научных работ он написал в это время скитаний, зачастую не покидая седла. В 1015–1024 гг. он служил визирем при дворе султана в Хамадане и был единственным лекарем, который мог лечить болезнь правителя и купировать её острые приступы.

 

Именно поэтому, несмотря на то, что военная хунта была недовольна Ибн Синой и султан был вынужден изгнать его, буквально через несколько дней правитель вернул его назад, поскольку с очередным приступом болезни никто не мог справиться. Последние 14 лет жизни он служил правителю Исфахана при дворе эмира Аля ад-Давла, где для него создали благоприятные условия для научной деятельности.

 

Он был главным врачом и советником эмира, сопровождал его даже в военных походах. Именно здесь был завершён его монументальный медицинский труд «Канон врачебной науки». Многие рукописи его трудов, в том числе «Книга справедливости» («Китаб уль-инсаф»), сгорели во время нападения на Исфахан газнийского войска. К сожалению, для нас не осталось даже их копий. 

 

В июне 1037 года в одном из военных походов Ибн Сина заболел сильным расстройством желудочно-кишечного тракта, от которого не смог излечить себя. Перед смертью он надиктовал истинно исламское завещание, в котором была изложена его последняя воля: отпустить всех рабов и выплатить им награду, а также отдать всё его имущество беднякам.

 

Похоронили учёного в Хамадане у городской стены, а через восемь месяцев его прах перевезли в Исфахан и перезахоронили в мавзолее эмира. Даже дошедшее до нас наследие великого учёного является огромным:

1. Два энциклопедических сборника.

2. Двенадцать медицинских трактатов.

3. Труды по химии с открытиями в области перегонки эфирных масел.

4. Труды по механике, в том числе учение о силах.

5. Труды по астрономии, в том числе с новым способом определения координат и инструкцией по созданию прибора, работающего по принципу астролябии.

6. Философское учение, которое было выражено в трудах «Книга о птицах», «Книга о любви», «Книга о сущности молитвы», «Книга о смысле паломничества», «Книга об избавлении от страха смерти», «Книга о предопределении».

 

В психологии Ибн Сина разработал также своё собственное учение о темпераменте и характере человека. Многие серьёзные научные работы Ибн Сина писал в виде поэм, используя четверостишия. Есть среди его творчества и лирические стихотворные произведения – четверостишия и рубаи.

 

Наиболее известные его литературные работы – философская повесть-аллегория «Хай ибн Якзан», поэма из двадцати двустиший «Птица», «Саламан и Абсаль». Они повлияли на развитие арабской, иранской и тюркоязычной литератур. В частности, классик ираноязычной поэзии XII века Омар Хайям называл Ибн Сину своим учителем.

 

ФАТИМА МАНЗУР, ШЕЙХУПУРА, ПАКИСТАН

Комментарии (1)

  • 11.12.2018
    Хвала Аллагьу Господу миров. О Аллагь благослови лучшее Твое творение, любимое Твое создание Пророка Мухаммада и семью его, и сподвижников наилучшим благословением, бесконечное количество раз и даруй им обещанные высочайшие степени в Раю. Амин.