Одним можно, а другим нельзя?

– Пропустите, пожалуйста. – Да проходите. – Если вы пропустите, я смогу пройти. Но если вы так и будете стоять, то я не смогу выйти. – Ишь какая, а ещё в хиджабе, исламская. Женщина в автобусе явно испытывала на прочность «исламское» терпение девушки в хиджабе, при этом сама она была одета по Шариату. Как так получается, что одни – «исламские», и они не имеют права даже попросить пропустить их к выходу в автобусе, а другие – ну просто небожители какие-то и с них взятки гладки?

статья опубликована в номере: 19 (560) / от 01 октября 2018 (Мухаррам 1440 г.)
160

Почему одним можно, а другим нельзя? Почему требования к соблюдению правил поведения в обществе так разнятся? И почему Ислам кажется некоей повинностью, которую взяли на себя одни, но не решаются взять на себя другие?

 

Начнём с того, что обязанности, предписанные Исламом, возлагаются одинаково на всех мусульман. Если девушка надела хиджаб, то она должна его носить, но точно так же должна его носить и та, что не носит его и боится начать, думая, что если надела, то уже возлагается обязанность, которую с себя не скинешь.

 

Обязанность эта и так есть – как у носящей платок мусульманки, так и у той, что не прикрывает аврат (всё тело, кроме лица и кистей рук). Всё остальное – это отговорки, чтобы как-то облегчить себе ответственность. То же самое с совершением намаза: «Я не могу начать его делать, а то вдруг перестану».

 

Совершает мусульманин намаз или не совершает, он остаётся одинаковым долгом для всех представителей исламской религии. Независимо от того, совершил человек его хоть раз в жизни или только собирается, или молится нерегулярно, то совершая молитву, то прекращая совершать. Как раз таки сложнее всего придётся тем, кто её «никак не начнёт делать».

 

Долгов будет больше. Каждый день – пять долговых намазов. Никуда обязательные намазы не исчезают, их количество не обнуляется, они не сгорают, как бонусы. Они просто копятся неподъёмным долгом, если мусульманин их не совершает. 

 

«Знаем мы вас в платках!», «Эти в тюбетейках все такие! Те, кто молится, хуже всех!», «Это так вас в Исламе учат?» – такие фразы не имеют под собой никакого логического обоснования, а цели достигают совершенно противоположной – порочат саму религию, к которой этнически относятся и сами её хулящие. Почему виновата религия и в чём провинились те, кто её соблюдает?

 

Люди хамят и ведут себя невоспитанно не потому, что они в тюбетейках или платках, или совершают намаз. Безусловно, они должны себя вести с соблюдением приличий, но точно так же должны соблюдать этикет и остальные. Каждый склонен думать о себе лучше, чем он есть на самом деле.

 

Но, даже имея о себе хорошее мнение, нужно ещё и стремиться к этому хорошему. Искать в себе изъяны, находить их и исправлять. Это бесконечный процесс борьбы со своим эго, который человек ведёт всю свою жизнь. Те правила вежливости, которые соблюдаются по отношению к другим, должны соблюдаться и по отношению ко всем: в тюбетейке ли человек, в платке ли.

 

Одна моя знакомая рассказала такой случай из своей жизни. Когда ей нахамили в одной организации и она ответила в резкой форме, она услышала: «А ещё мусульманка». Терпения и такта нужно придерживаться в отношении всех людей, а если у кого-то неприемлемое поведение вызвало негативную реакцию, – так все мы люди, нельзя требовать от других того, чего не требуешь от себя. Критическое отношение к себе позволяет человеку менять себя в лучшую сторону.

 

АЙША ТУХАЕВА

Также в рубрике

Как стать хорошим отцом

Есть такая поговорка: «Новые деньги печатаются каждый день, а дети будут маленькими всего лишь раз».

Три главные причины распада семьи

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», – утверждал

Как правильно готовиться к ЕГЭ

Близится время, когда выпускники школ пойдут сдавать первый важный экзамен в их жизни. В этой связи многие

Как правильно давать советы?

«Всякий совет к разуму хорош» – гласит народная мудрость. Советы – это, конечно, хорошо, но вот знаем ли мы,