13 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Социальная

Оздоровление общества через духовно-светское образование

Думая о формировании будущего поколения и ведя преподавательскую деятельность в вузах страны, всё больше убеждаюсь в том, что в системе светского образования и практически во всей системе государственного управления существует острая проблема – явный дефицит духовности. Среди множества причин такого положения чётко просматривается аспект отсутствия в образовательном процессе комплексного подхода в наполнении, развитии и использовании духовного и человеческого потенциала.

Собственный опыт и анализ зарубежных и отечественных материалов, посвящённых интеграции различных образовательных систем, позволили установить, что проблеме духовно-светского образования на государственном уровне практически не уделяется внимания. А это, на наш взгляд, может привести не к оздоровлению общества, а к его деградации в перспективе.  

 

Проблема отсутствия духовности существует во всех странах мира, и особенно в европейских. Однако лишь знать о наличии проблемы – мало, важно что-то предпринимать для её решения.  Как известно, ещё с самых дальних времён формирование, развитие и организация государственности и жизнедеятельности общества существовали в двух аспектах самостоятельных миров – как светского, так и религиозного.

 

И практически традиционно во всех государствах физическими и интеллектуальными потенциалами граждан распоряжалось и управляло государство (светская власть), так же как и сейчас, а за духовное состояние и развитие населения отвечали религиозные объединения (муфтият, церковь и т. д.). Причём последние выступали как бы на вторых ролях, а иногда вообще без ролей, как в советское время, плоды чего мы ощущаем и сегодня.

 

Благо, по милости Всевышнего, сегодня Он одарил нас возможностью ускоренными темпами восполнить этот пробел, и мы все этим должны воспользоваться. Что можно предложить? Предлагаю всем миром заняться упущенными возможностями оздоровления общества именно через духовно-светское образование и развитие. О котором предельно кратко изложу своё видение и позицию с выдвижением предложений.

 

Более того, призываю к этому всех, кому небезразлично формирование современной богобоязненной личности. Понятно, что светское специальное образование старается обеспечить личности её востребованность в обществе и хозяйственной деятельности, продвижение по служебной лестнице, карьерный рост, перспективы благосостояния и т. д. Что касается духовного развития и образования, здесь много непонятного на первый взгляд.

 

Представляется, что один из главных путей улучшения ситуации заключается в трансформации светского образования в духовно-светское, где духовная составляющая в светском образовании может рассматриваться через идеалистическую и божественную духовность. Понимаю, что дать параллельно два образования во многих вузах проблематично.

 

Но представляется возможным использование других механизмов обеспечения духовной составляющей в светских вузах – дополнительные, консультационные и иные формы, ориентированные на высокое благонравие и богобоязненность, которыми могла бы управлять государственная система совместно с системой духовного управления.

 

Но этого придётся долго ждать, так как дела подобного рода, как правило, быстро не решаются, а времени слишком мало. Поэтому я предлагаю другой, наиболее реальный на сегодня вариант, исходя из личного опыта. Речь пойдёт о дополнительном самообразовании и саморазвитии студентов, обучающихся в светских образовательных учреждениях, молодёжи, да и тех взрослых, кто упустил такую возможность в прошлом или не имел возможности приобрести духовное воспитание.

 

Пророк Мухаммад e говорил по этому поводу: «Приобретение знаний – обязанность каждого мусульманина» (Табрани, Байхаки). Если мы действительно являемся последователями Пророка Мухаммада e – лучшего из людей, то обязаны придерживаться изложенного выше высказывания и действовать по нему. Благо у нас в Дагестане, да и по всей России, такие возможности предоставлены.

 

К примеру, не представляет трудности любому обучающемуся в светском образовательном учреждении по вечерам 2–3 раза в неделю посещать исламское медресе или же уроки при мечетях. Если нам в будущем в массовом порядке удастся призвать и сформировать личности с духовно-светским образованием, пусть через медресе и самообразование, как мы рекомендуем, то можно рассчитывать на высоконравственное поколение в перспективе.

 

Самое главное для человека – это преодоление психологического барьера и колоссальное желание. Я это все говорю исходя из своего опыта. В свои 65 лет, уже отучившись на двух курсах медресе при Дагестанском исламском университете, получил очень многое и с большим удовлетворением продолжаю приобретать духовные знания. Кстати, этим же занимается и моя супруга – заслуженный учитель России.

 

К сожалению, у нас не было таких возможностей, когда мы жили за пределами республики, о чём очень сожалеем. Мы приводим и описываем свой опыт с целью довести это до светской молодёжи, да и старшего поколения тоже, свои убеждения в необходимости самосовершенствования и самообразования в аспекте благонравия и духовного развития. Начался учебный год, не откладывайте на потом то, что можно приобрести сейчас. Запланируйте сегодня начало самосовершенствования и самообразования в медресе – и вы не пожалеете.  

 

Резюмируя сказанное в самом широком аспекте с позиций системности и на государственном уровне, можно сделать вывод: оздоровление общества именно через духовно-светское образование и развитие является прерогативой интеграционной деятельности государства и духовного управления. 
Сегодня есть общие представления и желание работать в этом направлении, о чём неоднократно говорилось на самом высоком уровне.

 

Власти России намерены уделить особое внимание развитию отечественной исламской богословской школы. Об этом заявил президент РФ В. В. Путин, будучи на встрече с муфтиями централизованных религиозных организаций мусульман в Казани в этом году. «в 2013 году мы со многими, в том числе здесь представленными, встречались в Уфе.

 

Тогда говорили, сейчас я хочу ещё раз это подчеркнуть: традиционный ислам является важнейшей частью российского культурного кода, а мусульманская умма, без всякого сомнения, – очень важная часть российского многонационального народа. и мы тогда ещё говорили о необходимости возрождения богословского исламского образования в России.

 

Мы, безусловно, будем поддерживать дальше», – сказал глава государства. В ходе встречи В. В. Путин также отметил, что сотрудничество светских вузов с исламскими образовательными центрами в рамках совместных программ способно вывести мусульманское образование на новый уровень.

 

Сама по себе практика взаимодействия с крупными федеральными вузами очень важна, особенно на данном этапе развития религиозного образования. Сотрудничество с крупным учебным заведением, с научным центром придаёт совершенно другую окраску и уровень религиозному образованию, особенно на этапе становления, делает его фундаментальным, приводит слова Путина ТАСС. Кроме того, глава государства уверен, что традиционное исламское образование – весьма важный фактор в деле воспитания молодёжи, которая зачастую подвержена всевозможным деструктивным идеям.

 

«Но с этими идеями, даже деструктивными, можно бороться только одним способом: с помощью других идей. Таких, которые продвигают и воспитывают в людях в духовной академии, которая создана здесь, в других академиях и учебных заведениях», – высказался президент.  Прошу Всевышнего оказать Свою милость и одарить российское общество желанием приобрести знания духовнонравственного воспитания и всецело воплотить их и нравы в повседневной нашей жизни. Амин!

 

 МУХАММАД-БУКАР ГАМИДУЛЛАЕВ, Д. Э. Н, ПРОФЕССОР, АКАДЕМИК МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИИ НАУКИ И ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

Комментарии (1)

  • 11.12.2018
    Хвала Аллагьу Господу миров. О Аллагь благослови лучшее Твое творение, любимое Твое создание Пророка Мухаммада и семью его, и сподвижников наилучшим благословением, бесконечное количество раз и даруй им обещанные высочайшие степени в Раю. Амин.