13 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Сила веры

Аллах не даёт нам почувствовать сладость истинного братства до тех пор не уделяем должного внимания обязанностям, которые должны быть соблюдены по отношению друг к другу.

Как укрепляется иман

 

Во время газавата (священной войны) при Ярмуке (Сирия) один из сподвижников Пророка ﷺ нашёл на поле боя троих раненых своих братьев по вере. Один за другим они были ранены и лежали неподалёку друг от друга. Первый из них попросил воды. Однако, когда принесли воду, он, указав на следующего раненого, сказал: «Отнесите ему, он более нуждается, чем я».

 

Когда преподнесли воду второму, тот сказал: «Подайте тому, кто лежит выше меня. Его жажда сильнее моей», – и указал на третьего. Когда поднесли третьему раненому, он указал на того первого, который лежал вначале (был ранен раньше него), и попросил, чтобы отнесли воду ему: «Отнесите сначала ему, у него раны глубже, чем мои...».

 

Когда человек с водой снова подошёл к первому, обнаружил, что тот уже скончался. Тут он подбежал ко второму – его тоже обнаружил без дыхания; бросился к третьему – и его уже не стало... Так, ни один из трёх сподвижников не выпил воды, беспокоясь и переживая за другого своего брата по вере. Вот каково было братство в сердцах людей того времени.

 

И это было истинное братство. И то, что скрепляло их сердца истинным братством, – это был иман (вера) и сплочение вокруг религии Аллаха ﷻ. Эта вера в Аллаха ﷻ и убеждённость в Его религии укрепляли в их сердцах такую глубокую любовь. Они не объединялись вокруг богатства и чинов, начальников и власть имущих, как объединяются вокруг таковых некоторые люди в наше время. Объединяющей силой их был Ислам.

 

И за их (сподвижников) приверженность вере, за то, что держались за Ислам, Аллах ﷻ даровал им такую крепкую веру. Всевышний Аллах в Священном Коране говорит (смысл): «Даже если бы все богатства мира ты, о Пророк ﷺ, раздал бы в качестве нафака (милостыни), чтобы сплотить их сердца, то не смог бы этого сделать, однако Аллах ﷻ сплотил их и сделал братьями» (сура «Аль-Анфаль», аят 63).

 

Некоторые говорят: давайте будем братьями по вере (мы же братья по вере). Но это лишь красивые слова. И больше похоже на взаимный договор между людьми, каждый из которых преследует свои определённые цели – обогатиться за счёт другого, или же получить признание, почёт, карьеру. А чтобы было настоящее, истинное братство, которое подразумевает религия, необходимо соблюсти определённые условия, арканы (столпы), суннаты (восхваляемую этику).

 

Почему же мы лишены этого? Истина в том, что Аллах ﷻ не даёт нам почувствовать сладость истинного братства до тех пор, пока мы не соблюдаем эти условия и не уделяем должного внимания этим арканам, обязанностям, суннатам, которые должны быть соблюдены (сохранены) по отношению друг к другу. До тех пор, пока мы не будем соблюдать эту этику взаимоотношений, Аллах ﷻ лишит нас сладости такого братства.

 

И какое у нас братство?! Каких братьев мы имеем? Кого мы называем братьями по вере? Не похоже ли наше братство сегодня на взаимовыгодный договор? Не ищем ли мы брата по вере состоятельного, известного, досточтимого, брата для собственного обогащения? То, что мы сегодня подразумеваем под братством по вере, больше похоже на братство ради благ этого мира.

 

Потому что этому «брату» нужен брат не для Ахирата (вечного мира), не истинный брат по вере (который направляет его и помогает приблизиться к Аллаху ﷻ и достичь Его довольства), а брат по жизни, за счёт которого он может самоутвердиться и обогатиться, брат ради мирских благ. Если кому-то из братьев даны временные блага (должность или деньги), со временем он становится всё популярнее, почётнее, известнее.

 

Вокруг него собирается толпа тех, кому нужны его благосклонность, влияние, необходимы его слово и поддержка, из-за чего стараются потакать ему во всём. И со временем  такой человек (у кого слабая вера) теряет голову и совершает нехорошие поступки. Ему всё сходит с рук, он начинает диктовать законы, к его слову прислушиваются, даже если он глуп и помешан, жулик или убийца, бандит или вор.

 

Он в почёте и ему подчиняются, какие бы низкие поступки он ни совершал. Почему так происходит? Потому что мы снисходительны к таким людям из-за их положения, из-за благ, которые, возможно, перепадут и нам, и мы сможем нажиться, но не потому, что мы переживаем за них истинным переживанием, как за брата по вере.

 

Был у нас один лидер (да смоет Аллах ﷻ его грехи и возвеличит степень) – истинный мусульманин, который рано ушёл из жизни. Так вот, пока он был жив, словно чёрные тучи собирались вокруг него «братья по вере», особенно много бывало молодых людей. Когда он умер, у него остался один сын, который учился у меня в медресе. За те годы, пока он учился у нас мутаалимом, о нём расспрашивали мать и дедушка с бабушкой.

 

Не ошибусь, если скажу, что кроме двух-трёх его близких людей никто не справлялся о его нуждах, состоянии его учёбы. Но уверенно могу сказать, что, если бы его отец был жив, к нему бы звонили и приезжали из разных мест. Однако этот сын не увидел того внимания, которое было при жизни их отца. Оказывавшим такое внимание нужно было самоутвердиться за счёт отца этого юноши, нужно было его слово в решении своих вопросов, его влияние и благословение.

 

Но погас тот свет, который освещал им жизнь, посредством которого можно было самоутвердиться, достичь чина, почёта и уважения, – и они исчезли. Шуайб аль-Багини (да смилуется над ним Аллах ﷻ) рассказывает: «С детства отец обучал меня по книгам исламской науки. В то же время он заставлял меня учить их наизусть.

 

Часто бывало так, что вечерами, когда я громко учил урок, мама делала замечание, чтобы я громко не читал». Позже, когда скончался мой отец Идрис, я полностью забыл то, что учил наизусть, потому как потеря отца стала большим ударом для меня. Я потерял смысл жизни от тоски и печали, был совершенно подавлен и потерян. Я понятия не имел, как жить дальше, что делать.

 

Но живы были ученики отца (его бывшие мутаалимы). Однажды один из его учеников сказал мне: «Когда я был в нужде, мне помог твой отец и наукам он обучил меня. Сегодня, когда ты нуждаешься в опекуне и наставнике, я помогу тебе и научу исламским знаниям (науке)». Вот какое братство и уважение было в то время между братьями по вере. Они были обладателями полноценной веры.

 

Их отличали порядочность, мужественность и преданность, потому что их сердца были наполнены светом истинной веры, и они соблюдали условия и обязанности, этикет верующего друг перед другом. Сын Хамзата-афанди (да смилуется над ним Аллах ﷻ ) Султан-Ахмед рассказывал: «Самым печальным было видеть тех братьев по вере, которые здоровались в обнимку и были приближёнными отца при жизни его, но проходили мимо, даже не удосужившись поздороваться, после смерти его.

 

Они проходили мимо как посторонние люди». Вот это один из примеров, когда вера у человека только на языке, а не в сердце и поступках. Поэтому, когда мы не соблюдаем то, чему учит Ислам, за короткое время портится наш характер и мы лишаемся милости Аллаха ﷻ. Когда вера у нас присутствует только на языке, но не в сердце, и мы не соблюдаем этикета по отношению друг к другу, это становится причиной ухудшения наших нравов.

 

У одного человека был сын-лодырь, который только и делал, что ел, пил, прожигал жизнь, занимался распутством, тратил отцовские деньги. И как-то отец представил, что же будет с сыном, когда его не станет. Он понял исход – сын опустится до того, что потеряет всё, накличет на свою голову много бед и несчастий. И пока не ушёл в мир иной, отец говорит сыну: «Сынок, видишь ли ты тот крючок на бревне? Когда меня не станет и наступят тяжёлые времена (а они наступят), ты окажешься в безвыходном положении – затяни верёвку и повесься на том крючке».

 

(А ведь мы знаем, что накладывать на себя руки Ислам запрещает! Тем не менее, отец рекомендует отпрыску поступать так.) Но не такого исхода жизни желал отец своему сыну. У него была цель – хотя бы этими словами дать сыну возможность задуматься и не сгубить свою душу…

 

Однако, как только отец скончался, сын больше прежнего начал прожигать свою жизнь – тратил деньги, пьянствовал, предавался распутству. И пока у него были деньги, вокруг собиралась толпа нахлебников. Кому-то нужны были его деньги, кому-то – ублажение своих низменных страстей. Как и предрекал отец, с его уходом сын начал растрачивать состояние; некому было зарабатывать средства, сын умел только тратить.

 

И с каждым днём сужался круг его друзей вместе с деньгами. Дошло до того, что он потерял и деньги. Одним словом – голодные коты-ротозеи тоже исчезли. И он остался один. Пребывая в таком положении, он услышал, что его бывший друг празднует день рождения и друзья собираются отмечать это событие в определённом месте. Он собрался к другу. Так как у него не было денег, он взял жареную курицу в долг и пошёл в то место, где собрались друзья.

 

В отличие от нынешних времён, когда праздники отмечают в залах или клубах, раньше  отмечали торжества в горах, у родников, на природе. То место, где друг лодыря отмечал день рождения, находилось на небольшой поляне на скале. Это было на подъёме, и, прежде чем взобраться туда самому, лодырю сначала пришлось перебросить курицу наверх. Как только он бросил курицу, подлетел стервятник и утащил её.

 

И ему пришлось идти к другу с пустыми руками. Придя на место, он начал было оправдываться: «Я шёл сюда не пустой, у меня была курица, но, как только я её перебросил, курицу забрал стервятник». Один из сидевших на мероприятии молодых людей начал подтрунивать над лодырем, якобы он всегда рассказывает такие сказки, «нет правды в его словах и доверия ему». Дошло до того, что он очень пожалел, что пришёл к ним.

 

И решил лодырь вернуться домой с обидой на друзей из-за услышанных оскорблений в свой адрес. Тут он вспоминает день, когда отец позвал его и указал на крючок, где он должен был повеситься, когда наступят тяжёлые времена. Сын подумал: «Вот он, тот день, когда я должен повеситься, и ничего другого мне не остаётся».

 

Перевод Халимат Магомедовой
(Продолжение следует)